Авторская программа курса по выбору Народные промыслы ( 7-9 классы)
Управление образования администрации города Шахтерска
Шахтерский учебно- воспитательный комплекс №1
Согласовано Утверждено Зав.методическим кабинетом Зам.начальника управления управления образования образования администрации администрации г. Шахтерска г. Шахтерска С.Л. Максименко А.Н. Федоренко ______________ _____________
Рассмотрено методическим советом Протокол №_____ от__________
Программа дополнительного образования кружка художественно-эстетического направления
« НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
для обучающихся 5-9 классов
Срок реализации программы – 2016-2017уч.г. Автор программы руководитель кружка, учитель трудового обучения Шахтерского УВК№1 Лапенко Г.М.
ШАХТЕРСК, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе модернизации образования все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления. Однако не менее важным направлением в воспитательном процессе в школах Донецкого края является художественно- эстетическая направленность. Необходимо научить детей ценить прекрасное, своими руками создавть изделия в народных традициях, дать им знания о традициях в народном творчестве родного края , приумножить славу родного края в области декоративно- прикладного творчества.
В настоящее время, время информационных технологий, у школьников заметно снизился интерес к народному творчеству, к разным видам рукоделия, к произведениям народного творчества, к искусству. И ведь вряд ли можно воспитать патриотов своего края, если не научить их ценить великое наследие своих предков, их творчество.
Все актуальнее становится в это нелегкое время ставшая крылатой фраза « Красота спасет мир!» Сейчас очень важно знакомить детей с прекрасным, учить их создавать красивые изделия своими руками и чтить многовековые традиции своего народа. Это и есть весомая, значительная часть всего патриотического воспитания .
Программа курса по выбору «Народные промыслы» предусматривает непосредственное знакомство учащихся с народным творчеством , обогащает их творческую фантазию, способствует воспитанию национального самосознания и патриотических чувств, любви к родной земле, уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.
Охватывая широкий круг учебных и воспитательных моментов, занятия по данному курсу пробуждают эстетические чувства учащихся, позитивное отношение к окружающей действительности, к произведениям искусства, к народному творчеству . Они стимулируют развитие творческих способностей учащихся, активизируют их любознательность, способствуют развитию навыков творчества и умения оценить художественные изделия.
Народное искусство сохраняет и упрочивает свои позиции в современном обществе. Его уроки - уроки жизнелюбия,высокой нравственности, эстетического подхода к действительности - важны в жизни каждого человека.
При обучении основам художественного ремесла, в процессе занятий, учащимся раскрывается замечательный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Школьники будут постигать не только старинные виды народного творчества, но и новейшие техники: артишок , канзаши, фелтинг, скрапбукинг.
Реализация содержания данной программы обеспечит решение таких задач:
-углубленное изучение конкретных видов народных ремесел, формирование умений по изготовлению художественных изделий;
-знакомство учащихся с основными видами народных промыслов края;
-привлечение учащихся к разным видам деятельности, связанных с народным творчеством ; -формирование у детей трудовых умений , основ культуры труда, умений подбирать материалы и инструменты для изготовления творческих изделий;
-знакомство с новыми техниками и технологиями изготовления художественных изделий;
- возрождение национальных традиций в народном творчестве, воспитание духовности, культуры;
- развитие творческих способностей детей , их жизненных компетентностей;
- воспитание активной жизненной позиции, потребности инициативно включаться в систему новых экономических отношений, в предпринимательскую деятельность;
- воспитание любви к народному творчеству, уважения к народным традициям.
Основные разделы программы:
1Изготовление изделий в технике папье-маше.
2.Роспись по дереву.
3.Выжигание по дереву.
4.Ковроткачество , аппликация из лоскутов и волокнистых материалов.
5.Изготовление декоративных изделий из кожи.
6.Работа с природными материалами.
7.Народная вышивка.
8.Вязание крючком,спицами.
9.Изготовление цветов из ткани, гофрированной бумаги.
10.Изготовление народной куклы.
11.Изготовление сувениров-оберегов .12.Оригами,квиллинг, киригами.
13. Артишок.
14.Канзаши.
15.Фелтинг.
16. Скрапбукинг.
17. Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов.
Занятия по данному курсу сочетают теоретический материал и практические работы . Знания и умения , полученные учащимися на занятиях, помогут организации творческих выставок- отчетов, активному участию в городских и областных выставках декоративно-прикладного творчества, воспитанию любви и уважения к народному творчеству,развитию творческих способностей детей , их умению работать самостоятельно и в коллективе.
Цели:
- воспитание достойного гражданина своей Родины, знающего и любящего свой край, свою Родину , своих близких, свой народ;
- воспитание любви к народному творчеству, к народным традициям;
- развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала;
-формирование у учащихся активной жизненной позиции, основных жизненных компетентностей;
- формирование у детей лучших человеческих качеств, умения работать в коллективе, ценить дружбу.
Задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-воспитание уважения к людям, к труду, к народным традициям;
- воспитание стремления знать о своем крае как можно больше;
-воспитание коллективизма, товарищества, патриотизма, гражданских качеств, чувства гордости и ответственности за свою Родину;
-ознакомление с историей и традициями нашего народа;
-формирование у детей активной жизненной позиции, адаптация их к реальной деятельности;
-ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
-формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в своей повседневной жизни;
-формирование толерантного поведения.
Методы по преимущественному источнику полученных знаний и умений:
Словесные, наглядные,практические;
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.
Срок реализации программы - 1уч.год
Формы организации работы: групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу .
Прогнозируемые результаты:
Наиболее важные предполагаемые результы по реализации программы:
-воспитание гражданственности , патриотизма, уважения к народному творчеству, к народным традициям, к народным умельцам;
-создание условий для раскрытия способностей подростка, как гармонично развивающейся личности;
-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в быту.
Реализация программы
Программа реализуется через работу кружка на базе Шахтерского УВК№1 по следующим направлениям:
- изучение исторических сведений о различных видах народного творчества, о народных традициях;
-освоение приемов по изготовлению изделий в разнообразных техниках;
-изготовление разнообразных изделий декоративно - прикладного творчества;
- встречи с народными умельцами родного края;
-организация школьных выставок декоративно-прикладного творчества к различным праздникам и мероприятиям;
-участие в городских ,областных и республиканских выставках народного творчества;
-участие в благотворительных акциях;
В процессе занятий будет создана лекторская группа, которая будет помогать руководителю кружка на теоретической части занятия, а также будет проводить экскурсии по организованным школьным выставкам по декоративно –прикладному творчеству.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
раздела
Название разделов и тем Кол-во часов1 Раздел 1. Изготовление изделий в технике папье-маше5
2 Раздел 2. Роспись по дереву 3
3 Раздел 3. Выжигание по дереву 3
4 Раздел 4. Ковроткачество, аппликация из лоскутов и волокнистых материалов3
5 Раздел 5. Изготовление декоративних изделий из кожи5
6 Раздел 6. Работа с природными материалами6
7 Раздел 7. Народная вышивка5
8 Раздел 8. Вязание крючком и спицами5
9 Раздел 9. Изготовление цветов из ткани,гофрированной бумаги4
10 Раздел10. Изготовление народной куклы4
11 Раздел 11.Изготовление сувениров-оберегов3
12 Раздел 12.Оригами.Квиллинг.Киригами. 4
13 Раздел 13.Артишок 4
14 Раздел14. Канзаши4
15 Раздел15. Фелтинг4
16 Раздел16. Скрапбукинг 2
17 Раздел17. Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов6
Всего : 70 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
зан.
Содержание учебного материалаКол-во часов
1
2
3
4
5 Раздел №1. Изготовление изделий в технике папье-маше
Творческое собеседование по данной теме. (Для самостоятельного изучения- «Основы художественного ремесла» 1ч. В.А. Барадулина, Москва, «Просвещение»,1987).Изготовление изделий в технологической последовательности ( практические занятия):
а) выбор формы;
б)лепка изделия (формирование из бумаги выбранной формы,«Основы художественного ремесла» ч. 1 стр 8-11);
в) грунтовка изделий(«Основы художественного ремесла» ч. 1 стр. 15-26);
г)роспись изделий(«Основы художественного ремесла»ч.1 стр15-26);
д) покрытие изделий лаком («Основы художественного ремесла» ч. 1 стр. 15). 5
1
1
1
1
1
6
7
8
Раздел №2.Роспись по дереву
Теоретические сведения о росписи по дереву; ( «Основы художественного ремесла» ч. 1 стр.67, В.А.Барадулина,Москва, «Просвещение»,1987 ) Роспись по дереву.Практические работы:
а)виды росписи ( «Основы художественного ремесла» ч. 1 стр. 77-98);
б) работа над эскизом (практическая работа);
в) роспись изделий (практическая работа по росписи кухонных дощечек, декоративных панно);
г) покрытие изделий лаком ( «Основы художественного ремесла» ч. 1 стр. 91). 3
1
1
1
9
10
11 Раздел №3. Выжигание по дереву
Теоретические сведения о технике выжигания по дереву (инструкционные карты):
а) работа над эскизом;
б) перенос рисунка на поверхность изделия (практическая работа);
в)выжигание по дереву, основные приемы;
г) покрытие изделий лаком (практическая работа).
\
3
1
1
1
12
13
14 Раздел №4 Ковроткачество, аппликация из лоскутов и волокнистых материалов,
Из истории развития ковроткачества(теоретические сведения;
« Основы художественного ремесла» ч. 2,В.А. Барадулина, Москва, «Просвещение», 1987)Практические работы :а) знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями (инструкционные карты);
б) разработка эскиза (практическая работа);
в) освоение приемов (практическая работа);
г) изготовление ковриков в технике лоскутной аппликации,набивных ковриков из волокнистых материалов (практические работы; «Прикрась свій дім»А.П.Гура, «Техніка», стр. 49-59). 3
1
1
1
15
16
17
18
19 Раздел №5.Изготовление декоративных изделий из кожи
Теоретические сведения о технике « пластика из кожи»
( «Вторая жизнь вещей»Н.П. Коноплева,Киев, «Техника»,2004
Практические занятия:
а)разработка эскиза;
б) подготовка материалов;
в) изготовление выкроек - шаблонов (практическая работа);
г) вырезание деталей, элементов (практическая работа);
д) опаливание краев деталей, элементов (практическая работа);
е) сборка цветка (практическая работа);
ж) изготовление брошей, заколок, кулонов, (практическая работа);
з)изготовление декоративных панно; оформление основ для декоративных панно; наклеивание деталей и элементов на основу согласно композиции (практическая работа). 5
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25 Раздел № 6.Работа с природными материалами Теоретические сведения о декоративных изделиях из природных материалов.
Практические занятия:
а) аппликации из соломки(. Журнал «Учись рисовать» В.М. Вильчинский,«Радянська школа», 1988, стр.52-53; практическая работа);
б) флористика(Журнал «Учись рисовать» В.М. Вильчинский, «Радянська школа» ,1988, стр. 50 – 51 ;практическая работа);
в) лозоплетение (теоретические и практические занятия; «Прикрась свій дім» Л.П. Гура, Киев, «Техника»,1990; «Руками сельского умельца» В.И. Микитчук,Киев, «Урожай»,1989; «Плетение из лозы» Т.М.Фисанович,»Феникс»,Москва, 2007)
г)организация и проведение конкурса « Умелые руки»
д) организация и проведение выставки « Мы все умеем» 6
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30 Раздел №7. Народная вышивка
Исторические сведения о народной вышивке
Практические занятия:
а) основные виды швов в украинской народной вышивке (Журнал «Учись вышивать» Л.М. Сорокина, «Радянська школа», 1986;)
б) основы техники объемной вышивки («Объемная вышивка» Х. Пирс, «Ниола 21-й век, 2004»); отработка приемов; вышивание изделий;
в) основы техники вышивания лентами («Вышивка лентами.Техника, приемы, модели» Э Кокс, «Клуб семейного досуга», Харьков, 2010); отработка приемов;вышивание изделий;
г) вышивание салфеток, декоративных панно, рушников и др. (практическая работа). 5
1
1
1
1
1
31
32
33
34
35 Раздел № 8 Вязание крючком и спицами(теоретические и практические занятия; журнал «Вяжем сами» З.Ф. Андреева, Киев,«Радянська школа», 1982):
а)демонстрация слайдов о вязаных изделиях, образцов вязаных изделий;
б)подбор крючков, пряжи для вязания; отработка основных приемов вязания крючком (практическое занятие);
в)вязание изделий крючком ( вязание изделий по схемам - салфетки, шарфы, шали, сумки и т.д.)
г) отработка основных приемов вязания спицами (практическое занятие);
д)вязание изделий спицами ( вязание по схемам - шарфы, шапки , свитеры и т.д.
5
1
1
1
1
1
36
37
38
39
Раздел №9 Изготовление цветов из ткани и гофрированной бумаги(теоретические и практические занятия; «Искусство делать цветы» Е.П. Сухорукова,Киев, 1992):
а)инструменты, материалы, приспособления для изготовления цветов из ткани; подготовка ткани , инструментов, приспособлений к работе;
б) изготовление выкроек-шаблонов ; нанесение контуров деталей и элементов на ткань;
в) вырезание деталей и элементов; булирование лепестков, гофрирование листьев; сборка цветка;
г) технология изготовления розы их гофрированной бумаги;
изготовление декоративных композиций из искусственных цветов с использованием основ из природных материалов.
4
1
1
1
1
40
41
42
43 Раздел №10 Изготовление народной куклы (теоретические сведения, практические занятия; «Обереги своими руками», В.И. Хоменко, « Клуб семейного досуга», Харьков, 2010):
а)основы технологии изготовления народной куклы;виды традиционных народных кукол, их магические функции;
материалы, приспособления для изготовления кукол; демонстрация образцов изделий;
б) технология изготовления куклы-мотанки; изготовление куклы-мотанки ( различные образы кукол);
в) технология изготовления куклы-зернушки; изготовление основы куклы –зернушки;
г)оформление куклы зернушки, отделочные работы. 4
1
1
1
1
44
45
46 Раздел №11 Изготовление сувениров - оберегов (теоретические сведения, практические занятия; В.И. Хоменко «Обереги своими руками», « Клуб семейного досуга» , Харьков, 2010):
а) виды современных сувениров-оберегов; материалы, инструменты, приспособления для изготовления сувениров -оберегов ;технологии их изготовления; магические функции сувениров - оберегов;
б) изготовление сувениров- оберегов( венички); их назначение;
в)изготовление сувениров-оберегов ( домовички) их назначение 3
1
1
1
47
48
49
50 Раздел №12 Оригами.Квиллинг, Киригами.( теоретические сведения, практические занятия).
а) основы техники оригами;ма териалы, инструменты для работы (М.В. Бедина. Оригами, «Клуб семейного досуга», Харьков, 2011);б) основные приемы техники оригами; изготовление изделий в технике оригами (птицы, животные , цветы);
в)основы техники квиллинг.( Д.Б. Крейн. Фантазии из бумажных лент; «Контент» Москва, 2010 );материалы, инструменты для работы;
в) основные приемы техники квиллинг ;изготовление изделий в технике квиллинг(декоративные композиции, панно).
Основные приемы киригами; изготовление изделий в технике киригами. 4
1
1
1
1
51
52
53
54 Раздел №13 Артишок ( теоретические сведения, практические занятия; «Декоративные детали» , Е.Карпова, Внешсигма, 2000)
а)основы техники артишок; материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике артишок.;
демонстрация слайдов, образцов изделий в технике артишок;
б)техника складывания треугольничков для изготовления изделий в технике артишок;
в)подготовка треугольничков (бумажные, тканевые ) для оформления изделий ( для наклеивания или прикрепления булавками к модулям-основам);
г)изготовление новогодних шариков в технике артишок; украшение, отделка изделий. 4
1
1
1
1
55
56
57
58 Раздел №14 Канзаши ( теоретические сведения , практические занятия; «Цветы из ткани .Канзаши.Украшения для волос, модные аксессуары и декор, Сильви Блондо, « Контент», 2014)
а)основы техники канзаши; материалы ,инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике канзаши; демонстрация слайдов, образцов изделий в технике канзаши;
б)нарезание квадратов из ленты,обжигание осыпающихся краев;формирование лепестков разной формы;
в) сборка изделия ( склеивание, соединение деталей изделия);
г)изготовление изделий в технике канзаши (броши, заколки для волос, новогодние игрушки и т.д.) 4
1
1
1
1
59
60
61
62 Раздел №15 Фелтинг ( теоретические сведения, практические занятия; « Фелтинг.Экзотические поделки из шерсти».Серия Город мастеров , Ольга Соколова, « Феникс», 2014)
а)основы техники фелтинг; материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике фелтинг; демонстрация слайдов, образцов изделий в технике фелтинг;
б)способы валяния изделий из натуральной шерсти ( сухое и мокрое валяние), демонстрация приемов валяния;
в)изготовление изделий по способу сухого валяния ( игрушки, цветы);
г)изготовление изделий по способу мокрого валяния (игрушки, аксессуары,украшения) 4
1
1
1
1
63
64 Раздел №16 Скрапбукинг ( теоретические сведения, практические занятия; «Уютное хобби. Скрапбукинг. Оригинальное оформление книг и фотоальбомов» Е.В. Шпульникова, « Вече», 2014)а) основы техники скрапбукинг; материалы,инструменты,приспособления для изготовления изделий в технике скрапбукинг; демонстрация слайдов, образцов изделий в технике скрапбукинг;
б)скрапбукинг - своеобразный способ хранения историй (оформление фотоальбома); изготовление оригинальной фоторамки; изготовление праздничных открыток 2
1
1
65
66
67
68
69
70 Раздел № 17 Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов ( теоретические сведения, практические занятия; «Искусство детям. Подарки и игрушки своими руками», Т. Носова , « Мозаика- Синтез»,2008)
а) разнообразие техник изготовления игрушек и сувениров; текстильные и подручные материалы для изготовления игрушек и сувениров;инструменты , приспособления; демонстрация слайдов, образцов изделий;
б) изготовление мягкой игрушки ( разработка выкроек-лекал, обмеловка лекал,выкраивание деталей, пошив деталей игрушки, наполнение деталей ватой, соединение деталей);
в)оформление , отделка игрушки;
г) технология вязания игрушек , сувениров крючком; демонстрация приемов; вязание изделий крючком; оформление , отделка изделий ;
д) технология вязания игрушек, сувениров спицами;
демонстрация приемов;вязание изделий спицами;
оформление, отделка изделий;
е)изготовление игрушек, сувениров из различных подручных материалов (из бумаги,картона ,природных материалов, нитей, лоскутов и т.д.) 6
1
1
1
1
1
1
Итого: 70
НОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Изготовление изделий в технике папье-маше(5 часов))
Учащиеся знакомятся теоретически с данной техникой. Затем в технологической последовательности изготавливают несложные работы. В процессе практических занятий у учащихся формируются навыки и умения по изготовлению из бумаги определенных несложных форм (ваза, блюдо и т.д.), по грунтовке форм, росписи изделий и т.д. Учащиеся знакомятся с некоторыми видами лаковых покрытий и используют их на практике . Практическим занятиям по росписи отводится больше времени. Учащиеся самостоятельно подбирают или разрабатывают эскизы для росписи.
Роспись по дереву (3 часа)
Учащиеся занимаются оформленим декоративных панно, кухонных дощечок .Используются карандаши , фломастеры, акварельные краски, гуашь , масляные краски, лак. В процессе занятий у учащихся формируются творческие способности , общительность. Занятия оказывают влияние на формирование положительных черт характера у детей, формируют творческое отношение к труду, красоте.
3. Выжигание по дереву (3часа)
Учащиеся изготавливают декоративные панно , кухонные дощечки и т.д. Самостоятельно подбирают рисунки или сами делают эскизы. Для росписи используют акварельные краски, гуашь , карандаши , фломастеры. Учащимся предлагается выполнить комбинированные работы - выжигание с аппликацией соломкой, выжигание с росписью.
4. Ковроткачество. Аппликация из лоскутов и волокнистых материалов (3часа)
Учащиеся знакомятся с основными традициями ковроткачества в Украине, изготавливают несложные коврики, декоративные панно , используя технику набивного коврика. На занятиях по данному разделу формируется эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, любовь к рукоделию . При выполнении аппликаций, работ из лоскутков, формируется изобретательность, находчивость, способность экономно расходовать материалы, культура труда. Учащиеся изготавливают панно и коврики из мелко нарезанных нитей (или лоскутков) в технике аппликации. Здесь уместны и комбинированные работы: лоскутная аппликация с аппликацией из волокнистых материалов.
5. Изготовление декоративных изделий из кожи(5часов)
Учащиеся знакомятся пооперационно с техникой изготовления изделий из кожи (натуральной , искусственной). В процессе занятий изучают теоретический материал ,приобретают навыки по изготовлению
декоративных панно, кулонов , брошей , заколок . Здесь возможно объединение двух техник: аппликации из ткани и кожи. Особое внимание уделяется вопросу выбора и оформления основ для декоративных панно из кожи.
6. Работа с природными материалами (6часов)
Учащиеся знакомятся с различными природными
материалами : соломкой, засушенными растениями, тополиным пухом, перьями, яичной скорлупой, семенами, лимонными и апельсиновыми корочками и т. д . Больше внимания уделяется теме «аппликация соломкой» . Дети изучают технологию заготовки соломки, ее хранения, сбора; виды соломки, их характеристики. Уделяется внимание вопросам безопасности труда при работе с соломкой. Учащиеся учатся подбирать основы для декоративных панно, разрабатывать композиции; в технологической последовательности выполняют декоративные панно с соблюдением всех требований к технологии, к качеству изделия.
Осваивают следующие операции:
а) деталировка на бумаге -кальке;
б)выполнение заготовок (наклеивание соломки на кальку);
в)утюжка заготовок;
г)вырезание деталей и элементов по заданному контуру;
д)наложение оттенков на деталях горячим утюгом;
е)компоновка изделий;
ж)оформление основы (способы оформления основ);
з)размещение деталей, элементов на основе согласно композиции;
и)наклеивание деталей и элементов на основу согласно композиции;
й)оформление оборотной стороны изделия;
к)контроль качества изделия Учащиеся также выполняют работы в технике флористики.
Изготавливают поделки с использованием разных природных материалов
(яичная скорлупа ,лимонные корочки, косточки ,семена, перья). Конечный
результат – декоративные настенные панно,подносы,вазы,шкатулки и
т.д.
Учащиеся приобретают начальные навыки, умения по лозоплетению ( подставка под горячее, основа для настенной композиции из засушенных растений, цветов из ткани).
7. Народная вышивка (5часов)
Знакомство учащихся с историей украинской народной вышивки, с еехудожественными особенностями , видами основных швов в украинскойнародной вышивке. Вышивание изделий с использованием различныхтехник ( рушники, салфетки , декоративные панно). Освоение техники
вышивания лентами, техники объемной вышивки.Организация творческих
выставок.
8. Вязание крючком и спицами (5часов)
Закрепляются знания и умения учащихся, приобретенные на уроках труда.
Уделяется внимание ажурным переплетениям ( салфетки , шарфы, шали).
Учащиеся вяжут более сложные изделия,пользуясь схемами. Организацияшкольных выставок, участие в городских выставках.
9. Изготовление цветов из ткани , гофрированной бумаги(4часа)
Учащиеся изучают теоретический материал по технологии изготовленияцветов:
-подготовка ткани ;
-разработка выкроек- шаблонов;
-обмеловка выкроек на ткани;
-вырезание элементов,деталей;
-булирование лепестков, гофрирование листьев;
-сборка цветка;
-соединение цветка, бутона, листьев.
Учащиеся в данной технологической последовательности изготавливают цветы ( розы, маки, ромашки, колокольчики и т. д.)
Из цветов учащиеся изготавливают композиции, используя для основ
различные природные материалы (кора дерева, лоза, камыш и др.) Дети
создают оригинальные изделия, проявляют творчество и фантазию ( при
этом внимание учащихся направлено на эстетические свойства изделия).
10. Изготовление народной куклы (4часа)
Учащиеся знакомятся с историческими сведениями о народной кукле, с традиционными типами народных кукол, материалами
и технологиями для их изготовления. На практических занятиях
изготовляют куклу- мотанку, куклу-зернушку. Самостоятельно подбирают
отделочные материалы, разрабатывают эскизы кукол, создают различные
образы традиционных народных кукол.
11. Изготовление сувениров- оберегов(3часа)
Дети изучают теоретический материал о значении украинских сувениров-
оберегов, об их магических свойствах. Учатся подбирать материалы дляизготовления сувениров-оберегов. Изготавливают различные сувениры-
обереги (венички, домовички), принимают участие в организации
творческих выставок-презентаций.
12. Оригами, квиллинг, киригами (4 часа)
В процессе изготовления изделий из бумаги у детей развиваются память, моторика рук, творческие способности . Учащиеся изготавливают различные изделия (птицы, животные, цветы , декоративные композиции, сюжетные картинки и т.д.).
13 . Артишок (4часа)
Осваиваются приемы изготовления изделий в технике артишок , изучаются теоретические сведения о данной технике. На практических занятиях изготавливаются различные изделия : игрушки, новогодние украшения и
т.д .) В процессе занятий по данной технике у детей формируется эстетический вкус, аккуратность , усидчивость
14. Канзаши (4часа)
Дается достаточный объем теоретических знаний о данной технике. На практических занятиях по данной теме дети , развивая свои творческие способности, изготавливают самые разнообразные изделия: броши, заколки, обручи для волос, сумки , косметички, декоративные панно, декоративные композиции
15. Фелтинг( 4часа)
Закрепляются знания учащихся , полученные на уроках трудового обучения ( раздел « материаловедение»), знания о натуральной шерсти, о ее свойствах. Дети осваивают две методики валяния шерсти: метод валяния по сухому способу , метод валяния по мокрому способу . Конечный результат труда по данной технике – красивые, современные изделия: игрушки, сумки, косметички,декоративные панно и т. д.
16. Скрапбукинг (2 часа)
Учащиеся получают теоретические знания о данной технике, а также изготавливают на практических занятиях интересные креативные изделия: открытки, альбомы, праздничные листовки. В процессе занятий раскрывается творческий потенциал детей , развивается их наблюдательность, изобретательность, формируется эстетический вкус. Импровизированная выставка - итог по данному разделу.
17. Игрушки и сувениры из текстильных и подручных материалов (6часов)
Занятия по данной теме очень интересны и увлекательны для детей. Теоретические занятия в единстве с практикой дают прекрасные результаты: знания и умения в области различных технологий . Дети изготавливают самые разнообразные игрушки, сувениры, куклы, декоративные композиции, панно, применяя самые различные текстильные и подручные материалы .
Большая выставка- отчет творческих детских работ – итог работы кружка за учебный год.
Методическое обеспечение программы
Занятия кружка проводятся в мастерской трудового обучения, где соблюдаются все санитарно- гигиенические нормы, имеются уголок по охране труда «Знай и выполняй!» и стенд «Правила внутреннего распорядка в мастерской», аптечка.
Оформление кабинета способствует развитию творческого потенциала обучающихся, является действующим стимулом в их разноплановой деятельности. Ведь хорошая наглядность - это своеобразный толчок к достижению конкретных результатов, к красоте, к постижению и освоению чего-то нового, интересного, неизведанного,и, даже, загадочного.
Для такого творческого развития детей в мастерской организованы рабочие места для учащихся. Оформлены различные тематические композиции по разным видам народного творчества. Имеются образцы старинных интеръерных изделий ( вышитые скатерти, дорожки, салфетки, рушники, тематические картины, вышитые женская и мужская сорочки ( изделия от бабушек, прабабушек). Многим из этих изделий мы дали , можно сказать , новую жизнь . В кабинете также имеются образцы старинной домашней утвари ручной работы: прялка, кухонные дощечки с ручной росписью, качалочки, деревянные ложки, пестики , глиняные кувшины ( глечики); изделия , плетеные из лозы ( корзинки , вазочки); изделия из соломки( картины, шкатулки, напольные вазы); вязаные и плетеные изделия из пряжи и нитей ( салфетки, дорожки , сумки, корзинки и др.)
Много в кабинете работ, выполненных руками учащихся: сувениры- обереги( венички, домовички); куклы-мотанки, куклы-зернушки; вышитые крестиком и бисером панно; панно из соломки, кожи, нарезанных нитей, соленого теста, различных природных материалов и многое , многое другое. Очень много в кабинете интересных изделий, изделий изготовленных по новым современным техникам и технологиям: оригами, квиллинг, киригами, фелтинг, скрапбукинг и др.
Работа в мастерской, ее атмосфера и аура, располагают к творческому, познавательному труду. Вот почему ведущее направление в работе кружка – это декоративно- прикладное творчество, а вернее сказать - народное творчество. Для работы в этом направлении в кабинете есть все необходимое: различные дидактические материалы ( технологические карты, инструкционные карты, всевозможные алгоритмы, необходимая для работы учебная и популярная литература, плакаты, учебные видеоматериалы на электронных носителях ( творческие проекты учащихся, различные презентации, мастер-классы , работы учащихся по МАН, слайды по всем темам и т. д.)
Встречи с талантливыми людьми города, нашего поселка, организация выставок-отчетов по декоративно-прикладному творчеству в школе, участие во всевозможных выставках-конкурсах городского и областного уровня учат детей многому: трудолюбию, старательности, ответственности, порядочности, умению ценить народное искусство, любой человеческий труд, доброту и, главное, - красоту! Благотворительная акция «Твори добро» воспитывает у детей доброту, щедрость души, коллективизм.
Праздники, организованные кружковцами ( День учителя, 8 Марта, Новый год, Рождество и др.), на которые приглашаются родители, бабушки, дедушки, братики, сестрички воспитывают у детей любовь к своей семье, малой родине, уважение к родителям, старшему поколению, чувства благодарности и патриотизма.
В мастерской имеется швейное оборудование, всевозможные инструменты, приспособления для работы ( ножницы, иглы, линейки, карандаши, отвертки, пинцеты, спицы, крючки, бумага, нити для вышивания и вязания, различные природные и подручные материалы и т.д. Все эти «запасы» накоплены совместными усилиями учителя, родителей , детей.
Из лучших , самых старательных и талантливых детей формируется лекторская группа. Дети готовят интересные сообщения по различным темам кружковой программы, выступают в роли настоящих экскурсоводов на школьных тематических выставках, посвященных различным праздникам, готовят выступления - отчеты к школьным семинарам.
Важное место в работе кружка занимают экскурсии: по историческим местам родного края, посещение городского музея, школы искусств, станции юных техников, Дворца культуры, Дворца спорта, походы на природу, культпоходы в кино.
Большое значение в воспитательном процессе имеют просмотры сюжетов по местному телевидению о проводимых городских выставках-конкурсах (на базе Дома творчества, станции юных техников, управления образования г. Шахтерска), в которых наши кружковцы принимают самое активное участие , выступая за честь школы.
Очень приятно видеть радостные лица детей, ведь очень часто мы на этих конкурсах-выставках становимся победителями!
Литература для учителя и учащихся:
1.Основы художественного ремесла, часть 1. В.А. Барадулина и О.В. Танкус,
Москва, «Просвещение»,1986.
2.Основы художественного ремесла, часть 2. В.А. Барадулина и О.В. Танкус,
Москва, «Просвещение»,1987.
3. Вторая жизнь вещей Н.П. Коноплева, Киев, «Техника»,2004.
4.Руками сельского умельца. В.И.Микитчук,Киев, «Урожай»,1989.
5.Плетение из лозы Т.М. Фисанович, «Феникс», Москва,2007
6.Прикрась свій дім. А.П. Гура, Київ, «Техніка»,1990.
7.Журнал «Учись вышивать». А.М.Сорокина,Киев, «Радянська школа»,1986.
8.Рукоделие в начальных классах.А.М.Гукасова, Москва, «Просвещение»,1984.
9.Альбом «Вяжем сами». З.Ф.Андреева,Киев «Радянська школа»,1982.
10.Альбом «Вязание. А.С.Огурцова,Москва, Легпромбытиздат,1987.
11.Ця книжка для вас,дівчатка! С.Могилевська,Київ, «Веселка»,1987.
12.Искусство делать цветы. Е.П.Сухорукова,Киев,1992.
13.Оригами. М.В. Бедина, «Клуб семейного досуга»,Харьков,2011.
14.Обереги своими руками.В.Хоменко,«Клуб семейного досуга», Харьков,2011.
15.Фантазии из бумажных лент. Д.Б.Крейн, «Контент»,Москва,2010.
16.Инкрустация соломкой. Н.В.Починова,Минск, «Полымя»,1998.
17.Плетение. Б.Мейнард, Москва «Просвещение»,1991.
18.Народное искусство. А.С.Канцедикас, «Знание», Москва,1995.
19.Объемная вышивка. Х.Пирс, «Ниола 21-й век»,2004.
20.Вышивка лентами.Техника,приемы,модели. Э.Кокс , «Клуб семейногодосуга»,Харьков,2010.
21. Журнал «Учись рисовать» В.М.Вильчинский , « Радянська школа», 1988.
22.Декоративные детали, Е. Карпова, « Внешсигма», 2000.
23.Цветы из ткани. Канзаши. Украшения для волос, модные аксессуары и декор, Сильви Блондо, « Контент», 2014.
24.Фелтинг. Экзотические поделки из шерсти. Серия Город мастеров, О. Соколова, « Феникс», 2014.
25.Уютное хобби. Скрапбукинг. Оригинальное оформление книг и фотоальбомов, Е.В. Шпульникова, « Вече», 2014.
26.Искусство детям. Подарки и игрушки своими руками, Т. Носова, « Мозаика- Синтез»,20008.
РЕЦЕНЗИЯ
на авторскую программу курса по выбору «Народные промыслы»
учителя трудового обучения Шахтерского учебно-воспитательного комплекса №1 Шахтерского городского совета Донецкой области Лапенко Галины Михайловны.
Программа курса по выбору «Народные промыслы» учитывает разнообразие народных промыслов Украины, направлена на творческую деятельность детей. Главная цель разработанной программы – возрождение традиционных видов народного творчества, воспитание любви к родине, чувства патриотизма, национального самосознания.
Занятия по данной программе совершенствуют знания и умения учащихся,
полученные на уроках труда. Программа предусматривает формирование у учащихся творческих способностей, основ культуры труда, эстетический
вкус.
Программа предусматривает формирование у учащихся способности
ценить прекрасное, оценивать свою работу, бережно относиться к творческому наследию своего народа.
Программа формирует коммуникативные способности у детей, доброту,
взаимоподдержку , активность и результативность творческого труда.
Программа содержательна , для детей интересна своей многогранностью,
разнообразием предложенных техник, направлена на результат.Зам.директора УВК №1: С.В.МиняйловаРЕЦЕНЗИЯ
на авторскую программу курса по выбору «Народные промыслы»
учителя трудового обучения Шахтерского учебно-воспитательного
комплекса №1 Шахтерского городского совета Донецкой области Лапенко Галины Михайловны.
Данная программа способствует углубленному изучению традиционных видов народного творчества, учитывает разнообразие народных промыслов Украины. Программа составлена с учетом материальной базы школы и интересов учащихся, способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора, совершенствованию навыков и знаний, полученных на занятиях трудового обучения.
Занятия по данной программе формируют общую культуру учащихся, прививают любовь к народному творчеству, воспитывают чувство национального самосознания, патриотизма , любви к родине.
Актуальность программы в необходимости возрождения традиций в народном творчестве. Программа многогранна, содержательна. Удачно сочетаются теоретический материал и практические занятия.
Программой предусмотрены организации творческих выставок-отчетов, выставок-презентаций. Занятия по данной программе готовят детей к успешной, творческой, активной жизни.
Реализация содержания данной программы обеспечит привлечение детей к разным видам народного творчества, воспитание у них активной жизненной позиции, формирование жизненных компетентностей.
Руководитель ГЦМК учителей труда: Л.М.Шабалина