Доклад к заседанию методического объединения старших воспитателей на тему Научно-методическое обеспечение и создание условий для благоприятного роста и развития детей в ДОУ
Доклад
к заседанию методического объединения заместителей руководителей и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций Шпаковского муниципального района Ставропольского края, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
на тему: «Научно-методическое обеспечение и создание условий для благоприятного роста и развития детей ДОУ».
подготовил: старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №20»
Баева Елена Владимировна
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
По выражению академика Н.М. Амосова, « чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Современный человек не имеет морального права причислять себя к цивилизации начала третьего тысячелетия, если он не осознал всей важности здорового образа жизни, не освоил культуры здоровья.
Необходимо уберечь детей от аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение – это стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Первый этап – познавательный (сенсомоторный) происходит в возрасте от 1 года до 7 лет. Ребенок впервые знакомится с ситуациями злоупотребления психоактивных веществ взрослыми. Возникают первые попытки съесть и впить то, что едят и пьют взрослые. Действия ребенка формируются по типу подражания взрослым: имитируют сигарету во рту, «чокаются» бокалами, а в детском саду кеглями.
Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, который он ведет. Естественно поэтому, если у человека не сформирована установка на здоровый образ жизни, то его отношение к здоровью оказывается вне серьезного внимания. В этих условиях человек все свои надежды на здоровье практически полностью связывает с медициной. Но не медицина может спасти нас от гибели (статус здоровья зависит от органов здравоохранения всего лишь на 10%). Помочь себе, детям мы должны сами, и только сами.
Если учесть статистику, свидетельствующую о постоянном ухудшении здоровья детей, начиная с факта их рождения, то станет понятным, почему вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения): «Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети? Основной удельный вес среди них составляет категория часто болеющих.
В настоящее время главной задачей работы нашего дошкольного учреждения является воспитание здорового ребенка, воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «я», правильное его отношение к миру, окружающим людям - все это основа формирования здорового образа жизни. Основная цель педагогов - дать информацию ребенку и сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.
Система физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ представлена в следующей схеме.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В нашем ДОУ подходы к формированию здоровья и развития детей базируются на многофакторном анализе внешних воздействий, диагностике состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании возможностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, все это фиксируется в «Паспорте здоровья»
Системный подход к оздоровлению и развитию детей в ДОУ предусматривает следующие направления:
Физическое воспитание и двигательный режим
Оздоровительные и профилактические мероприятия
Организация здоровьесберегающей среды
Взаимодействие с семьей и социумом.
Системный подход к оздоровлению детей в ДОУ строится на следующих принципах:
Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего образовательно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
В последнее время в литературе публикуется огромное количество разработок по здоровьесберегающим технологиям. Но надо сказать, что впервые заговорил о необходимости здоровьесбережения и технологиях сохранения здоровья в 80-х годах 20 века В.Ф. Базарный.
Медико-профилактическая деятельность осуществляется медицинской сестрой учреждения, педиатром, узкими специалистами ГБУЗ СК «Шпаковская районная больница», ИП «Мельниченко В.В.» проводят фитотерапевтические мероприятия 2 раза в год: кислородные коктейли. А также лечебный массаж по желанию родителей. Большое внимание уделяется дополнительному витаминизированному питанию. В осенне-зимний период С-витаминизация 3-го блюда, 1 раз в неделю круглый год на второй завтрак подаем отвар шиповника, 2 раза в неделю –сок. Два раза в неделю дети едят йодированный хлеб, круглый год блюда заправляем йодированной солью.
Медико-профилактические технологии:
Организация мониторинга здоровья дошкольников
Организация и контроль питания детей
Организация профилактических мероприятий в детском саду
Закаливание и физическое развитие дошкольников
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Физкультурно-оздоровительные технологии:
Кинезотерапия
Тренажерная гимнастика
Ритмоплатика
Фитбол-гимнастика
Са-фи-данс
Точечный массаж
Азбука здоровья
Музыкотерапия
Сказкотерапия
Работая с дошкольниками, мы стараемся воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе. Воспитатели поощряют детей за выполнение небольших трудовых поручений, направляют детей так, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.
«Движение – это жизнь» - это наш девиз, ведь целенаправленная двигательная активность - это залог здоровья. В системе проводим с детьми утреннюю гимнастику, во 2 младшей, средней группе гимнастика под музыку, физкультурные занятия, гимнастику после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальную работу по развитию движений, физкультурные досуги, праздники, методические недели здоровья, физкультурно-оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- в младших группах они должны доставлять удовольствие, учить ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучать приемам элементарной страховки;
- в средних – развивать физические качества (прежде всего выносливость и силу);
- в старших – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.
Педагогами составлены комплексы для каждой возрастной группы: утренней гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, коррегирующей гимнастики. Новыми видами является остеопатическая гимнастика (рекомендована для подвижности опорно-двигательного аппарата, которая проводится в кровати сразу после просыпания ребенка); адаптационная гимнастика (направленная на повышение адаптационных возможностей организма и его выносливости),и для желудочно-кишечного тракта (стимулирующая выделение желудочного сока, которая проводится перед сном). Организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны. А в результате происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата; предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности; предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Начиная с младшей группы при благоприятных погодных условиях гимнастику и физкультурные занятия проводим на свежем воздухе. Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время её дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности. Что касается усвоения кислорода тканями и органами, то во время физических упражнений на свежем воздухе этот процесс протекает интенсивнее.
Считаем важным ежедневно проводить оздоровительный бег (длительный бег в медленном темпе). Предварительно проводим разминку, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить детей психологически. В разминку включаем приседания, различную ходьбу, бег на месте. Затем дети бегут в нужном темпе. Заканчивается бег замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, упражнений на расслабление.
Приобщаем детей к регулярным занятиям физкультурой, работаем над созданием у них установки на самостоятельные занятия, даем необходимые знания по физической культуре, безопасному поведению. Формируем представление о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своем здоровье, прививаем культурно-гигиенические навыки, воспитываем сознание того, что человек-часть природы, общества, что надо бережно относиться к окружающей нас среде («болеет» природа - болеет и человек); даем детям сведения о том, что полезно для здоровья что вредно.
Таким образом, у дошкольников формируются навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.
Но ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги».
Мы считаем, что проблема оздоровления детей - это систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. В годовом плане учреждения задача физического развития детей ежегодно занимает первое место. В 2016-2017 учебном году она звучит так: «Укрепление здоровья воспитанников через оптимизацию традиций физического воспитания в семье и воспитание здорового образа жизни». На установочном педагогическом совете определяются программы, методические пособия, которые будут использовать педагоги. В 2016-2017 учебном году методические пособия «Физическая культура в детском саду» Л.И Пензулаевой, программа по физической культуре в детском саду «Здоровье» П.П.Болдурчиди, методическое пособие «С физкультурой дружить – здоровым быть!» М.Д. Маханевой, «Психогимнастика» О.В.Чистяковой.
Особенность условий нашего ДОУ состоит в том, что проект учреждения не предполагает наличие спортивного зала. Когда у нас было пять групп, мы переоборудовали групповую комнату под спортзал, но после открытия шестой группы в 2013 году, спортивный и музыкальный зал находятся в одном помещении. Стал вопрос о хранении оборудования. В 2014году был проведен конкурс «Центр физического развития», который помог создать в группах РППСв соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагоги проявили творчество. Своими руками были изготовлены мешочки для метания, шапочки-маски, массажные коврики, ручные массажеры, руковички для сухого обтирания. Родители помогли приобрести оборудование и пособия, а также стенды «Спортивный уголок».
При составлении режима занятий столкнулись с проблемой нехватки времени, поэтому одно занятие в неделю по физическому развитию, начиная со 2 младшей группы, мы проводим на свежем воздухе. В этом году в рамках методической недели №2 в апреле 2017г. «В здоровом теле – здоровый дух!» запланированы открытые занятия на воздухе.
За счет средств, выделенных из федерального бюджета, заведующим были приобретены детские тренажеры, ростовые детские столы, детские стулья. Во всех группах в спальных комнатах заменены кровати на выдвижные. Это позволяет проводить в спальнях утреннюю гимнастику, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Определена релаксационная зона – созданы «уголки уединения».
Летом 2015года было приобретено новое оборудование для групповых участков, отремонтировано и покрашено имеющееся. Родителями изготовлено оборудование для игр, двигательной активности, созданы малые формы.
Мы стараемся установить доверительный деловой контакт между семьей и детским садом, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были понятны родителям. Ежегодно проводим спортивные праздники с участием родителей.
В летне-оздоровительный период стараемся провести мероприятия, направленные на профилактику лор-болезней, закаливающие мероприятия под девизом «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Наряду с положительным опытом, есть и проблемы.
Недостаточная материально-техническая база
Отсутствие специалиста по ФИЗО
Отсутствие помещения для спортивного зала
Высокая наполняемость в группах
Перспективы на будущее
Оснащение оборудованием для физкультурных занятий
Специалист по физическому развитию
Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям
Приведение стадиона в соответствие с требованиями, оснащение его оборудованием.
Классификация комплексов физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по сезону); на случай сырой погоды; на случай порывистого ветра.
Считаем, что принцип здорового образа жизни должен стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.
Хочу предложить вашему вниманию 10 золотых правил здоровья!
Никогда не курю.
Всегда завтракаю.
Ем не спеша.
Никогда не переедаю.
Алкоголь не употребляю.
Ежедневно хожу пешком.
Знаю параметры своего здоровья.
Контролирую свой вес.
Сплю не менее 8 часов.
Никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.