Конспект урока по повести И.Богомолова Иван 7 класс 
                                                                                                                      Николаева Л.Г.
                                                                    учитель русского языка и литературы 
                             УРОК   ВНЕКЛАССНОГО    ЧТЕНИЯ   В 6 КЛАССЕ
по повести  Владимира Богомолова   «Иван»
Вид урока  Внеклассное чтение
Тип урока   
Цели урока: 
 приобщать к чтению
 способствовать развитию монологической устной  и письменной речи учащихся
.развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
воспитывать   чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу
.Оборудование: мультимедийный проект «Детство», коллаж  9 мая,  энциклопедия Великая Отечественная война.
Опережающее задание:
прочитать текст;
«узнать» военные истории своей семьи.
Индивидуальные задания:
подготовить сообщение « Битва за Днепр»
Коллаж  «Тростянец- лагерь смерти»
 Информация о реке Днепр
Ход  урока: 
У вас на столе  звездочки разных цветов.  Выберете и поднимите  ту звездочку , которая поможет определить ваше настроение. Прокомментируйте свой выбор.
А сейчас -   внимание!
На экране  фотографии:
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Что  общего на этих  фотографиях?
 Какое название можно подобрать к этим фотографиям?
( «Школьная пора», « Радость детства»,  «Прекрасная пора»)
Подберите  эпитеты к слову   ДЕТСТВО(  Счастливое, веселое, радужное,.)
Слово учителя: да, детство всегда- самая прекрасная  пора жизни. 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И  до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и ненависть  к   врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее.   Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят 
 обыкновенных мальчишек и девчонок. Все дети того времени были членами Всесоюзной пионерской организации, поэтому маленькие участники страшной войны вошли в историю как пионеры-герои.
Вы можете определить тему урока? 
Сформулируйте цели  урока:
   вспомнить _____________  
   узнать     _______________  
   применить _____________
* Представьте  главного героя:  Имя, Фамилия
( Ивана Буслов (это настоящая фамилия мальчика) родом из Гомеля. У него была хорошая  семья: папа, мама, младшая сестрёнка и он, Ваня.. Иван получил хорошее воспитание.  (Конец  2-й главы от слов: К Холину он обращался на «ты»  до слов « Угощайтесь») 
В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, Тростянце  в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить.) 
*Сколько лет было Ивану, когда началась война? Покажите на карте передвижение Ивана.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
* Что  известно  о Тростянецком  лагере смерти   (Сообщение) "Тростенец" - четвертый по величине лагерь смерти в Европе. Он стоит в одном ряду с такими кровавыми концентрационными лагерями, как "Освенцим", "Майданек", "Треблинка". Название "Тростенец" объединяет несколько мест массового уничтожения людей: урочище 
Благовщина - место массовых расстрелов; лагерь - рядом с деревней Малый Тростенец в 10 км от Минска по Могилевскому шоссе; урочище Шашковка - место массового сожжения людей.
Согласно официальным данным, всего в лагере смерти "Тростенец" погибли 206,5 тыс. человек.
*  Когда была битва за Днепр? (Битва за Днепр длилась с 26 августа по 23 декабря 1943 года. В военной операции с обеих сторон участвовали около 4 млн человек, а ее фронт растянулся на 750 км. Результатом четырехмесячных боев стало то, что почти вся Левобережная Украина, в том числе и столица, была освобождена от фашистов. С нашей стороны погибли 417 тыс. чел., а немцы потеряли около 1 млн. чел.)
* Каким мы его видим при первой встрече? Найдите в тексте и зачитайте слова, характеризующие Ивана.
 («Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое; темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица 
чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь». «Грязная рубашонка до бедер и узкие короткие порты на нем были старенькие, холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города. Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал». «Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление».)
                                                               Задание
У вас на столах  есть всё необходимое, чтобы , работая с текстом, вы смогли создать  небольшие проекты. У каждой группы  своё  задание.  Выберите координатора, распределите задания  так, чтобы     через 10 минут       группа смогла представить свою работу. ( Звучит Исполнитель: Лара Фабиан     Композиция: Альбинони. Adagio)
 Задание 1 группе:  Какие чувства   испытывают к нему  взрослые?  Найдите цитаты. Создайте проект. 
_____________________________________________________________________________
Задание 2 группе: Найдите  в тексте цитаты,  где Иван не ребёнок, - ВОИН ( взгляд,  портретная характеристика, отношение к  ситуации)   
Задание 3 группе: создать коллаж, в  котором  нашли бы отражения основные события повести  «Иван» В.Богомолова. 
Защита  проектов
Выразительное чтение эпизода по ролям: 
Перед  последним  заданием   старший лейтенант Гальцев  старается поговорить с  мальчиком ещё и потому , что Иван доверчиво прижался  к нему.
      - Боишься?
     - Немножко, - еле слышно признается он. - Никак не привыкну. Нервеность
какая-то... И побираться - тоже никак не привыкну. Ух и тошно!
     Я живо  представляю,  каково  ему,  гордому и  самолюбивому,  унижаться,
попрошайничая.
*  Какой  художественный приём использует автор?    И  с какой целью? 
*  Какой эпизод, на ваш взгляд, самый напряженный? Перескажите его. (Последняя операция, когда мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров.) - Как автору удается держать нас в напряжении?
  *  Конец повести был для вас неожиданным? Почему?  *  Как вы считаете, почему погиб Иван?  *  Почему автор не придумал счастливого конца?(Эта повесть не могла закончиться счастливо, потому что Иван жил одной лишь местью. По сути, он был уже убит тогда, когда убили всех его близких.)  
 * Прочитаем найденный Гальцевым документ, который рассказывает о последних днях Ивана. 
  *  В чем вы видите антитезу?
(Взрослый мужчина перешел на сторону врага, оберегая себя, за 100 марок выдал мальчишку, который внешне был много слабее и беззащитнее его. Но духовная сила мальчика оказалась неизмеримо больше
    В заключение урока  попрошу вас написать  синквейн.       
1 группа                              2 группа                                    3 группа                       
ИВАН                                  ВОЙНА                                  ПАМЯТЬ 
                                   Звучит песня Б.Окуджавы 
Домашнее задание: прочитать  Даниил Гранин « Мой  лейтенант».
Написать письмо своему сверстнику, не вернувшемуся с войны.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №32» г.Белгорода
            Учитель русского языка и литературы Николаева Любовь Гаврииловна
15