Конспект урока по русскому языку на тему Непроизносимые согласные в корне слова
Тема:
Непроизносимые согласные в корне слова.
Цели:
Деятельностная цель:
- формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;
Содержательная цель:
- усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными;
Задачи:
- формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умения подбирать проверочные слова для слов с непроизносимыми согласными в корне, сравнивать произношение и написание этих слов;
- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;
- воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру учебного труда.
Оборудование:
Интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, сигнальные карточки, презентация к уроку «Непроизносимые согласные», тренажёр «Хитрые буквы», аудиозапись, 1С: Образовательная коллекция «Полезные уроки. Русский язык за 10 минут в день. 3 класс»,
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок
Сядем прямо, спинку ровно
Все ведём себя достойно.
Воздух глубоко вдохнём-
Урок русского начнём!2. Чистописание.
- Посмотрите, какой узор сплёл паучок. На какие буквы он похож? (В, д, л, т).
-Определите порядок букв в цепочке. (Вдлт Влтд …)
- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)
- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки)
(Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)
- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Внезапно начался шторм. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.
арбуз берёзка
хлеб травка
ветер съел
(Дети записывают слова, подбирают проверочные слова и выделяют орфограммы)
- Назовите «лишние слова».
- Какие орфограммы встретилась в словах?
- Как проверить слова с парной по глухости-звонкости согласной в корне?
- Обозначьте задание к выполнению. (Записать слова с проверочными словами)
3. Изучение нового материала.
- Море успокоилось, и на горизонте показался остров.
- Поприветствуем остров. Каким словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)
- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)
- Посмотрите на слова, что необычного в них?
- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.
- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?
- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?
- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?
- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».
- В какой части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).
- Какова тема нашего исследования?
4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.
(Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)
Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
- Что вы узнали из сказки?
- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
На интерактивной доске запись:
здравствуй –
солнце –
радостно –
сердце –
прекрасный -
- Обозначьте задание к выполнению. ( Подобрать проверочные слова)
- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
(с каждым словом работает отдельный ребенок)
- Объясните свой выбор.
- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко. Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)
- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.
- Всегда ли в стечениях согласных в корне слова пишется непроизносимая согласная?
Работа со словами из словаря.
-Объясните лексическое значение слова чувство (способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия).
-Объясните лексическое значение слова лестница. (Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска)
-Найдите слова чувство и лестница в орфографическом словаре.
-Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. Запомните написание этих слов.
-Как вы понимаете эти выражения?
Шестое чувство (интуиция, чутьё)
Лишиться чувств (упасть в обморок)
Чувство собственного достоинства (самоуважение)
5. Физкультминутка для глаз.
6. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику упр.223, упр.225 (с. 118)
7. Рефлексия.
- Какую проблему исследовали на уроке?
- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (рис.1, 2,3)
-80010159766000-8001062928500 Рис. 1.
Я усвоил всё.
Рис. 2.
Я понял, но не всё.
Рис. 3.
Я не усвоил материал.
8. Домашнее задание.
- Выучите словарные слова с непроизносимыми согласными в корне.