Практико-ориентированный проект Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста
Самообразование и самосовершенствование
как основа моего профессионального роста
Практико-ориентированный проект
Оглавление
Введение ______________________________________________________________ 3
Глава 1. Самообразование. Характеристика процесса_____________________ 5
Формы самообразования учителя_______________________________7
Глава 2. Источники самообразования ____________________________________8
Заключение____________________________________________________________9
Список использованных источников и литературы________________________12
Введение
Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.
Актуальность исследования
Современная образовательная ситуация, характер системных изменений, особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя.
Новизна исследования
Заключается в том, что была сделана попытка разработать траекторию непрерывного образования и профессионального роста педагога.
Цель
Опираясь на результаты научных исследований по проблеме самообразования, разработатьосновные подходы к своему профессиональному росту.
Задачи
Выявить требования к личности и профессиональной деятельности современного педагога и определить сущность понятия «личностно-профессионального роста» педагога.
Определить тенденции и особенности самообразования педагога в современных условиях развития системы образования.
Обосновать средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост педагога в процессе самообразования.
Наметить пути эффективного управления процессом профессионального роста педагога.
Открыть новые возможности самообразования. Нацелиться на творческий подъем и эффективную реализацию педагогических идей.
Гипотеза
Самообразование педагога становится условием его личностно-профессионального роста, если:
самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности;
система самообразования способна порождать личностные ценности и смыслы профессии и жизни; наполнена личностно значимым содержанием; регулируется принципами субъектности, профессионализма, творчества, индивидуализации;
реализуется комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективное функционирование самообразовательной деятельности: конструирование программы самообразования, моделирующей профессионально-творческую деятельность педагога; реализация ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов его личностно-профессионального роста.
Методы исследования
теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ;
обобщение эффективного педагогического опыта;
наблюдение, беседы (интервью, анкетирование);
анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности педагогов.
Глава 1. Самообразование. Характеристика процесса
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений; педагогическая рефлексия станет необходимым атрибутом учителя-профессионала; программа профессионального развития учителя будет включать в себя исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный процесс. Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяется три стадии:
стадия «выживания» - на первом году работы в школе;
стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;
стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.
Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.
Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность учителя.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
После определения мотивов следует конкретизировать тему самообразования. При выборе темы самообразования важно помнить, что она должна соответствовать методической теме образовательного учреждения. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Формы самообразования учителя:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе
Конкретные формы работы определяются педагогом совместно с администратором, ответственным за методическую деятельность в ОУ.
Следующий этап – создание плана самообразовательной работы. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Глава 2. Источники самообразования
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Источники информации:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Результаты самообразования учителя на некотором этапе:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.
апробирование новых форм, методов и приемов обучения.
доклады, выступления.
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям.
создание комплектов педагогических разработок.
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой теме.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Основными критериями самообразования учителя являются:
эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников).
творческий рост учителя.
внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Заключение
Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития. Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.
Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида). Современную школу создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда и помогает значительно повысить качество образования в школе.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема:_________________________________________________________
Дата начала работы над темой _____________________________________________
Предполагаемая дата окончания работы над темой ___________________________
ЦЕЛЬ: ___________________________________________________________________
Задачи: ____________________________________________________________________
Примерные задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
Разработать перспективный план работы с детьми;
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете по теме: «_____________________________________»;
Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «___________________________________________________________________»;
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОКИ ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ
1.Диагностический 1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 2.Прогностический 1. Определение цели и задач
работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов. 3.Практический 1. Внедрение передовогопедагогического опыта;
системы мер, направленных нарешение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы. 4.Обобщающий 1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов
работы по теме.
3. Представление материалов. 5.Внедренческий 1. Использование опыта самимпедагогом в процессе
дальнейшей работы.
2. Распространение опыта среди коллег. Практические выходы, например:
Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «______________________________________________________________»;
Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема: «______________________________________________________________»;
Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: «________________________________________________________»;
Оформление папки-передвижки.
Тема: «_____________________________________________________________»;
Выставка работ.
Тема: «____________________________________________________________»;
Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «______________________________________________________________»;
7. Проект. Тема: «______________________________________________________»;
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Используемая литература.
Выводы.
Список использованных источников и литературы
1.Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей: ИТО, 2003.
2.Гонеев А. Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: учебное. пособие. М.: 2004.
3.Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.
4. Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/5. Николенко Л.В. “Самообразование учителя” http://www.edunet.uz/