Конспект урока по русскому языку на тему Непроизносимые согласные в корне слова
Русский язык , 2 класс, Н.А.Чуракова , УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Непроизносимые согласные в корне словаЦель:. Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, путём подбора однокоренных слов.
Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме
Тип урока: « открытие» новых знаний
Задачи: обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова;
развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
воспитательные: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.
Методы обучения: частично - поисковый, словесный ,проблемный.
Формы организации: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая работа.
Средства обучения: компьютер, презентация ,учебник, карточки,
Этап урока Действия учителя Действия учащихся УУД
1. Мотивация (само-определение) учебной деятельности Прозвенел звонок
Начинается урок
На уроке не зевай!
Чаще руку поднимай!
-Ребята, давайте проверим, все ли школьные принадлежности вы приготовили к уроку.
Словарная работа
1. Черный Ивашка, деревянная рубашка
Где носом ведёт
Там заметку кладёт. ( карандаш)
2. Я большой, я ученик,
На парте у меня (дневник)
3.Кто я , если прямота
Главная моя черта? (линейка)
4. То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка ( тетрадь)
5.Он для ручек домом стал
Называется (пенал)
Настраиваются на активную работу на уроке
Ребята отгадывают, загадки, записывают слова в тетрадь.
Выполняют взаимопроверку. Регулятивные:
Формирование способности к организации своей деятельности
Познавательные:
выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в дея-тельности- Запишите предложения , вставьте подходящие по смыслу слова.
Из-за тучи выглянуло яркое …..( солнце)
Птицы …… (радостно) запели песни.
-Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. –
-Почему написали по – разному? Как вы думаете?
-Кто не написал согласную? Почему не написал?
- А кто написал согласную? Почему написал? Записывают предложения в тетрадь.
Работают в парах, ,сравнивают записи
-Мы этого еще не знаем
-Не слышим ее при произношении
-Я могу ее произнести, значит, ее надо писать.
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками
Познавательные:
проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) Так чего мы еще не знаем?
- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.
- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? -Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно
-Учится грамотно писать слова
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, делать выводы. Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные умение на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные умение слушать и понимать других
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
Грусть ,грустный, грустить.
- Что заметили?
-Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.
- В каком слове при произношении согласный мы не слышим?
- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней?
- Как бы вы назвали такие согласные?
-Давайте откроем учебник и прочитаем об этом.
-- Так как называются такие согласные?
-- Так над какой темой мы сегодня работаем? -Это однокоренные слова. У них одинаковый корень.
-Грустный
-Корни пишутся одинаково.
Один ученик читает вслух, другие про себя.
-Непроизносимые.
-Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Познавательные: выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, делать выводы
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Личностные умение определять и высказывать правила
Физминутка5. Первичное закре-пление с прогова-риванием во внеш-ней речи -Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать непроизносимые согласные. Какие этапы работы вы предлагаете?
Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде.
1.Произносим слово
2.Находим опасное место
3.Подбираем слово – родственник, в котором этот звук слышится четко
4.Правильно записываем слово с непроизносимым согласным.
. Работа в группах.
Каждая группа предлагает свои варианты . Идет обсуждение детьми, и делаются выводы.
Затем ребята сравнивают их с алгоритмом на слайде..
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Позновательные:
моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Самостоятельная работа.
-Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.
Трубка, стена, вестник,
косточка, лесник, тростник,
участник, зарядка, земля, зависть,
соседка, яростный, устный
Самопроверка. Проверьте по эталону.
Выполняют задание самостоятельно, делают самопроверку, исправляют ошибки.
Регулятивные умение определять успешность выполнения своего задания
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками
7. Включение в сис-тему знаний и повторение Работа по карточкам.
1 уровень
1. Напиши проверочные слова к данным словам. Обозначь орфограмму.
Сердце — ..., местный — ..., лестный — ..., честный — ….., ненастный-…… .
2уровень
Спиши. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
Грус...ный взгляд, , опас..ный поворот, поз...ние цветы, вкус...ный салат, извес...ный актёр, уча...ствовать в конкурсе, чу... ствовать голод.
3 уровень
Составление предложений . Запись текста. тучи ..со…нце, закрывают, тяжёлые с, моросит, утра, поз …него, до, вечера, дождь деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья стало, в, грус…но, лесу. Выполняют задание по карточкам
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества усвоения материала
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Мне было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Отвечают на вопросы
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
Литература:
Чуракова, И. А. Русский язык. 2 класс. Ч. 1,2
Бажова, Т. А. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №1, №2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева. - М.:
Чуракова, И. А. Русский язык. 2 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -
http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-4258