Мастер-класс «Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

«Формальное образование поможет
Вам выжить. Самообразование
приведёт вас к успеху».
Джим Рон
Мастер – класс
«Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития»

Цель: передать опыт работы по проблеме самообразования учителей слушателям путем прямого и комментированного показа.
Алгоритм технологии мастер - класса:
I.Презентация педагогического опыта
Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.
В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности.
Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В процессе работы вставал вопрос: «Как обеспечить высокий уровень самообразования педагогов школы?», какие методы работы использовать для того, чтобы наши учителя не просто отрабатывали свои часы, но стремились повысить уровень своего педмастерства, чтобы у них возникла потребность в профессиональном самовоспитании, формировалась способность к критическому анализу.
Именно на эти вопросы, мы постараемся ответить в ходе нашей совместной деятельности. Во-первых, следует разобраться с самим словом «самообразование». Самообразование- это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования лежит интерес сочетающийся с самостоятельностью.
Сущность самообразования заключается в умении самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, развитии личности и совершенствовании профессионального мастерства. Процесс образования должен осуществляться добровольно, сознательно и планироваться человеком самостоятельно.


II.Представление системы методической работы мастером.
Какую же работу следует проводить в школе администрации для повышения уровня самообразования учителей? Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление учителем плана по самообразованию.
Данная деятельность осуществляется по определённому алгоритму. А вот каков он, мы выясним с помощью наших коллег.

III. Имитационная игра.

Мастер: Уважаемые коллеги, вам предстоит собрать восстановить алгоритм работы по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку.(Приложение1)
1. Выбор направления и темы самообразования.
2.Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Конечно, данный алгоритм не является идеальным и не может быть признан как единственно правильный. Возможно вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе по самообразованию. Самое главное на наш взгляд это помочь каждому учителю составить поэтапный творческий план самообразования, вовремя проконтролировать выполнение его этапов, организовать отчётные работы.
Итак, вы абсолютно правильно справились с поставленной задачей, а сейчас вам предстоит составить план-схему самообразования, используя данный алгоритм.
1. Тему самообразования следует выбирать исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. Методическая тема школы звучит так: «Повышение эффективности работы педагогического коллектива как залог продвижения к качественному образованию».
-Помощники, Вам на выбор предлагаются несколько тем для самообразования, выберите наиболее соответствующую, интересную, актуальную тему. (Приложение 2 )

2.Цель самообразования следует формулировать так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

- Выберите из предложенных целей и задач, те которые наиболее подходят вашей теме.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии и др.
3.Рассмотрим основные источники для занятий самообразованием.
-Уважаемые коллеги, заполните блок-схему «Источники самообразования».

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применять приобретённые знания на практике.
4.Что касается выбора формы самообразования, то все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей. Именно при сочетании всех форм учитель достигнет максимального результата.

5. На основании выбранной темы, цели и задач учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Итак, мы подошли к составлению плана по самообразованию. В плане указываются: название темы; цели; задачи; но мы должны ещё учитывать, что существуют и этапы работы.
Коллеги, вам предстоит поработать с матрицей и восстановить этапы работы по самообразованию.
Выделяют 5 этапов: установочный (диагностический), обучающий (прогностический), практический, этап теоретического осмысления и обобщения накопленных фактов, итогово-контрольный (внедренческий). На каждом этапе работы важна консультативная помощь администрации школы, коррекция и своевременное изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного. От их работы зависит не только пропаганда и внедрение научных знаний в практику работы педагогического коллектива, но и такая организация, при которой объединяющим началом становиться творческий замысел.
Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
Этапы работы:
1 этап

установочный
(диагностический)
2 этап

обучающий
3 этап

практический
4 этап
теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
5 этап

итогово-контрольный

создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

ознакомление с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов
Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы
Организация коллективного обсуждения прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

подведение итогов своей самостоятельной работы, обобщение опыта, оформление результатов. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.


6. На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав намеченный алгоритм, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста, соответствующий определённому этапу.

Для составления плана можно предложить педагогам следующие направления деятельности:
1.Профессиональное.
2.Методическое.
3.Психолого-педагогическое.
4.Историческое.
5.Политическое.
6.Охрана здоровья.

Вам предстоит заполнить матрицу плана самообразования. Мы остановимся на 2-х направлениях: профессиональном и методическом. (Приложение 3)

Задание 1группе – предположите, что вы молодой специалист, и находитесь на первом установочном(диагностическим ) этапе.

Задание 2 группе - Предположите, что вы удачно прошли все этапы работы по самообразованию и находитесь на завершающей стадии, т.е. на итогово – контрольном этапе.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии. и педагогики Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.


7. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
А что, по вашему мнению, может быть результатом работы по самообразованию?
Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
создание главы или страницы электронного учебника;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
разработка модели образовательного процесса;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

7. Этап «Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета».
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Главное, чтобы педагог научился систематизировать и обобщать накопленный опыт, чтобы самообразовательная потребность стала основой его личностной характеристики.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
Очень важно предоставлять подготовленные материалы на научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях и фестивалях. Эффективно показать результаты педагогического творчеств путём размещения материалов в сети Интернет.
IV. Моделирование.
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Умело организованная методическая работа делает процесс самообразования учителя перспективным, целесообразным и творческим! Уважаемые коллеги, я познакомила вас с одним из вариантов составления плана самообразования, который позволит учителю творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом. Попробуйте смоделировать, сможете ли вы организовать работу по самообразованию в своей школе по данному алгоритму?

V. Рефлексия. (1 мин)

-Для подведения итогов совместной работы я прошу вас высказать собственное мнение.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Я» как чувствовал себя в процессе мастер-класса, было ли комфортно, интересно, доволен ли своей работой, приобрёл ли новые знания, опыт


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«МЫ» каков результат совместной работы, эффективно ли сработала группа


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«ДЕЛО» имеет ли проделанная работа положительный результат, достигла ли конкретных целей, участники получили определённые знания и умения




«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»                                                                                                                              А.Дистервег






ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Выбор направления и темы самообразования.



Формулирование цели и задач самообразования.



Определение круга источников информации.



Выбор формы самообразования.



Составление плана самообразования.



Определение результата самообразования.



Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.



ПРИЛОЖЕНИЕ2
Тема самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе».
Цель: Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах.
Задачи: – изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;
– пройти курсы повышения квалификации;
– посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;
– принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;
– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
– провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
– разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
– апробировать данный комплект на практике.
Тема: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Задачи:
-обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
-повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
-совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
-разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов,
-сосредоточение основных усилий на создание научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Тема: : «Повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике»

Цель: Повышение профессионального уровня,

Компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1. Усиление роли гражданской позиции уроков математики, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории
математики на уроках и во внеклассной работе
2. Реализация творческих возможностей учителя. как основы успешной учебной деятельности учащихся.
3. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике.



Тема самообразования: Разработка и внедрение углубленной программы по математике в профильных классах.

Цель : Разработка и освоение содержания и организации деятельности в профильных классах углубленного изучения А-тематики. Задачи: продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики; разработать и внедрить в практику программы по предпрофильным элективным курсам по математике для 9-го класса; разработать и внедрить в практику образовательной деятельности углубленную программу по математике в профильных классах; разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации; изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся
через систему использования информационных технологий  при  обучении биологии и химии»
 Цель: Разработка дидактического  материала и сбор материала, накопленного учителями биологи и химии посредством Интернета, который можно внедрять в практику  с использованием ИКТ.
Задачи:
обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки инновационной практики отечественного и зарубежного опыта;
развитие творческой инициативы;
использование ИКТ в самообразовании.


Тема: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной  деятельности учащихся на уроках истории и обществознания».
 
Цель: Создание условий для развития самостоятельности у учащихся
          в процессе обучения.
        
Задачи:
             - повышать свой теоретический, научно- методический уровень;
             - прорабатывать потребности у учащихся в самостоятельной
               деятельности на уроках и внеурочное время;
             - совершенствовать формы и методы в процессе обучения;
             - повышать качество знаний учащихся путем развития
               самостоятельной и познавательной деятельности с использованием
               современных образовательных технологий;
             - обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
 

Тема: «Развитие коммуникативных компетентностей учащихся»
 
Цель: Создание условий, а также системы коммуникативно-развивающего обучения, сочетающей в себе гуманитарный потенциал.
Задачи:
-     проанализировать уровень развития коммуникативных способностей учащихся;
-     определить совокупность критериев в оценке основных характеристик речевой деятельности учащегося;
-     разработать этапы развития коммуникативных способностей учащихся на основе изучения учебного предмета «Русская литература».


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План самообразования на __________ уч. год
I этап
Направление деятельности
Действия и мероприятия
Сроки

Профессиональное
Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета



Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами



Принимать активное участие в работе школьного методического объединения.



Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.



Принять участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок».



Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформление ПОРТФОЛИО.


Методическое
Посещать научно-практические конференции, семинары, педагогические чтения, форумы и т.д.



Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.



Изучать и внедрять актуальный опыт коллег.



Познакомиться с новыми педагогическими технологиями, связанными с темой самообразования.



Через предметные издания познакомится с новыми формами, методами и приемами обучения.



Изучать новую литературу по ПРЕДМЕТУ и методике преподавания.



Собственная рейтинговая оценка.


План самообразования на __________ уч. год
V этап
Направление деятельности
Действия и мероприятия
Сроки

Профессиональное
Курсы повышения квалификации учителей.



Принимать активное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.



Участвовать в Неделе открытых уроков, Едином методическом дне, Фестивале «Современный урок»



Участвовать в школьных семинарах: «Самообразование учителя – основа его профессиональной компетентности»,
«Компетентность современного учителя», «Анализ и самоанализ урока – средство повышения мастерства учителя», «Современный урок: цели, методы обучения, формы контроля»



Принимать активное участие в работе районного методического кабинета.



Демонстрация Мастер- класса в рамках ежегодного конкурса педмастерства «Педагогический автограф»



Участвовать в профессиональных конкурсах



Проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Оформить ПОРТФОЛИО.


Методическое
Обобщить опыт работы по теме самообразования.



Осуществлять распространение опыта путем обновления сайта



Проводить мастер-классы для коллег в рамках программы методической учёбы педагогических кадров.



Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов В РАМКАХ УЧАСТИЯ в участия в конкурсе «Педагогический автограф»



Создавать пакет сценариев уроков с применением изученной технологии.



Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.(теоретические материалы и разработки уроков с использование цифровых образовательных ресурсов)



Создавать комплект дидактики по предмету:
* дифференцированные.задания по темам для 1-4 кл.
* задания для групповой работы
* контрольные тесты



Консультативная помощь учителям и учащимся.
Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять.
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.



Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».
Публикация методических разработок, статей.




Собственная рейтинговая оценка.



ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап

установочный
(диагностический)
2 этап

обучающий
3 этап

практический
4 этап
теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
5 этап

итогово-контрольный


























































Павленко Марина Юрьевна

- 13 PAGE 14815 -


Источники самообразования

Материалы СМИ

Литература
(методическая, научно-популярная, публицистическая)

Курсы повышения квалификации

Конференции, семинары, педчтения

Самотоятельная исследовательская, поисковая деятельность

Участие в конкурсах, проектах

Изучение ресурсов сети интернет

Дистанционное обучение















15