Конспект урока по русскому языку на тему Непроизносимые согласные в корне слова


Конспект
конкурсного фрагмента урока по русскому языку,
который будет проведен 2 марта 2016 года в 3 классе
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
студентом 4 курса группы «НК»
ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И. К. Глушкова»
Бирюковой Аидой Николаевной


Оршанка
2016
Паспорт урока
Класс: 3
Продолжительность: 15 минут.
Предмет: русский язык.
Тема: Непроизносимые согласные в корне словаТип урока: открытие новых знаний
Цель: формирование знаний и умений использовать правило непроизносимых согласных в корне словаЗадачи:
Образовательные:
Закрепить умения находить и выделять корень слова
Закрепить умения подбирать однокоренные слова
Закрепить умения обозначать орфограммы в словах
Формировать знания о непроизносимых звуках в корне словаПознакомить с правилом непроизносимых согласных в корне слова и алгоритмом проверки написания слов
Развивающие:
Познавательные
Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы
Развивать умение извлекать информацию из предоставленных учителем источников
Коммуникативные
Развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речевой ситуации
Развивать умение высказывать свою точку зрения
Развивать умение слушать и слышать других
Развивать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя
Регулятивные
Развивать умения формулировать тему и цели урока совместно с учителем
Развивать умения работать по плану, корректировать свою деятельность
Воспитывающие:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу
Воспитывать аккуратность, вежливость
Основной дидактический метод: упражнение
Частные методы и приемы: беседа, объяснение, рефлексия
Оборудование: учебник, тетрадь, ручки, карандаши, распечатанные слова на доске
План урока:
1.Организация начала урока
2.Постановка проблемы
2.1 Упражнение 75
3. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.
3.1 Работа с учебником. Упражнение 78 с.60
3.2 Правило
4 Первичное закрпеление. Упр.80
5 Обобщение по теме
6 Рефлексия.
7 Организованное завершение урока
Ход урока:
Организация начала урока
- Прозвенел звонок и смолк, начинается урок, на меня все посмотрели, и за парты тихо сели. Здравствуйте ребята, меня зовут Аида Николаевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Надеюсь вы будете активно работать на уроке.
Постановка проблемы
2.1 Упражнение 75 (на доске записаны слова из этого упражнения)
- Ребята, прочитайте слова на доске. (Прошу одного прочитать вслух).
Весть, вестник, известный, известно.
- Данные слова однокоренные или нет? Почему? Какой корень в этих словах? (Вест)
- Давайте ещё раз послушаем произношение этих слов. (Произносим громко хором)
- Что вы заметили? (звук т не произносится)
- В каких словах не произносится звук т? (во всех, кроме слова весть)
- Как вы думаете, почему? Где находится этот звук в слове?
3. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.
- Давайте запишем эти слова в тетради и выделим корни слов. Понаблюдайте, как написан корень в этих словах.
- Давайте проверим, все ли правильно сделали? Слово весть – корень весть, вестник – корень вест и т.д.
- Ребята, а почему мы при произношении не слышим звук т? (потому что идут 3 согласных подряд).
- Как мы можем назвать звук т, если он НЕ Произносится? (непроизносимое)
- В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука стн,здн и др. Один согласный звук из трёх (средний) не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми. (на слайде и в учебнике).
- Давайте разберем слово грустный. Произнесем все вместе: грустный. Какой звук не слышим? (т)
- Сколько букв в этом слове? (8) А звуков? (7) Почему? (потому что не произносится звук т).
- Хорошо ребята, молодцы.
- А как мы должны узнать, что в слове грустный, пишется буква т?
- Мы должны проверить, а как мы будем проверять? (Подобрать однокоренные слова).
- Подбирайте однокоренные слова. ( Грусть, грустить)
- Так, хорошо, чтобы проверить пишется ли буква т, мы подбираем однокоренные слова.
3.1 Работа с учебником. Упражнение 78 с.60
- Выполните упражнение 78 на с.60. Прочитайте слова, что означает каждое слово? (место, местечко, (много) мест – обозначают место, местность – например Оршанская местность, местный – вы местные жители п. Оршанка, а студенты не местные, они приезжие). Как вы думаете, однокоренные ли эти слова? Почему? (Да, они имеют одинаковый корень). Есть слова с непроизносимыми согласными? (Да). На какие 2 группы можно разделить эти слова? Почему? (Слова с непроизносимыми согласными и проверочные). Запишите сначала с непроизносимыми согласными, а потом проверочные слова. Выделите корень, подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый звук.
- Давайте проверим, правильно ли вы сделали. Почему данные слова называются проверочными? (Слова место, местечко, мест называются проверочными, так как в этих словах произносятся все звуки и указывают на то, что в однокоренных словах должны быть все данные звуки. Например, если в слове место пишется т, значит и в местность пишется т.)- Сформулируйте правило, как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
3.2 Правило
- Давайте сравним наше правило с автором учебника на с. 61
- Читайте дальше, какие однокоренные слова могут быть проверочными.
- Ребята, давайте прочитаем, как правильно пользоваться правилом на с.62. 4 Первичное закрпеление. Упр.80
- Пользуясь правилом, выполните упр.80. Спишите и обозначьте орфограмму.
- Прочитай пожалуйста свое выполненное задание, (имя ученика), а остальные проверяют свою работу и исправляют допущенные ошибки.
6 Рефлексия.
- Ребята, кому было непонятно на уроке – поднимите красный кружочек, кому было немного трудно желтый, кому все понятно – зеленый. (если кому то непонятно, спрашиваю почему?)
- Молодцы ребята, я очень рада, что урок прошел не зря, вы большие умницы, очень активно работали.
7 Организованное завершение урока
- На этом наш урок окончен, до свидания.