Традиции Японии (на примере праздника цветущей сакуры — ханами)
http://videouroki.net/upload.php
5 класс
Тема урока: «Традиции Японии» (на примере праздника цветущей сакуры - ханами)
Цель: способствовать формированию ценностного отношения к культуре и уважения к обычаям, традициям другого народа.
Задачи:
1.Воспитательные:
- способствовать привитию интереса к культуре Японии через музыку, литературу, живопись, прикладное искусство
- воспитание уважения к культуре народов
- формирование интереса к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству
- вовлечение в активную практическую деятельность
- совершенствование навыков общения
2.Развивающие:
- формирование знаний об условно-символическом языке народного искусства
- развитие творческого мышления у детей
- развитие эмоционального восприятия красоты народного творчества, его самобытности
- развитие умения работать с дополнительной литературой и другими источниками информации
- развитие умения выступать перед аудиторией
- развитие умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы
3. Образовательные:
-формирование знаний по теме: «Жанры изобразительного искусства»
- обучение музыкальной грамоте, формирование навыков по работе с бумагой
- овладение основами культуры практической работы с различными материалами
Формируемые УУД:
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формирование готовности к саморазвитию, самопознанию
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
Регулятивные:
- формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
- формирование умения составлять план деятельности на уроке, прогнозировать результат
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формировать умения осуществлять самоконтроль и самооценку
Познавательные:
- формирование общеучебных действий
- формирование умения ставить проблему и умения самостоятельно показать способы ее творческого решения
- формирование овладения логическими операциями
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать других
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
- формирование умения работать индивидуально и в группе
- формирование умения обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания
Формы работы: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.
Вид урока: комбинированный (интегрированный: музыка, изо, литература)
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам, урок применения знаний на практике
Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке:
Технологии: - технология личностно-ориентированного обучения; - технологии развивающего обучения; - информационно-коммуникативные технологии; - здоровьесберегающие технологии
Методы: - частично-поисковый метод обучения
- беседа
- метод практического обучения
- метод демонстраций
Способы: индивидуальные, групповые.
Время реализации урока: 21.03.2014
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано
Литература и интернет ресурсы: Программа. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского 1- 9 классы.
Учебник: Горяева Н. А., Островская О.В. Изобразительное искусство: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.Учебник для 5 класса. Москва. Просвещение. 2005 Дополнительная литература: Порохневская М. А. Поурочные планы по программе Б М. Неменского, 5 класс. Волгоград. ИТД «Корифей», 2008г.
13 LINK "http://aksenova49.ru/video-uroki-po-rukodeliyu/vetochki-tsvetushhey-sakur
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».
Оборудование для учителя:
опорный конспект урока;
фортепиано;
ваза с веточками;
презентация по теме урока;
персональный компьютер.
Оборудование для учащихся:
Белая, розовая, красная мягкая бумага (салфетки), ножницы, клей, веточки
Зрительный ряд: живопись и графика художников Японии
Музыкальный ряд: музыкальная японская композиция «Сакура», японская народная песня «Вишня»
Литературный ряд: японская поэзия - хокку
Ход урока.
Урок проводится на фоне тихой японской музыки.
Организационный момент.
Проверка и организация рабочих мест, психологический настрой учащихся.
Актуализация знаний.
(Звучит японская музыка) (слайд)
Учитель:
Есть в Тихом океане голубые острова
Кюсю, Хонсю, Хоккайдо и Сикоку.
На них лежит волшебная страна,
Краса и гордость Дальнего Востока.
Учитель: Как вы думаете, о какой стране пойдет речь? (ответы учащихся)
Что вы знаете о Японии? (Строят много роботов, машин, самый высокий вулкан Азии - Фудзияма (Фудзи), расположена более чем на 4 тыс. островах, столица Токио, составляют икебаны из цветов и веток, выращивают карликовые деревья – бонсай).
Учитель: Кто знает, как в народе называют эту страну? Как вы думаете, почему её так называют? (Жители Японии называют свою страну страной восходящего солнца, так как она расположена на островах Тихого океана и раньше других встречает рассвет, приветствуя солнце).
Учитель: У каждого народа есть свои национальные праздники. Япония - страна традиций.
В этой стране, как ни в какой другой, их много, к примеру – почитание старших, большая любовь к детям, 3 марта - праздник девочек, 5 мая - праздник мальчиков. Бережное отношение к окружающей среде. Весной все идут любоваться цветением дикой вишни – сакурой, летом– ирисов, а осенью хризантемами и клёнами.
Как вы думаете, о какой из перечисленных традиций сегодня на уроке пойдет речь. (Ответы детей)
(слайд)
Учитель: Один из самых любимых праздников в Японии является праздник цветения сакуры – ханами.
(слайд)
В Японии лишь раз в годуЦветёт сакура-вишня, Лишь день стоит она в цвету,Скрывая ветки, листья.
Японская вишня расцветает чудесными розовыми цветами, как бы приветствуя своим цветением приход весны.
Люди тоже приветствуют цветение природы – пробуждение жизни.
Учитель: Этот праздник уходит корнями в далекое прошлое. Сакура символизирует непрочность и скоротечность бытия.
(слайд)
Учащийся:
Согласно легенде, всё произошло по вине бога Нинига. Когда он спустился с высоких Небес на острова Японии, бог гор предложил ему в жёны на выбор своих дочерей. Нинига выбрал младшую сестру по имени Цветущая, а старшую, Высокую Скалу, отослал отцу. Оно показалась ему некрасивой. Отец девушек разгневался и разочаровался решением новоиспечённого зятя. Если бы Ниниги выбрал себе в супруги Скалу, жизнь его потомков была бы подобно горам и камням вечной и прочной. Но Ниниги совершил неправильный выбор, и потому жизнь его детей и внуков, всех японцев, начиная от самих императоров и кончая простолюдинами, будет прекрасной, но недолговечной как весеннее цветение.
Учащийся: Ещё одна легенда связана с цветением сакуры. Старейшина деревни, жителей которой истязали князь-тиран и его слуги, пришёл к императору, чтобы получить заступничество. В доказательство мужчина привёл своих детей, спины которых были сплошь покрыты побоями. Наказанный правителем князь затаил смертельную обиду на старейшину. Вскоре злодею удалось схватить жалобщика с детьми. Он привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор сакура цветет розовыми цветами, ведь их окрасила кровь безвинных детей. Грустная легенда придаёт сакуре особую загадочность и мистичность.
(слайд)
Учитель:
Любование сакурой (ханами) в Японии носит массовый характер: ежегодно метеорологи и вся общественность отслеживают так называемый sakura zensen – Фронт цветения сакуры. В телевизионных новостях и газетных статьях сообщаются данные об этапах расцветания сакуры и наилучших местах, где можно наблюдать за цветением. Цветение начинается в январе на Окинаве и достигает Киото и Токио к концу марта – началу апреля, а несколько недель спустя фронт доходит и до Хоккайдо. Японцы очень трепетно относятся к своему символу, поэтому фестивали, посвящённые любованию сакурой, пользуются просто фантастической популярностью – для многих это один из редких шансов расслабиться и отдохнуть с друзьями и родными. Многие японцы передвигаются по стране вслед за цветущей сакурой, чтобы всю весну провести, любуясь вишнёвым цветом.
(слайд)
Традиция праздника ханами уходит в далёкое прошлое – первый фестиваль любования сакурой проводился ещё в III веке. Первоначально этот обычай (как и многие другие) затронул императорский двор и аристократию – они любили проводить время под цветущей вишней, наслаждаясь напитками, музыкой и играми.
(слайд)
Потом в празднование ханами включились и суровые, но с нежною душой, самураи, а затем и простой народ приобщился к прекрасному.
(слайд)
В те давние времена сакура являлась символом урожая, а её цветение сообщало о начале сезона посадки риса. Согласно своей вере, японцы стали совершать подношения сакуре. Были времена, когда сакуру, наоборот, стали вырубать, т.к. её считали символом феодализма, но в скором времени традиция вернулась, и любование сакурой стало одним из самых любимых праздников в Японии.
(слайд)
Учитель: Со времён императора Мэйдзи изображение сакуры находится на головных уборах учащихся и военных как показатель ранга.
(слайд)
В настоящее время, цветок вишни используется на гербах полиции и вооружённых сил Японии в качестве знаков отличия, а во времена Второй мировой войны его изображали на самолётах камикадзе с целью воодушевления пилотов. Также правительство пропагандировало среди населения мнение, что души погибших перевоплощаются в цветах сакуры. (слайд)
Кроме этого, сакура является традиционным символом женской молодости и красоты. Сакура - это ещё и одно из популярных женских имён в Японии
(слайд)
Она распространена в стране необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуде и других предметах быта. В честь сакуры сложено великое множество песен и стихов. Тема вишневых лепестков обыгрывается и в современной музыке и аниме,
(слайд)
Сезон цветения сакуры до боли короткий, а людям так часто хочется вернуть былое и пережить радостные мгновения вновь. Япония это страна, в которой древние традиции гармонично уживаются с новейшими технологиями и вот потомки самураев умудрились создать искусственное вишнёвое дерево, на ветвях которого вместо цветов горят маленькие светодиоды. Но это ещё не всё: для желающих наслаждаться цветением сакуры круглый год во многих японских музеях устраиваются специальные выставки «с секретом». Секрет заключается в использовании ароматерапии при осмотре картин с изображениями сакуры. Считается, что сладковатый аромат вишни оказывает тонизирующее действие и снимает усталость.
(слайд)
Для японцев цветение сакуры событие государственного масштаба. Официальное открытие ханами происходит в Токио в Центральном парке Синдзюку. Праздник цветения сакуры посещают ведущие политические деятели Японии, знаменитости. Даже императорская семья присутствует на мероприятии.
(слайд)
В период празднования многие магазины украшают цветами сакуры. На прилавках появляются продукты и напитки, доступные только в сезон цветения сакуры. (Наиболее известные из них «сакура тя» чай с подсолёнными лепестками сакуры, и «сакура моти» пирожки из клейкого риса с начинкой из сладких красных бобов, обёрнутые в подсолённый лист сакуры. Также в каждом магазине можно купить «ханами бэнто» коробку для пикника с различными закусками, десертом и коктейлями).
(слайд) Ханами празднуют шумно и весело, устраивая пикники под цветущими деревьями. Для этого заранее занимают места в саду: расстилают подстилку с фамилией или названием фирмы, возле которой кто-нибудь дежурит, терпеливо дожидаясь своих товарищей или родственников.
Большой популярностью пользуются парк Маруяма, префектура Нара, где больше всего вишнёвых деревьев. В Японии считают, что самую красивую сакуру можно увидеть в древних японских столицах, таких как Киото и Камакура. Хотя, на самом деле, она вряд ли чём-то отличается от вишнёвых деревьев, высаженных в сельской местности или где-нибудь ещё.
Учитель: В поэзии сакура ассоциируется с ушедшей юностью и любовью. Раньше было принято сочинять под цветущей сакурой стихи. Рэнга «цепочки стихов», которые слагались несколькими поэтами вкруговую. Поскольку сакура почиталась как божественное дерево, то считалось, что частичка этой энергии должна была передаться сочинителям и их поэзии.
Музыкальный клип (учащиеся читают хокку о сакуре)
Как хорошо,Когда, на рассвете проснувшись,Выглянешь в сад И увидишь вдруг, что бутоныпревратились в цветы на вишне.Татибана Акэми
В пору цветеньяВишни сродни облакам Не потому лиСтала просторней душа,Словно весеннее небо
Камо Мабути
Чужих меж нами нет!Мы все друг другу братьяПод вишнями в цвету.Кобаяси Исса
Камнем бросьте в меня!Ветку цветущей вишниЯ сейчас обломил.Такараи Кикаку
«Ручей в долине;Камни тоже поют песниПод расцветающей сакурой».Уэдзима Оницура (1660-1738)
Учитель: Что сейчас нам прочитали ребята?
Учащиеся: Японские стихотворения известных поэтов.
Учитель: Да, это японские стихотворения известных японских поэтов. А кто помнит, как называются короткие японские трёхстишья.
Учащиеся: Хокку (хайку).
Учитель: Японцы очень мудрый народ. И даже в таких коротких строчках заключён глубокий смысл.
Только что вы слушали прекрасные стихи, смотрели красивые слайды, слушали замечательную музыку. А сейчас предлагаем и вам приобщиться к японской музыке.
(слайд)
Практическое занятие по разучиванию японской народной песни «Вишня»
(проводит учитель музыки)
Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили?
(Легкая, неторопливая)
Давайте послушаем японскую народную песню « Вишня»
Учитель: Что можно сказать о музыке? (необычная )
(слайд)
Учитель: Необычное для нашего уха звучание, мы привыкли слушать и петь в каких ладах?
Мажор, минор. В звуковой системе народов востока, в частности в Японии, используется пентатоника – пятиступенчатая звуковая система, не содержащая полутонов. Если на фортепиано нажимать подряд только черные клавиши мы услышим пентатонику (демонстрация)
Запомним термин пентатоника
·
·музыка
Какая это музыка композиторская или народная?
- Мелодия простая, певучая, значит народная.
Учитель: Понравилась вам песня?
Дети: ответ (Да).
Учитель: О чем поется в этой песне?
Дети: ответ (О красивом вишневом дереве).
Учитель: Что вы представили, слушая ее?
Дети: рассуждение детей.
Учитель: Какой характер музыки?
Дети: ответ (нежная, лирическая, светлая, мягкая, спокойная).
Учитель: Складывается ли ощущение законченности песни?
Дети: рассуждение детей.
Учитель: Ее хочется продолжить. Это и есть особенность японской песни.
В каком ладу написана песня?
Дети: ответы.
Учитель: кто-то думает, что эта песня грустная, но это не грусть, а восхищение, зачарованность светлой красотой цветущей вишни.
Давайте приступим к разучиванию песни «Вишня». Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова песни «Вишня».
(У каждого ученика на столе слова песни «Вишня»)
Всюду вишня в цвету!И куда не кинешь взгляд -Под весенним небом сад.Бродит ветер по нему,Словно в розовом дымуЭто вишня в цвету!
Это вишня в цвету
Разучивание японской народной песни "Вишня"
Напоминание о правильной осанке
Взятие дыхания по руке учителя
Разучивание японской народной песни "Вишня" по музыкальным фразам, работа над вокальным исполнением
Исполнение выученного произведения
Сейчас при исполнении песни попробуйте показать своим голосом розовую дымку, дуновение ветерка можете помогать себе руками. (Исполнение песни “Вишня”).
(слайд)
В процессе разучивания и исполнения песни надо добиться работы над светлым полетным звучанием, ровным строем. Обратить внимание на непрерывность мелодического развития, на распевы, сохранение высокой вокальной позиции
В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.
Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах
Учитель: Ребята, а где еще можно было увидеть цветущую сакуру? (ответы детей - на картинах художников)
(слайд)
Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вам знакомы?
(Ответы детей - пейзаж, портрет, натюрморт)
Учитель: Посмотрите на слайд, какие жанры изобразительного искусства здесь присутствуют?
(слайд)
Учащиеся: Портрет, пейзаж.
Учитель: Да, действительно, эти темы занимают главное место в творчестве японских художников.
Давайте мы с вами полюбуемся на работы известных художников.
(изображения на слайдах).
Мы сегодня с вами слушали стихи и музыку, разучили красивую песню, смотрели прекрасные работы художников, а теперь я предлагаю вам познакомиться еще с одним видом искусства – декоративно – прикладным.
Такое прекрасное явление как цветущая сакура, не могла не затронуть моё сердце и, для того, чтобы была возможность любоваться этим в любое время года, я предлагаю вам сделать свою сакуру.
(слайд)
Практическая работа. Цветущая сакура.
Повторить ТБ при работе с ножницами.
Эту ветку сможет сделать только тот, кто умеет вырезать из бумаги лепестки и знает, как склеить между собой два листа бумаги.
Нам потребуется:
- любая ветка;
- салфетки двух цветов (розовая и красная);
- ножницы;
- клей
За работу
Из каждой салфетки вырезаем четыре цветка из пяти лепестков. Не делайте шаблонов и не старайтесь, чтобы лепестки получались ровными – в природе так не бывает.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Накладываем цветы разного цвета друг на друга так, как показано на фото.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Теперь самый трудный этап работы. Он под силу только настоящим мастерам-флористам. Приклеиваем цветок розового цвета к цветку красного цвета и, пока клей не высох, складываем цветок лепестками вверх и слегка прокручиваем его между пальцами, чтобы образовался «хвостик». Оставляем цветочек в покое до полного высыхания клея.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Прикрепляем готовые цветы к веточке с помощью клея.
Деревце цветущая сакура готова!
(Во время работы учитель может рассказать учащимся следующее:
Одним из самых любимых видов сакуры является Somei Yoshino, чьи цветы имеют практически чистый белый цвет, лишь у самого стебля лепестки окрашены в бледно-розовый. Цветёт сакура около недели или даже меньше и только после этого на деревьях появляются листья – поэтому во время цветения все деревья кажутся совершенно белыми сверху донизу. Вид Somei Yoshino берёт своё начало из деревни Somei (теперь это часть района Toshima в Токио) и распространяться начал в начале периода Мейдзи. Любят японцы и shidarezakura – «плакучую вишню», что цветёт розовыми цветами.
Считается, что самая красивая сакура цветёт в древних столицах – Киото, Нара и Камакура. Сакура – типичный житель Гималаев и Восточной Азии: Китая, Кореи и Японии. В последней встречается чрезвычайно много видов сакуры - более 305 разновидностей. Такое количество обусловлено японскими играми с генетикой и селекцией: многие виды были получены искусственно или привиты к уже существующим столетия назад.)
Учитель: Посмотрите, что можно сделать, если дружно взяться за дело. Эта сакура – результат стараний каждого из вас.
(слайд)
Д/З – разучить или попробовать сочинить свое хокку, доучить песню «Вишня», нарисовать иллюстрации к сегодняшней теме.
(слайд)
Подведение итога урока.
Учитель: Ребята, как на ваш взгляд, получилось у нас знакомство с традициями Японии?
(Закрепление нового материала проходит в игровой форме «Цветущая сакура»)
1.С культурой, какой страны мы познакомились на уроке? (Японией)
2.Как называется национальная одежда японцев? (Кимоно)
3.Назовите, любимый весенний праздник японцев? (Цветение сакуры - ханами)
4.Как называется японское трехстишие? (Хокку)
5.Как японцы называют цветущую вишню? (Сакура)
Ученик:
Туман весенний, для чего ты скрыл
Цветы вишневые, что кончили цветенье На склонах гор? Не только блеск нам мил, И увяданья миг достоин восхищенья Ки-Но Цураюки
Учитель:
Увяли лепестки вишни,
Уже звенит с урока звонок,
Но в нашем сердце ты - прекрасная сакура
D Yo scaleРисунок 1File:D Yo scale.pngЦветущая сакура своими рукамиЦветущая сакураЗаголовок 1Заголовок 215