Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста
Самообразование и самосовершенствование
как основа моего профессионального роста.
«Мастерство учителя — это специальность,которой надо учиться»А.С. Макаренко
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».
Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
соответствие современным требованиям;
конкуренция;
общественное мнение;
интерес к делу.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
библиотек, музеев,
исследований, экспериментов,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
В школе, где я работаю разработана Программа «КАДРЫ»
повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 44 г. Хабаровска. В своей работе я привожу некоторые аспекты данной программы.
Цель
Программы обеспечение условий развития кадрового и творческого потенциала, профессиональной компетентности учителей в условиях модернизации государственной образовательной политики
Сроки реализации Программы
2014 – 2020 гг.
Механизм реализации Программы Программа реализуется через:
повышение уровня квалификации педагогического мастерства педагогических работников школы;
курсовую подготовку педагогических работников школы;
работу предметных отделений учителей-предметников;
непрерывное образование и самообразование учителей;
работу временных творческих групп.
Актуальность Программы
Актуальность и целесообразность разработки Программы «Кадры» обусловлена переменами, происходящими во всех сферах общества и прежде всего в сфере образования. Государственной политикой в области образования являются модернизация и инновационное развитие, осуществление перехода на новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС).
Определяющим компонентом реализации ФГОС является требование к кадровым условиям, предполагающее:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников;
непрерывность профессионального развития педагогических работников.
Для всех школ мира унифицированы пять компетенций профессиональной деятельности учителя:
информационная (умение работать с информацией).
поликультурная (знание чужой культуры, религии, чтобы быть терпимым, толерантным).
социальная (как умение взаимодействовать с другими): делится на коммуникативную и правовую (знание, соблюдение законов той страны, в которой я проживаю).
языковая (умение выстраивать на родном и иностранных языках письменную и устную коммуникацию).
предметно – практическая (умение решать проблемы, находить методы решения проблем, готовность к самообразованию, владение способами деятельности).
Таким образом, нами выделены профессиональные задачи педагога:
«видеть ученика в образовательном процессе» (понимать ребенка, уметь диагностировать, принимать этого ребенка).
строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (построение развивающего возрастосообразного обучения, ориентированного на особенности и потребности возраста).
устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, где субъект – ученик, учитель, родитель.
создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду.
проектировать и осуществлять профессиональное образование.
Все это предъявляет новые требования к системе повышения квалификации работников, к личности самого учителя.
Современной школе нужны современные ресурсы – концептуальные, программные, методические, технологические. Без новых ценностей и концепций, новых идей и технологий, без кадров, овладевших ими и способных применить их в образовательной практике, попытки прогрессивных изменений обречены на неудачу.
Концептуальная основа Программы
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
В концепции Программы развития «Школа в системе институциональных взаимодействий» методический компонент выделен как важнейшее условие улучшения качества образования, способствующий повышению компетентности, профессионализма учителя. Мастерство, имидж современного педагога формируется через непрерывное профессиональное образование.
В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя.
В связи с этим планируется продолжение реализации имеющейся в школе модели корпоративного обучения, но теперь по новой тематике – построение образовательного процесса с включением в него детей с ОВЗ по зрению через:
присвоение новых компетенций педагогами с учетом новых структурных компонентов, необходимых школе;
расширение сетевых форматов взаимодействия педагогов и узких специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
стажировки и семинары на базе школы-интерната, обучающей детей III и IV вида.
739775683260Постоянный профессиональный рост учителей создает базу для поисков и экспериментов. Современный учитель – это человек творческий, целеустремленный, способный к личностному росту и др.
Модель современного учителя.
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет учителям и другим специалистам повышать мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий и добиваться запланированных результатов.
Обновление образования сегодня требует от педагогов:
знания отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения;
понимания сущности педагогических технологий;
знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности;
владения технологиями целеполагания, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений;
умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Создание модели личности педагога
В соответствии с концептуальной основой Программы модель преподавателя школы – творческая, профессионально компетентная личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью видеть индивидуальные качества учеников, способная к личностному творческому росту.
Модель работы с педагогическими кадрами
Планирование работы с кадрами Организация работы с кадрами Руководство работы с кадрами Контроль работы с кадрами
Создание нормативных документов Расстановка кадров и распределение обязанностей Мотивация кадров на повышение эффективности деятельности Оценка индивидуального вклада
Расчёт потребностей в кадрах Обновление кадрового состава Создание комфортного психологического климата в коллективе Контроль работников
Формирование резерва кадров Повышение компетентности кадров (обучение) Использование адекватного стиля взаимодействия Аттестация педагогических и руководящих работников
Разработка программ Реализация системы поощрения и стимулирования Социальная защита персонала Обобщение опыта, проведение конкурсов педагогического мастерства
План мероприятий по реализации программы
Для достижения целей и решения задач Программы предусматривается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
Повышение уровня квалификации.
Аттестация педагогических кадров.
Методическая работа.
Инновационная деятельность.
Развитие инициативы и творчества.
Обобщение и распространение передового опыта.
Создание оптимальных условий работы и сохранение контингента педагогических кадров.
№ п/пНаименование Сроки Ответственные
Повышение уровня квалификации
1.1 Прогнозирование потребностей в педагогических кадрах
Ежегодно Администрация
1.2 Создавать условия для творческой работы и роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку. Постоянно Администрация
1.3 Организация внутрикорпоративного обучения в разных формах:
обучение через участие педагогов в работе предметных отделений;
семинары, мастер-классы;
фестиваль педагогических идей Постоянно Администрация
1.4 Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей через диагностику и проектирование индивидуальной методической работы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей и др.). Ежегодно Заместитель директора по УВР, руководители предметных отделений,
педагог-психолог
1.5 Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе:
КГБОУ ДПО ПК «Хабаровский краевой институт развития образования» г. Хабаровск;
ДВГГУ и др. Ежегодно, по плану Заместитель директора по УВР
1.6 Обучение педагогических и руководящих работников в рамках непрерывного самообразования. По плану Заместитель директора по УВР, руководители предметных отделений
Аттестация педагогических кадров
2.1 Создание нормативных документов По мере требования Заместитель директора по УВР
2.2 Формирование перспективного плана аттестации педагогических и руководящих работников школы Ежегодно Заместитель директора по УВР
2.3 Формирование банка данных на учителей, аттестующихся на соответствие должности, первую и высшую квалификационную категории. 1 раз в 5 лет Администрация, педагог-психолог
2.4 Формирование банка данных на руководящих работников, аттестующихся на соответствие должности и высшую квалификационную категорию. 1 раз в 5 лет Директор, педагог-психолог
2.5 Проведение семинаров по тематике, связанной с организацией аттестационных процедур. Май, сентябрь Заместитель директора по УВР
Методическая работа
3.1 Развитие и совершенствование сложившейся модели методической службы школы, направленной на повышение педагогической компетентности учителя, его социальной мобильности. Постоянно Заместитель директора по УВР, руководители предметных отделений
3.2 Участие и проведение методических семинаров. По плану Заместитель директора по УВР, руководители предметных отделений
3.3 Функционирование творческих групп. В течение года Заместитель директора по УВР и ВР, руководители предметных отделений
3.4 Расширение фонда методической и справочной литературы. В течение года Зав. библиотекой
3.5 Обеспечение школы электронными образовательными ресурсами. В течение года Зав. библиотекой
Инновационная деятельность
4.1 Формирование банка данных педагогических инноваций работников школы и анализ их результативности. В течение года Заместитель директора по УВР и ВР, руководители предметных отделений
4.2 Функционирование методических сайтов инноваций учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога. В течение года Заместитель директора по УВР и ВР, руководители предметных отделений
4.3 Внедрение инновационных технологий в практику учебно-воспитательной работы. По плану Заместитель директора по УВР и ВР, руководители предметных отделений
4.4 Работа в рамках реализации Программы развития «Школа в системе институциональных взаимодействий». Постоянно Зам. директора по УВР, научный руководитель
Развитие инициативы и творчества
5.1 Совершенствование системы поощрения творческих активно работающих сотрудников. По мере необходимости Администрация
5.2 Организация и участие педагогов в рейтинговых мероприятиях, Интернет-конкурсах различного уровня. Ежегодно Администрация, руководители предметных отделений
5.3 Организация участия в номинациях конкурса профессионального мастерства «Педагогический звездопад». Ежегодно Администрация, руководители предметных отделений
Обобщение и распространение передового опыта
6.1 Пополнение банка данных педагогического опыта. Ежегодно Заместитель директора по УВР, руководители предметных отделений
6.2 Публикация научно-методических творческих работ учителей. Ежегодно Заместитель директора по УВР
6.3 Организация и проведение семинаров, мастер-классов, научно-практических конференций и т.д. Ежегодно Заместитель директора по УВР, руководители предметных отделений
Создание оптимальных условий работы и сохранение контингента педагогических кадров
7.1 Мониторинг эффективности профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров. Ежегодно Директор, заместитель директора по УВР и ВР
7.2 Планирование работы с педагогическими кадрами. Ежегодно Директор, заместитель директора по УВР и ВР
7.3 Планирование работы с молодыми специалистами. Ежегодно Директор, заместитель директора по УВР и ВР
7.4 Планирование работы с административным резервом. По мере требования Директор
7.5 Профориентационная работа с обучающимися, ориентированная на поступление в высшие и средне-специальные педагогические учреждения. Ежегодно Заместитель директора по УВР, социальный педагог
7.6 Обеспечение социально-правовых гарантий для педагогов. Социальная защита персонала. Постоянно Администрация, профком
7.7 Оптимизация психологического климата в коллективе через проведение тренингов и активное участие в общественной жизни. Ежегодно Педагог-психолог, профком
7.8 Разработка и реализация плана по охране труда и улучшению условий труда работников учреждения. Соблюдение норм охраны труда. Ежегодно Администрация, профком
7.9 Создание комфортных здоровьесберегающих условий труда. Постоянно Администрация
7.10 Повышение исполнительской и трудовой дисциплины. Постоянно Администрация
7.11 Организация и проведение корпоративных мероприятий, направленных на воспитание у сотрудников школы чувства общности, лояльности и надёжности в работе. Ежегодно Администрация
6.Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит:
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников школы на 10 %.
Удовлетворить потребности школы в педагогических кадрах на 100 %.
Создать условия для закрепления и успешной деятельности молодых педагогов на 5 %.
Создать условия для совершенствования педагогического мастерства через систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с учетом потребностей рынка образовательных услуг, обеспечивающих сохранение и подготовку резерва педагогических кадров на 100%.
Совершенствовать условия стимулирования труда педагогических кадров.
Создать условия для участия в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах.
Создать условия для участия в исследовательской и проектной деятельности, публикаций статей, методических пособий и рекомендаций.
7.Оценка эффективности Программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
количество повысивших квалификацию педагогов;
качество преподавания и воспитания;
количество педагогов школы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разного уровня;
количество педагогов школы, пожелавших представить и обобщить свой опыт работы.
Реализация Программы к 2020 году позволит школе иметь конкурентоспособный кадровый потенциал образовательной сферы, квалификация и результативность которого будут соответствовать потребностям инновационной экономики.
Профессионально-педагогические компетенции.
Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
Рефлексивная компетенция, т.е.умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя.
№
п/пХарактеристики,
определяющие
успешность
учителя Оптимальный уровень –
8-10 баллов Достаточный уровень –
6-7 баллов Критический
Уровень –
5 баллов и ниже
1. Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета. Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся. Учитель хорошо знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы нерегулярно – для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически. Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагоги, психологии, методики.
2.
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. Учитель знает теорию познавательной деятельности учащихся. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия. Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха учащегося. Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов учащегося. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу учащегося.
3. Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения. Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учащихся. Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учащимся. Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения.
4. Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу. Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад. Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи. Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом.
5. Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент. Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы. Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения.
6. Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. Учитель владеет технологиями самоанализа, умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Уметь спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы учащегося средствами своего предмета. Учитель испытывает затруднение при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса. Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении.
7. Информационно- коммуникативная компетенция. Учитель владеет основами ИК – технологий для обслуживания потребностей учебного процесса. Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения. Учитель практически не знает содержание ИК-технологий и не использует их в учебном процессе.
Анализ профессиональных компетенций позволяет каждому учителю определить уровень состояния компетенций на данном временном отрезке, а также для определения проблемных ситуаций, что позволяет учителю наметить темы для самообразования и самосовершенствования своего профессионального роста.