Конспект урока по русскому языку на тему  Непроизносимые согласные в корне слова 
Русский  язык ,  2  класс,  Н.А.Чуракова , УМК «Перспективная  начальная школа»
Тема урока:  Непроизносимые  согласные  в  корне  словаЦель:. Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми  согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, путём подбора однокоренных слов.
Дидактическая  цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме
Тип  урока:  « открытие»  новых знаний
Задачи:  обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова;
развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
воспитательные: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.
Методы  обучения: частично  - поисковый,   словесный ,проблемный. 
Формы  организации: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая работа.
     Средства  обучения:  компьютер,  презентация ,учебник,    карточки,
Этап урока Действия учителя Действия учащихся УУД
1. Мотивация (само-определение) учебной деятельности Прозвенел звонок 
Начинается урок
На уроке не зевай!
Чаще руку поднимай!
-Ребята, давайте  проверим, все  ли  школьные  принадлежности  вы  приготовили  к  уроку.
Словарная  работа
1. Черный  Ивашка, деревянная  рубашка
Где  носом  ведёт
Там  заметку  кладёт. ( карандаш)
2. Я большой, я ученик,
На  парте  у  меня  (дневник)
3.Кто я  ,  если  прямота
 Главная моя  черта? (линейка)
4. То я в клетку,  то  в  линейку
Написать  по  ним  сумей-ка ( тетрадь)
5.Он  для  ручек  домом  стал
Называется  (пенал)
Настраиваются на активную  работу на  уроке
Ребята  отгадывают,  загадки,  записывают  слова  в  тетрадь.
Выполняют  взаимопроверку. Регулятивные:
Формирование способности  к организации своей  деятельности
Познавательные:
выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений
2. Актуализация знаний и фиксация 
затруднения в дея-тельности- Запишите предложения ,  вставьте  подходящие  по  смыслу  слова.
Из-за  тучи  выглянуло  яркое …..( солнце)
Птицы …… (радостно)  запели  песни.
-Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа.   –
-Почему написали по – разному? Как  вы  думаете?
-Кто не написал согласную? Почему не написал?
- А кто написал согласную? Почему написал? Записывают  предложения  в тетрадь.
Работают  в  парах, ,сравнивают  записи
-Мы этого еще не знаем
-Не слышим ее при произношении
-Я могу ее произнести, значит, ее надо писать.
Коммуникативные:   сотрудничество  со  сверстниками
Познавательные: 
 проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) Так чего мы еще не знаем?
- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.
- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? -Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно
-Учится грамотно писать слова
Учатся  решать проблему, аргументировать  ответы, сравнивать, анализировать, слушать, делать  выводы. Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные умение на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные умение слушать и понимать других
4. Построение проекта выхода из затруднения
 -Посмотрите  на  экран.  Прочитайте  слова.
Грусть ,грустный,   грустить.
- Что заметили?
-Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.
- В каком  слове  при произношении согласный мы не слышим?
- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней?
- Как бы вы назвали такие согласные?
-Давайте  откроем учебник и прочитаем  об  этом.
-- Так как называются такие согласные?
-- Так над какой темой мы сегодня работаем? -Это однокоренные слова. У них  одинаковый  корень.
-Грустный
-Корни пишутся одинаково.
Один ученик читает вслух, другие про себя.
-Непроизносимые.
-Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Познавательные: выдвижение  гипотезы, поиск  решения  проблемы, делать  выводы
Коммуникативные: инициативное  сотрудничество  в  поиске  и  выборе информации
Личностные умение определять и высказывать правила
Физминутка5. Первичное закре-пление с прогова-риванием во внеш-ней речи -Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать непроизносимые согласные. Какие этапы работы вы предлагаете?
Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. 
1.Произносим слово
2.Находим опасное место
3.Подбираем слово – родственник, в котором этот звук слышится четко
4.Правильно записываем слово с непроизносимым согласным.
. Работа  в  группах.
Каждая группа предлагает свои варианты . Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. 
Затем ребята сравнивают их с алгоритмом  на  слайде..
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Позновательные:
моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.
6. Самостоятельная работа  с самопроверкой.  Самостоятельная работа.
-Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.
Трубка, стена, вестник,
косточка, лесник, тростник,
участник, зарядка, земля, зависть,
соседка, яростный, устный
Самопроверка. Проверьте  по  эталону.
Выполняют задание  самостоятельно, делают  самопроверку,  исправляют  ошибки.
Регулятивные умение определять успешность выполнения своего задания 
Коммуникативные: сотрудничество  со  сверстниками
7. Включение в сис-тему знаний и повторение Работа  по  карточкам.
1 уровень
 1. Напиши проверочные слова к данным словам. Обозначь орфограмму.
Сердце — ..., местный — ..., лестный — ..., честный — ….., ненастный-……  .
2уровень
Спиши. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
Грус...ный взгляд, , опас..ный поворот, поз...ние цветы,  вкус...ный салат, извес...ный актёр, уча...ствовать в конкурсе, чу... ствовать голод.
3 уровень
Составление предложений . Запись текста. тучи ..со…нце, закрывают, тяжёлые с, моросит, утра, поз …него, до, вечера, дождь деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья стало, в, грус…но, лесу. Выполняют задание  по  карточкам
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание  качества  усвоения  материала
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Мне было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Отвечают на вопросы
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
Литература:
Чуракова, И. А. Русский язык. 2 класс. Ч. 1,2
Бажова, Т. А. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №1, №2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева. - М.: 
Чуракова, И. А. Русский язык. 2 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. - 
http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-4258