Конспект урока по русскому языку Непроизносимые согласные в корне слова
Смирнова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №112 с углубленным
изучением информатики»
«Системно - деятельностный подход на уроке русского языка»
«Непроизносимые согласные в корне слова»
(УМК «Школа 2100», 3 класс)
I. Введение
В настоящее время в основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход реализуется в процессе обучения по всем предметам, однако каждый из них имеет свою специфику. Предмет русского языка в УМК «Школа 2100» позволяет реализовать следующие задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
II. Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Цель:
Образовательная: создание условий для овладения учащимися новым способом проверки непроизносимых согласных в корне слова.
Развивающая: развитие интеллектуальных способностей младших школьников.
Воспитательная: воспитание коммуникативных навыков, культуры общение в группе и паре.
Ход урока
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Минутка чистописания:
На доске написан ряд букв: ОДТЧПШС…
Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (В этом ряду написаны первые буквы названий цифр 1 -0, 2 –Д, 3-Т, 4-Ч, 5-П, 6-Ш,7-С. Значит следующей будет цифра 8, соответственно буква В)
Определите порядок следования букв в этой цепочке:
Вдлт, Влтд, Втдл …(Справа от заглавной буквы находятся строчные буквы д,л,т, которые меняют свой порядок)
Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.
Дайте характеристику звукам, которые обозначены буквами. (Буква В обозначает звуки [в],[в,], буква Д обозначает звуки [д], [д,], буква Т обозначает звуки [т], [т,], буква Л обозначает звуки [л], [л,].Звуки [в], [в,], [д], [д,] – звонкие парные, звуки [л], [л,] – звонкие непарные, звуки [т], [т,] – глухие парные.
А можем ли ещё что-то сказать об этих буквах? (Нет, но очень интересно было бы узнать)
Работа в паре.
Запишите слова под диктовку: здравствуй, звёздный, солнце, радостный.
Чем они похожи? (В середине слова подряд идут несколько согласных)
А теперь сравните свои слова со словами соседа. (Есть расхождения в написании)
Почему диктовала для всех одинаково, а написали по-разному. Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
Открытие новых знаний.
Постановка проблемы.
Сколько мнений в нашем классе? (Два)
А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Путаница из-за согласных)
Из-за каких согласных ? (В,л,д,т – мы сегодня их писали на минутке чистописания)
Почему? Произнесите (Не слышим при произношении)
Как нам решить эту проблему? (Может подобрать какие-то проверочные слова?)
Назовите главную часть слова? (Корень)
Что мы знаем о правописании корней? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
Подберите однокоренные слова к слову солнце? (солнышко) Что заметили? (Звук [л] есть в слове)
Так надо писать букву л в слове солнце? (Да) Выделите корень.
Придумайте однокоренное слово к слову радостный? (Радость)
Надо ли писать здесь букву т? (Да)
А что скажете о слове звёздный (Пишем д, потому что подобрали проверочное слово звёзды)
А проверочное слово к слову здравствуй? (Здравие)
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
Они не произносятся,
И что писать, не ясно нам.
Как бы вы назвали эти согласные? (Неслышимые, прячущиеся, скрытые)
А как вы думаете, почему они неслышимые? (Потому что подряд идут сразу несколько согласных, они теряются)
Если согласные, которые мы сегодня писали на минутке чистописания, соединяются вместе, как стекаются ручейки в реку, то это называется стечением согласных.
Раз один звук из стечения не произносится, то как он называется? (Непроизносимый)
3.2. Постановка темы урока
Какая тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова)
Какую цель вы перед собой поставите? (Научиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными)
Давайте составим план нашего урока:
Что такое стечение согласных?
Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?
Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными.
3.3. Работа в парах.
А теперь давайте сами попробуем установить, как надо действовать, чтобы определить, как правильно написать слово с непроизносимой согласной.
Данное задание будем выполнять в парах.
Назовите основные правила работы в паре (1. При разговоре смотри на собеседника 2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам. 3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать).Ваша задача - составить памятку для непроизносимых согласных.
Распределите в паре способ действий, который необходим для правильного написания непроизносимого согласного.
Выберите нужные пункты и расставьте порядок действий:
подобрать такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный произносился отчётливо;
обозначить на письме непроизносимый согласный звук буквой;
написать слово правильно;
подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным;
произнести слово;
определить место непроизносимого согласного звука в слове;
подобрать проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчетливо;
подчеркнуть согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный звук.
3.4 Проверка работы. Предъявление результатов.
Давайте сравним ваши памятки с авторским алгоритмом:
произношу слово и слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков;
подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;
пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове.
ФизминуткаПервичное закрепление.
5.1. А теперь закрепим наши знания. Работать будем в группе.
Но сначала, повторим основные правила работы в группе.
(1. Выбрать капитана. 2. Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь. 3. Своевременно выполнять задание. 4. Качественно выполнять работу. 5. Уметь защищать общее дело и свою работу).Упр. 76 - наблюдение над однокоренными словами и выделение слов с непроизносимыми согласными.
Через 5 минут будьте готовы предъявить результат.
Какие слова вы выписали в 1 столбик? (Поездка, наездник, грустно, грустный.)
Посмотрите на ваши алгоритмы. Есть ли расхождения.
Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты
5.2. Упр. 77 – выделение слов с орфограммой непроизносимая согласная в корне слова и проверочных слов.
Однокоренные ли слова каждой строчки?
Как проверить написание непроизносимых согласных?
Ответ на основной вопрос урока:
Так как не ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова? (Надо подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.)
Контроль.
7.1. Самостоятельная работа С.74, упр. 79 учебника
Итог урока
Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? (Узнать новый способ проверки непроизносимого согласного звука в корне слова).
Что нам помогло? (Алгоритм)
Напомните мне ещё раз алгоритм написания слов с непроизносимой согласной в корне слова.
1. Произнести… (слово)
2. Определить… (место непроизносимого согласного звука в слове)
3. Подобрать… (такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный произносился отчётливо)
4.Обозначить на письме… (непроизносимый согласный звук буквой)
5. Написать… (слово правильно)
6. Подчеркнуть… ( согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный звук)
– Что узнали нового? (Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.)
– Для чего нужно знать этот способ проверки? (Чтобы правильно написать непроизносимую букву согласного в корне слова.)
- Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными.
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке . Мне было все понятно. Я легко справлялся с заданиями.
Я испытывал затруднения.
Мне было непонятно, буду еще разбираться.
Домашнее задание на выбор.
III. Заключение.
Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа 2100» в 3 классе по теме: «Непроизносимая согласная в корне слова».
Учащиеся познакомились с новым способом проверки непроизносимых согласных.
На этом уроке я старалась реализовать все требования системно-деятельностного подхода: задания подбирала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьного возраста; создавала проблемную ситуацию и переводила ее в учебную задачу; организовывала парную и групповую работу.
На мой взгляд, реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Работая по УМК «Школа 2100» через использование системно-деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения можно создать необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
IV. Список литературы.
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка//ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Учебник по русскому языку за 3 класс (1 часть) Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Издание: 5-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.
V. Приложение.