Конспект урока по повести И.Богомолова Иван 7 класс
Николаева Л.Г.
учитель русского языка и литературы
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ
по повести Владимира Богомолова «Иван»
Вид урока Внеклассное чтение
Тип урока
Цели урока:
приобщать к чтению
способствовать развитию монологической устной и письменной речи учащихся
.развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
воспитывать чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу
.Оборудование: мультимедийный проект «Детство», коллаж 9 мая, энциклопедия Великая Отечественная война.
Опережающее задание:
прочитать текст;
«узнать» военные истории своей семьи.
Индивидуальные задания:
подготовить сообщение « Битва за Днепр»
Коллаж «Тростянец- лагерь смерти»
Информация о реке Днепр
Ход урока:
У вас на столе звездочки разных цветов. Выберете и поднимите ту звездочку , которая поможет определить ваше настроение. Прокомментируйте свой выбор.
А сейчас - внимание!
На экране фотографии:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Что общего на этих фотографиях?
Какое название можно подобрать к этим фотографиям?
( «Школьная пора», « Радость детства», «Прекрасная пора»)
Подберите эпитеты к слову ДЕТСТВО( Счастливое, веселое, радужное,.)
Слово учителя: да, детство всегда- самая прекрасная пора жизни.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и ненависть к врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят
обыкновенных мальчишек и девчонок. Все дети того времени были членами Всесоюзной пионерской организации, поэтому маленькие участники страшной войны вошли в историю как пионеры-герои.
Вы можете определить тему урока?
Сформулируйте цели урока:
вспомнить _____________
узнать _______________
применить _____________
* Представьте главного героя: Имя, Фамилия
( Ивана Буслов (это настоящая фамилия мальчика) родом из Гомеля. У него была хорошая семья: папа, мама, младшая сестрёнка и он, Ваня.. Иван получил хорошее воспитание. (Конец 2-й главы от слов: К Холину он обращался на «ты» до слов « Угощайтесь»)
В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, Тростянце в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить.)
*Сколько лет было Ивану, когда началась война? Покажите на карте передвижение Ивана.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
* Что известно о Тростянецком лагере смерти (Сообщение) "Тростенец" - четвертый по величине лагерь смерти в Европе. Он стоит в одном ряду с такими кровавыми концентрационными лагерями, как "Освенцим", "Майданек", "Треблинка". Название "Тростенец" объединяет несколько мест массового уничтожения людей: урочище
Благовщина - место массовых расстрелов; лагерь - рядом с деревней Малый Тростенец в 10 км от Минска по Могилевскому шоссе; урочище Шашковка - место массового сожжения людей.
Согласно официальным данным, всего в лагере смерти "Тростенец" погибли 206,5 тыс. человек.
* Когда была битва за Днепр? (Битва за Днепр длилась с 26 августа по 23 декабря 1943 года. В военной операции с обеих сторон участвовали около 4 млн человек, а ее фронт растянулся на 750 км. Результатом четырехмесячных боев стало то, что почти вся Левобережная Украина, в том числе и столица, была освобождена от фашистов. С нашей стороны погибли 417 тыс. чел., а немцы потеряли около 1 млн. чел.)
* Каким мы его видим при первой встрече? Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие Ивана.
(«Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое; темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица
чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь». «Грязная рубашонка до бедер и узкие короткие порты на нем были старенькие, холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города. Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал». «Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление».)
Задание
У вас на столах есть всё необходимое, чтобы , работая с текстом, вы смогли создать небольшие проекты. У каждой группы своё задание. Выберите координатора, распределите задания так, чтобы через 10 минут группа смогла представить свою работу. ( Звучит Исполнитель: Лара Фабиан Композиция: Альбинони. Adagio)
Задание 1 группе: Какие чувства испытывают к нему взрослые? Найдите цитаты. Создайте проект.
_____________________________________________________________________________
Задание 2 группе: Найдите в тексте цитаты, где Иван не ребёнок, - ВОИН ( взгляд, портретная характеристика, отношение к ситуации)
Задание 3 группе: создать коллаж, в котором нашли бы отражения основные события повести «Иван» В.Богомолова.
Защита проектов
Выразительное чтение эпизода по ролям:
Перед последним заданием старший лейтенант Гальцев старается поговорить с мальчиком ещё и потому , что Иван доверчиво прижался к нему.
- Боишься?
- Немножко, - еле слышно признается он. - Никак не привыкну. Нервеность
какая-то... И побираться - тоже никак не привыкну. Ух и тошно!
Я живо представляю, каково ему, гордому и самолюбивому, унижаться,
попрошайничая.
* Какой художественный приём использует автор? И с какой целью?
* Какой эпизод, на ваш взгляд, самый напряженный? Перескажите его. (Последняя операция, когда мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров.) - Как автору удается держать нас в напряжении?
* Конец повести был для вас неожиданным? Почему? * Как вы считаете, почему погиб Иван? * Почему автор не придумал счастливого конца?(Эта повесть не могла закончиться счастливо, потому что Иван жил одной лишь местью. По сути, он был уже убит тогда, когда убили всех его близких.)
* Прочитаем найденный Гальцевым документ, который рассказывает о последних днях Ивана.
* В чем вы видите антитезу?
(Взрослый мужчина перешел на сторону врага, оберегая себя, за 100 марок выдал мальчишку, который внешне был много слабее и беззащитнее его. Но духовная сила мальчика оказалась неизмеримо больше
В заключение урока попрошу вас написать синквейн.
1 группа 2 группа 3 группа
ИВАН ВОЙНА ПАМЯТЬ
Звучит песня Б.Окуджавы
Домашнее задание: прочитать Даниил Гранин « Мой лейтенант».
Написать письмо своему сверстнику, не вернувшемуся с войны.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №32» г.Белгорода
Учитель русского языка и литературы Николаева Любовь Гаврииловна
15