Методическое пособие для воспитателей ортопедических групп Профилактика и коррекция плоскостопия
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
№ 4 «Журапвленок» управления образования администрации города Шахтерска
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКІЛЬНИКОВ
Методическое пособие
для воспитателей ортопедических групп
г. Шахтёрск
2015
Составитель: Гаврилова И.А. – воспитатель дошкольного образовательного учереждения № 4 г. Шахтёрск
Рецензенты:
Криволап И.А.- воспитатель-методист дошкольного образовательного учереждения № 4 г. Шахтёрск
Потанина Е.А – кандидат педагогических наук, председатель конкурсной комиссии Всероссийского конкурса «Медалинград» г.Курск
Одобрено городским научно-методическим советом
Протокол № от
Пособие предназначено для педагогов, которые заинтересованы в создании лучших условий в дошкольном учереждении для профилактики плоскостопия у воспитанников.
Из собственного опыта работы автор рекомендует мероприятия для выявления и профилактики болезней детской стопы.
Пособие содержит медицинские характеристики заболеваний детской стопы, методику диагностики в условиях дошкольного учереждения,список необходимоцй документации для ортопедических групп, оздоровительные комплексы упражнений, которые можно использовать на протяжении дня и рекомендовать родителям для выполнения в домашних условиях,рекомендации по созданию оздоровительной окружающей среды.
Данное методическое пособие является первой частью методического комплекса по профилактике плоскостопия, нарушений осанки и сколиоза у дошкольников.
Содержание.
.
1
Содержание
3
2
Вступление
4
3
Строение стопы
5
4
Мехаинизм опускания внутреннего свода стопы
7
5
Распознавание плоскостопопия
8
6
Виды плоскостопия
9
7
Система укрепления здоровья детей в дошкольном учереждении
10
8
Значение физических упражнений в профилактике и лечении плоскостопия
13
9
Построение и основные задачи воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учереждении с учетом проведения оздоровительной работы, специаль-ная документация
14
10
Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия
21
11
Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы
23
12
Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста
25
13
Упражнения из разных положений тела, рекомендованные для профилактики и коррекции плоскостопия
35
14
Игры для профилактики плоскостопия
37
15
Литература
39
Вступление
Деформации опорно-двигательного аппарата, к которым принадлежит и плоскосопие, занимают значительное место среди других детских заболеваний.
Плоскостопие – одно из тяжелых ортопедических заболеваний, запущеные случаи которого приводят к нарушениям здоровья детей и нередко даже к инвалидности. Оно очень неблагоприятно действует на общее состояние здоровья и на развитие всего организма в целом. При плоскостопии снижается опорня функция стоп, нарушается правильное положение таза, а соответственно и позвоночника,вследствие чего могут возникать различные нарушения осанки.
Искривление позвоночника ведет к смещению ребер. Известно,что ребра плотно соединены с телом позвонков, вследствие чего при искривлении позвоночника они выпадают или западают. В местах западания ребра давят на легкие, серце – возникает нарушение деятельности дыхательной и сердечно – сосудистой системы,а это приводит к кислородной недостаточности и нарушению функций разных органов и систем.
Дошкольники с деформациями стоп не могут долго стоять,ходить; у них возникают болевые ощущения в нижних конечностях и спине. Такие дети часто совсем не могут ни прыгать, ни подпрыгивать.
У детей с плоскостопием снижается работоспособность, они быстро устают и, естественно, становятся малоподвижными, инертными, а это отрицательно влияет на общее развитие всего организма.
СТРОЕНИЕ СТОПЫ
Стопа – это орган, благодаря которому человек может стоять и ходить. Стопа состоит из 26 костей. Кости стопы располагаются так: предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.
В состав предплюсны входят такие кости как таранная, пяточная, ладьевидная, кубовидная и три клиновидные кости – 1-я,2-я,3-я.
В состав плюсны входять пять плюсневых костей, из которых первая – самая короткая, а вторая – самая длинная.
Все кости,которые лежат за плюсневыми, относятся к фалангам пальцев. Первый палец состоит из двух фаланг,а остальные пальцы имеют по три фаланги. Всего фаланг -14.
Детская стопа имеет некоторые особенности, которые отличают её от стопы взрослого человека. Она относительно короче, шире и заужена в пяточной области. У детей более развита подкожно – жировая клетчатка, апарат более гибкий, податливый, а значит, объём движений больше,чем у взрослых. Этим объясняется то, что колебания высоты свода стопы у детей выявлены рече, чем у взрослых. На детской стопе пальцы находяться по радиусу, а у взрослых они плотно прилегают или налегают один на один .
Стопа имеет дуги и вогнутости в поперечном и продольном направлениях.
Продольная дуга проходит через клиновидную,кубовидную кости и основу плюсневых костей. Продольная дуга имеет внешний и внутренний своды. Внешний, или, как его называют, «грузовой», свод исполняет функцию опоры для всей конечности.
Внутренний свод выполняет функцию «амортизатора», «рессоры». В процессе перехода человека в вертикальное положение внутренний свод стопы постепенно приспосабливался к выполнению рессорной функции, потому что загрузка на стопу увеличивалась. Такой свод пружинит ходьбу, смягчает резкие толчки и сотрясения.
Вогнутость имеет и внешний свод, но в сравнении с внутренним она незначительна.
Форма стопы, тоесть глубина свода, удерживается в определенном положении за счет развитой системы связок и мышц, которые их натягивают.
Казалось бы, что движения в отдельных частях стопы ограничены, но в целом стопа достаточно подвижна.
Стопа –это такое приспособление мышц и костей, функции котрого тесно переплетаются между собою, и в целом выполняется акт нормального стояния и передвижения.
Особенное значение имеет положение внутреннего и внешнего сводов. Внешний свод стопы выдерживает основную загрузку тела,внутренний свод стопы является «амортизатором», что обеспечивается работой мышй стопы и голени.
При неправильной осанке стопы, при сплющенности она изменяется внешне, основной вес перемещается с внешнего края на внутренний, а это приводит к еще большему опусканню внутреннего края стопы, то есть к плоскостопию.
Воспитателям,физинструкторам и тренерам нужно помнить,что детская стопа устаёт быстрее, чем стопа взрослого человека; потому,если связки и мышцы недостаточно сильны, не подготовлены к нагрузке, может возникнуть опускание костей внутреннего свода стопы, что приводит к плоскостопию.
Плоскостопие – это деформация, признаками которой является уплощение внутреннего продольного края стопы, пронации и отведения её.
При внешнем осмотре такой стопы замечаем такие особенности: стопа удлинена и расширена в средней части, продольный внутренний край опущен, пятки слегка отведены наружу.
Походка при плоскостопии неуклюжая, наски широко разведены в стороны,объем движений в суставах стопы ограничен.
МЕХАНИЗМ ОПУСКАННЯ
ВНУТРЕННЕГО СВОДА СТОПЫ
На основе многочисленных неблюдений, исследований и опытов механизм развития плоскостопия можно описать так.
При длительной и большой нагрузке на стопу переутомляются мышцы,которые поддерживают свод стопы,и весь вес тела через большую берцовую кость давит на таранную, а значит, и на пяточную кость.
Вследствие этого пяточная кость своей передней частью, в связи с поворотом и пронацией, становится задней точкой опоры стопы. Задняя часть, внешний край стопы поднимается, а внутренний свод опускается. Поскольку пяточная кость,которая пребывает в состоянии пронации, тесно связана с ладьевидной,то она тянет её за собою вниз,смещая наружу кубовидную кость. Центр тяжести тела смещается с середины стопы ближе к внутреннему краю. Возникает пронация (поворот всередину)в таранопяточном соединении, а из-за того что таранная кость плотно зафиксирована с голенью, то она смещается вместе с ней в середину,сползая с наклоненной суставной поверхности пяточной кости. Таранно – ладьевидное соединение является вершиной внутреннего и, при сползании таранной кости с пяточной, максимальное напряжение припадает на это соединение; правильность строения стопы начинает нарушаться; ладьевидная кость чутко реагирует на изменения,которые происходят в этом соединении, и начинает опускаться.
Можно сделать вывод,что статическое плоскостопие является следствием слабости мышц стопы и голени, как частичное выявление общей слабости организма. При плоскостопии дети быстро утомляются в конце дня, в разных отделах стопы, а также в области голени, бедра и даже в поясничном отделе возникают болевые ощущения.
В процессе формирования детского организма мышечное развитие идет сверху вниз. Сначала развиваются мышцы шеи и туловища, а потом мышцы конечностей; кроме этого, известно, что у детей мышечный тонус и сила менше, чем у взрослых, именно потому плоскостопие и возникает в детском возрасте.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
Каждый воспитатель должен уметь определять уплощение стопы или плоскостопие у дошкольников для того,чтобы вовремя принять меры для его лечения. Для этого используют различные методы.
Для определения плоскостопия мы применяем три основные способа: плантографию, подометрию и рентгенографию.
Способ плантографии. Стопы смазываем обычной синькой и предлагаем ребёнку встать на чистый лист бумаги. Если плоскостопия нет, то на отпечатке стопы под внутрнним сводом бумага останется чистой. У ребенка, который болен плоскостопием,отпечаток будетполностью или частично залит синькой на месте внутреннего свода стопы. Способ подометрии. Делаем отпечаток стоп и с помощью вычисления определяем степень их деформации. Для этого, на отпечатке стопы проводим прямую линию АВ,которая соединяет наиболее выпуклые точки внутреннего края стопы. От середины этой линии проводим перпендикуляр ВГ до пересечения с внешним краем и измеряем отрезок ДГ,который соединяет точку соприкосновения середины внутреннего свода стопы с полом. У нормальной стопы длинна отрезка ДГ составляет 43--50% длины ВГ; если отрезок ДГ приближается к отрезку ВГ, то степень плоскостопия увеличивается.
Существует ещё метод определения плоскостопия с помощью стопомера- так называемый метод В. Н. Бехтеревой.
Стопомер представляет собой планку шириной 6см и длиной 30см. На планке нанесны деления. На одном конце планки (перпендикулярно к ней) плотно укреплена пластинка с нанесенными делениями в градусах. Другая перпендикулярная пластинка перемещается по планке в пазах. Кроме того,есть еще две пластинки для выявления степени вальгирования стопы. Таким стопомером можно определить длину стопы,высоту свода,степень вальгирования (плоскостопие определяется расстоянием внутреннего свода стопы от пола; у нормальной стопы это расстояни составляет приблизительно 2-3 см).
Третий способ определения плоскостопия - рентгенография - самый точный, но в условиях детского сада его не применяют из - за отсутствия специальной аппаратуры.
ВИДЫ ПЛОСКОСТОПИЯ
Плоскостопие может быть врожденным и приобретенным. Врожденное плоскостопие встречается намного реже, чем приобретенное. Существует четыре формы приобретенного плоскостопия: рахитическое (возникает вследствие перенесенного рахита), паралитическое (возникает вследствие паралитичной атрофии мышц), травматическое (вследствие травмы возникает нарушение взаиморазмещения или целостности костей, мышц, связок), статическое плоскостопие (возникает, главным образом,вследствие слабости мышц,которые не выдерживают длительной физической загрузки),при котором нарушается равновесие между силой мышц и весом тела, которое они удерживают (чаще всего это бывает у детей с лишним весом). Длительная физическая загрузка на стопу быстро приводит к нарушению нормальных условий биостатики и биомеханики. К статическому плоскостопию можно отнести и рахитическое плоскостопие. Вследствие рахита возникает снижение мышечного тонуса, размягчение костей стоп, снижается их опорность весу тела.
В дошкольном возрасте, когда формируется скелет, часто возникает статическое плоскостопие. Этот вид плоскостопия может бать следствием раннего ставания ребенка на ноги, когда мышечный апарат еще недостаточно мощный, чтобы удерживать вес тела. При этом у ребенка возникает неправильная осанка стоп, со временем она превращается в привычку, и функционально еще несформированная стопа вальгируется.
Плоскостопие возникает также в связи с ослаблением связочно- мышечного аппарата после преренесенных различных заболеваний. В возникновении плоскостопия большое значение имеет несоответствие веса тела мощности мышц и связок стопы в тот период созревания ребенка,когда быстро растет скелетная система, увеличивается вес тела, а мышцы и связки стопы не подготовлены к его удержанию; потому внутренний свод стопы опускается, то есть возникает плоскостопие.При этом создаются условия для выработки неправильного уловного рефлекса, который тормозит нормальную функцию стоп.
СИСТЕМА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ
В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркнуты обязанности работников с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие их психическое и физическое развитие. Учитывая это, приоритетным направлением работы педагогов – «дошкольников» является обеспечение гармоничного развития детей, формирование у них сознательного отношения к собственному здоровью и окружающей среде.
Наше дошкольное образовательное учереждение – комбинированного типа, тут воспитываются дети, которые часто страдают заболеваниями опорно – двигательного аппарата. Поэтому приоритетным направленим работы коллектива является укрепление здоровья воспитанников.
Задание непростое и ответственное, а поэтому требует системности и квалифицированного, продуманного подхода. Педагоги, медицинские работники дошкольного учереждения в сотрудничестве с родителями создали целостную систему укрепления здоровья, которая содержит комплексы лечебно – профилактических и физкультурно – оздоровительных мероприятий, а также предусматривает оптимальный двигательный режим и полноценное питание воспитанников. Для укрепления здоровья детей в нашем ДОУ мы используем разнообразные формы и методы оздоровления детей. Это четкая организация ортопедического режима, закаливания, полноценного питания. Для того чтобы оздоровительная деятельноть была наиболее эффективной, мы осуществляем постоянную оценку двигательной подготовки и состояния здоровья детей, диагностику уровня развития психических процес сов и др. Именно на основе полученных данных реализуем индивидуальный поход в лечении и оздоровлении детей.
В нашем дошкольном учереждении очень серьезно относятся к профилактике нарушений осанки, так как известно, что легче болезнь предотвратить, чем её лечить. Это в полной мере касается и плоскостопия.
Одним из важных средств профилактики плоскостопия является ежедневное выполнение упражнений для стоп. Особенно положительное значение имеет профилактика в раннем детстве, когда связочно – мышечный аппарат еще податлив и можно добиться значительных результатов.
Следует также обращать серьезное внимание на подбор рациональной обуви,которая должна быто на плотной подошве с прочной выкладкой под внутренним сводом, плотно прилегать к ноге, не быть слишком свободной или тесной. Каблук должен бать невысоким (23 см), широким; такой каблук является хорошей опорой для стопы и способствует нормальному физиологическому углу разгибания в голеностопе, который приблизительно равен 127°.
Детям, у которых есть склонность к плоскостопию (сплющенная стопа, слабость связочно – мышечного апарата), мы рекомендуем носить «супенаторы» - ортопедические пластинки.
Большое значение для профилактики плоскостопия в нашем днтском саду имеют занятия физической культурой. Дети, которые систематически занимаются физическими упражнениями,имеют хорошо развитый святочно – мышечный апарат стопы,который способен прочно удерживать внутренний свод на надлежащей всоте и обеспечивает плотное прилегание костей стопы.
Позитивно влияют на формирование свода стопы и водне процедуры для ног,сомомассаж стопы и голени,ходьба босиком по песку, грунту, траве. Как делать водные процедуры для стоп? Ми берем две миски з горячей (50 – 60° С) и холодной водой. Ноги опускаем то в горячую, то в холодную воду; заканчиваем процедуру опусканием ног в холодную воду. Вместе с детьми мы делаем самомассаж . В сидячем положении стопою правой ноги делаем массаж внутреннего свода и внутренней части голени левой ноги и наоборот. Массаж ноги начинаем от периферии к центру, тоесть от пальцев ног к колену, приблизительно 7–10 мин. , 1–2 раза в день.
Для профилактики плоскостопия, а также детям с начальной стадией плоскостопия мы рекомендуем занятия такими видами спорта, как ходьба на лыжах, фигурное катание, художественная гимнастика, плавание.
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Физическая культура занимает значительное место в профилактике и исправлении различных деформаций опорно – двигательного апарата. Вместе с природными факторами (сонце, воздух и вода) выполнение упражнений является эффективным способом, который повышает защитные силы всего организма в борьбе различными заболеваниями и содействует лучшему физическому развитию детей.
Важной особенностью подрастающего организма для его правильного формирования является потребность в движении. Ограниченность ребенка в движении ведет к угнетению его психики, снижению интенсивности физиологических процессов, негативно влияет на физическое развитие и состояние опорно – двигательного апарата.
Ми учитываем, что внедрение физических упражнений в период формироования опорно – двигательного апарата в процессе роста детского организма имеет особенно большое значение, потому что исправление различных нарушений в этот период более доступно и дает положительные последствия.
При возникновении какой – либо деформации, в частности плоскостопия, возникают неправильне условно – рефлекторные связи. При занятиях физическими упражнениями в коре головного мозга возникают новые, более сильне участки возбуждения, которые способствуют возникновению новых, правильных условно – рефлекторных связей и разрывают неправильные условно – рефлекторные связи. Это способствует исправлению деформаций,в том числе и плоскостопия.
Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно вознкает, то начать коррекцию на ранней стадии, когда неправильные, условно – рефлекторные связи еще возможно заменить новыми, правильными, тоесть тогда, когда не возникли стойкие деформации стопы.
Систематические занятия физическими упражнениями в нашем детском саду способствуют развитию мышц и связок суставов свода стопы,а также положительно влияют на весь организм – улучаются обмен веществ и кровоток, деятельность сосудистой и дыхательной систем, укрепляются мышцы и связки опорно – двигательного апарата.
На формирование стопы влияет также правильная ходьба, а потому мы уделяем внимание ей как на занятиях физкультурой так и дома (следует объяснить ребенку, что следить за правильной походкой следует всегда).
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия рекомендуем включать в комплекс упражнений для домашних заданий.
Построение и основные задачи воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учереждении с учетом проведения оздоровительной работы
Работаем с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Исходя из исследований специалистов,75% болезней взрослых уходят корнями в детство. Чтобы комплексная система оздоровления,предназначенная для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата влилась в общий ритм работы ДОУ мы скорректировали организацию образовательно – воспитательного процесса. Приняли решение: создать благоприятные условия для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптационных возможностей – вот чем должен руководствоваться каждый воспитатель. В нашем детском саду выработана четкая система методической работы. На педсоветах, семинарах, консультациях обговариваются вопросы общего и индивидуального развития детей. В специализированных группах ведется специальная документация:
Листок здоровья, в котором указываются антропометрические данные ребенка, группа здоровья.
Карточка состояния здоровья, где указаны диагноз и рекомендации врача – ортопеда;
Психологическая характеристика, в которой указывается состояние психологического здоровья детей;
Социально-биологическая анкета, где указаны состояние здоровья родителей и социальный статус семьи.
Полученные в разультате этого данные позволяют педагогам лучше узнать своих воспитанников и их семьи.
Основой для построения воспитательно – образовательной работы в нашем дошкольном учереждении является уровень развития детей, заданный в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», а главным фактором - учет состояния физического здоровья детей, их возможностей. Основными задачами общеукрепляющего воздействия является:
Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.
Усиление мышечного корсета и позвоночника и нижних конечностей.
Улучшение функции дыхания, сердечно - сосудистой системы.
Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.
Увеличение силовой выносливости мышц.
Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного
напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.
Двигательный режим является важнейшим оздоровительным и профилактическим средством. Включает обязательные мероприятия, такие как:
Утренняя гимнастика
Ритмическая гимнастика
Лечебная гимнастика
Оздоровительный бег
Закаливание
Массаж и самомассаж
Туризм
Прогулка
Спортивные упражнения
Игровые упражнения
Воспитательно – образовательный процесс строится таким образом:
Часть воспитательно – образовательных задач решается в ходе повседневной жизни.
Продолжительность занятий вирьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.
Форма занятий также гибкая и разнообразная: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на свежем воздухе, в зимнем саду, в лимонарии, в сенсорной комнате.
Для детей разработан режим, который позволяет им быстрее и легче адаптироваться к условиям дошкольного учереждения.
Щадящий режим особенно важен. Так как любое заболевание в дошкольном воздасте ведет к значительному понижению защитных сил организма,а значит, нужна большая расход энергии и функциональных резервов для обновления и укрепления здоровья. Он предусматривает следующее:
Увеличение срока приема детей. (до 8-30).
Увеличение продолжительности дневного сна при достаточном доступе свежего воздуха.
Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на свежем воздухе.
Творческий поход к содержанию и методике проведения занятий.
Использование лимонария, сенсорной комнаты, фитогостинной, зимнего сада, спортивного и музыкального залов для психической разгрузки детей и проведения занятий, досуга и развлечений.
Чередование умственной и физической деятельности.
Задачи профилактики заболеваний, физического, психического и интелектуального развития интегрируются в работе всего педагогического коллектива.Так, инструктор физической культуры, учитывая специфику ортопедических групп большое внимание уделяет дыхательной гимнастике, которая способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки, грудного отдела позвоночника и диафрагмы, улучшению лимфо - и кровообращения в легких. В ход занятия включаются элементы коррегирующей гимнастики, что способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Музыкальное воспитание тоже входит в систему оздоровительной работы: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно – психического здоровья детей, развитию психо – эмоциональной сферы, повышению социально – адаптивних функций. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально – ритмические движения для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата, а также этюды и упражнения, которые способствуют развитию и коррекции психо – эмоциональной сферы.
Следовательно, в нашем дошкольном учереждении задачи воспитания, развития и оздоровления взаимосвязаны и ориентированы на кожного ребенка с учетом его состояния здоровья и уровня развития.
Коррекционная работа начинается утром, еще до завтрака проводится массаж стоп ног на тренажерах с целью профилактики и коррекции плоскостопия. Утром большой промежуток времени отводится воспитательно – образовательной работе, но сам воспитательно – образовательный процесс строится так, что появляется возможность проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий.
Достаточно широко при этом используются разные виды массажа, лечебная физкультура, лечебная гимнастика на надувних мячах, которая позволяет создавать наиболее оптимальные условия для правильного положення туловища. Более эфективной работе помагает использование различных нетрадиционных тренажеров и массажеров.
Занятия в бассейне оказывают оздоровительный еффект на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Занятия проводит инструктор по плаванию, который имеет педагогическое образование и хорошо владеет методикой работы с дошкольниками.
После дневного сна проводяться физические упражнения в соединении с воздушными ваннами и дыхательной гимнастикой. На вечерней прогулке оздоровительный еффект достигается за счет того,что дети находяться на свежем воздухе, проведения подвижных игр и индивидуальной работы по физическому развитию. Организовывая режим мы мы стараемся на загружать детей, предоставлять им возможность реализовывать свои потребности в самостоятельной игровой, двигательной и других видах деятельности.
Большое значение имеет работа с родителями. Она строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить социальный статус семьи и тактику взаимодействия с разными категориями родителей. Главное в работе с родителями – формирование их активной позиции в воспитании и оздоравливании свого ребенка, преодоление безразличия к тому, что делается в дошкольном учереждении. С этой целью в уголке для родителей размещается вся информация от методического и педагогического персонала. Как и во многих дошкольных учереждениях,мы организовываем педагогические университеты с участием родителей, встречи родителей с врачом – ортопедом,спортивные и музыкальные развлечения.Обучение родителей методам коррекционной работы с ребенком в семне проводять специалисты нашого детского сада: врач – ортопед, педагог – психолог,музыкальнный руководитель,физинструктор, медсестра ЛФК, масажист,воспитатели. Результаты работы показали: организованная таким образом образовательно – воспитательная и оздоровительно - коррекционная работа пололжительно влияет на развитие детей,укрепление их здоровья,нормализацию социально – адаптационной сферы.
Родителям на заметку! Выбираем обувь.
Для того, чтобы при ходьбе стопа принимала физиологическую форму и не деформировалась, необходимо правильно подобрать обувь. Основная задача детских ботиночек защищать ногу от ударов, придавать устойчивость и не препятствовать естественному развитию мышц стопы. Обувь должна быть легкой, изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником и небольшим каблуком. Обязательной деталью любой детской обуви (и уличной, и домашней) должен быть супинатор. Этот маленький бугорок у внутреннего края подошвы поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки. А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста (до 67 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы. Наш детский сад работает в тесном контакте с Донецким ортопедическим заводом. Поэтому мы имеем возможность предоставлять своим воспитанникам индивидуально изготовленную кожаную обувь для каждого сезона.
Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки
«НА ПРОГУЛКЕ»
1 ЧАСТЬ
Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин)
Начиная тренировку, журавли ступают ловко.
Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин)
Мишка важно так шагает, на бок лапы расставляет.
Ходьба с перекатом с пятки на носок(до 1 мин)
Вышли гуси на прогулку и идут по переулку.
Ходьба по гимнастической палке прямо и боком( по 30 секунд)
Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.
Легкий бег на носочках(40-50 секунд)
По узенькой дорожке, бежали наши ножки.
ЧАСТЬ
1 . Упражнение. «Эквилибристы»- Сохранять равновесие стоя на набивном мяче, руки в стороны.( 1 мин)
Мы на шарике стоим и по сторонам глядим.
2 . Упражнение. «Цыплята»- И.П. о.с.руки на поясе . Присесть на носочках(8-10 раз) темп свободный.
Как цыплята мы на травке, ищем зернышки в канавке.
3. Упражнение. « Лыжные тренировки»- И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Левая нога стопой скользит по правой голени. Тоже правой ногой по левой голени.
Вот мы ножки разомнем и потом в поход пойдем.
4. Упражнение. «Разминка»- И.П. сидя на стуле, одна нога на колене другой. Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30-40 секунд)
Дружно стопы мы вращаем, их разминку начинаем.
5. Упражнение. «Раскатаем тесто»- Катание стопой пластмассового шарика.
Раскатаем тесто ловко, словно лепим мы морковку.
6. Упражнение. « Куры на насесте»- Приседание на гимнастической палке, опираясь на стул.
На насесте куры спали и во сне цыпляток звали
3 ЧАСТЬ.СОРЕВНОВАНИЯ:
1. Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног. (1-1,5 мин)
2. Кто быстрее пальцами ног соберет коврик в складки. (по 4-5 раз)
3. Подвижная игра «Котята и щенята»: ходьба на четвереньках. (2-3 раза)
4. Ходьба и бег на носочках. .
« СБОР УРОЖАЯ».
1 ЧАСТЬ.
Ходьба на пятках переступая через кубики на полу. (0,5 мин)
Вырос в поле урожай, поскорее собирай
Едут детки маленькие, по дорожке ладненькой,
По кочкам, по кочкам, по пням и пенечкам.
Легкий бег на носочках (0,5 мин)
По дорожке по прямой, полетели мы стрелой!
Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек, руки в стороны (30-40сек)
Тут горка, там овраг - покороче сделай шаг!
2 ЧАСТЬ
1. Упражнение. « Прокати»- сидя на стульчике. Катание ногой массажного мяча.( по 10-15 сек каждой ногой).
Вот пузатый кабачок- отлежал себе бочок.
2. Упражнение. « Подтяни»- сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом 500 г (по два раза)
Репу дружно все тянули, чуть корзину не перевернули.
3.Упражнене. « Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание и бросание предметов стопами ног (8-10 раз) темп произвольный.
Мы арбузы собирали и в машину их кидали.
4. Упражнение. «Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место.(30-40 сек).
Все собрали огурцы, вот какие молодцы!
5. Упражнение. «Согни»- сидя на стульчике, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях(6-8 раз) темп произвольный.
Помидоры дружно рвали и по ведрам рассыпали.
6. Упражнение. «Удержи»- сидя на стульчике ,согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватить карандаш, приподнять его и удерживать (5-10 сек)
Лук собрали и горох-урожай у нас не плох!
3 ЧАСТЬ
1. Ходьба четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч ( вес 1 кг, 5-7 метров)
Тыквы круглые сорвали, по одной перекатили.
2. Лазание по гимнастической лестнице знакомым способом, не пропуская реек (2-3 раза) темп произвольный.
3. Подвижная игра «Зайцы в огороде»- впрыгивание в круг с последующим выпрыгиванием из него.
4. Ходьба на наружной стороне стопы.
5. Ходьба и бег по ребристой доске.
Едем, едем мы домой,
на машине грузовой, ворота отворяй,
едет поля урожай!
КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СТОПЫ
Комплекс «Веселый зоосад»
1. «Танцующий верблюд»
И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
2. «Забавный медвежонок»
И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево.
3. «Смеющийся сурок»
И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.
4. «Тигренок потягивается»
И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 - и.п.
5. «Обезьянки-непоседы»
И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки -произвольно.
1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 - сесть; 7-8 - вернуться в и.п., сохраняя при этом правильную осанку.
6. «Резвые зайчата»
И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.
Комплекс мячом
1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. - то же.Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
3. И.п. -тоже.Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
4. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками.1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 - и.п.
5. И.п. -то же. 1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-6 - движения ми стоп поворачивать мяч вправо-влево; 7-8 - и.п.
6. И.п. - сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги свнутренней стороны. Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
Комплекс «Загадки»
Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно - два занятия, чтобы стиму лировать мыслительные процессы у детей.
1.«Месяц»
За домом у дорожки висит пол-лепешки.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце» В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.
И.п. - то же.Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, ле вой стопой и двумя стопами одновременно.
3. «Туча»
·По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось - и она расплакалась.
И.п. то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
4. «Молния» Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.
И.п. - то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
5. «Дождь» Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет.
И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
6. «Радуга» Крашеное коромысло над рекой повисло.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопа ми одновременно.
«Со снежками» (с малым мячом)
Ходьба с мячом, зажатым в ступнях ног.
Прыжки, зажав мяч между ступнями ног.
И.п. - сидя на полу, мяч в ступнях ног.
Бросать и ловить мяч ступнями невысоко. Руками стараться не касаться.
И.п. - сидя на скамейке «Катайте мяч» - поочередно каждой ногой.
И.п. - сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч друг другу.
Ходьба в полном приседе, зажав мяч в коленях ног.
И.п. - сидя, ноги врозь. Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге. Руками не помогать.
«Со снежками» (с большим мячом)
«Мюнхаузен на луне». Ходить, зажав мяч в коленях ног.
«Играйте мячом ногами». И.п. - сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч друг другу, зажав его стопами.
«Пингвин с мячом». Прыжки с набивным мячом, зажатым в стопах ног.
«Футбол в ворота». Ведение мяча ногой в прямом направлении и затем попадание в ворота. Ведение мяча ногой между предметами.
«Футбол в парах». Передача мяча ногой друг другу, остановка только стопой ноги. Стоя на набивном мяче, руки на поясе или за спиной:
а) медленный перекат стоп на наружные края стоп;
б) стоя на одной ноге, медленно поднять другую и удержать равновесие.
«Юные художники»
Воспитатель загадывает загадки, а дети ,сидя на скамейке,перед которой лежит лист бумаги и карандаш, рисуют отгадки, зажав карандаш в пальцах ног.
Бабка деда до обедаЗаставляла рисовать,Ведь в красивую посуду
Суп приятней наливать (тарелка)
Белый, белый пароходНад деревнями плывет.Если станет синим-синим,Разразится ливнем (облако)
Ну-ка, кто у вас ответит:Не огонь, а больно жжет,Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет (солнце)
Вот и улица, и дом,И труба на доме том.Вот и мама у порога,
А ведет к нему ... (дорога)
Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста
Комплекс №1
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )
Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)
Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)
Самомассаж ладоней ( «Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)
И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)
И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).
3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)
«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
«У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед).
« Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом).
« Раз – два - три - четыре, три - четыре – раз - два!» ( повороты туловища - руки на поясе).
« Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте).
« Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища).
« Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом).
« Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).
Комплекс №2
Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
!И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди
( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз).
И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. ( 3-4 раз).
Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» - раскрываются, расслабляются.
2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)
Ходьба друг за другом ( босиком) «На огород мы наш пойдём, овощей там наберём».
Ходьба на носках. «Дорога коротка, узка, идём, ступая мы с носка!
Приставной шаг боком с « пружинкой». «По бордюру мы идём, приседаем мы на нём»
Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед. «Усталые ножки, устали по дорожке».
Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.
( 6-8- раз). . . «На камушек мы сели, сели, посидели».
Погладить мышцы ног и ступни. «Ножки отдыхают, мышцы расслабляют»
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«Подсолнух» - Посреди двора золотая голова. И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.
«Морковь» - За кудрявую косу. Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед - вниз; 2- вернуться в и.п.
«Репка» - « Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок». И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.
«Картошка» - И зелён, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко - под кустом картошка. И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.
«Капуста» - Лоскуток на лоскуток - зелёная заплатка,1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.
«Пугало». Кто стоит на палке, с бородою из мочалки, ветер дует - он шумит,
Ногами дёргает, скрипит».
Прыжки на двух ногах, руки - в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.
4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).
Комплекс №3
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.) (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)
А у нас котята спят.
Мур - мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят.
Мур - мур, мур-мур!
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур - мур, мур-мур! Мур – мур - мур!
(Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)
Вот на спинку все легли.
Мур - мур, мур-мур!
Расшалились все они.
Мур - мур, мур-мур!
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур - мур, мур-мур! Мур- мур-мур !
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- (Бесшумная ходьба на цыпочках)
«Вам покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка
Еле слышно - топ-топ-топ,
Хвостик снизу: оп-оп-оп»
– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)
«Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой»
- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).
«Ввысь бросается отважно.
Скок да скок, еще подскок».
- (Громко мяукают и убегают на стульчики)
«А потом мяукает «Мяу»!
Я в свой домик убегаю !»
Самомассаж стоп
И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)
«Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)
« Хвостик» И.п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
«Кошка - царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-...).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!
По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)
- Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!
Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)
- Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!
А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)
- Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)
4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой)
Комплекс №4
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин.)
- Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)
И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.
- Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц»).
И.п.- лёжа на спине.
На сигнал « Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно.
На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- Игра на внимание « Тропинка». По команде воспитателя: « Тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде: « Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх.
На слово: « Кочки», дети приседают, положив руки на голову.
Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)
« Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул ( 4-5- раз)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.) - Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты ( «лапки»). «Скачут, скачут во лесочке Зайцы - серые клубочки». Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок»
Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк, всех построил по порядку, стал показывать зарядку Шаг на месте «раз», - шагают все на месте.
Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали!»
Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» Выпрямиться. «На четыре потянулись» Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» маршируют по кругу
«Зашагали как отряд»
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №5
1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)
- Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить (то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)
- «Отдыхаем» И.п. - лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
Упражнение с обручами.
Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - « карусель». На слова: « Еле-еле
еле-еле завертелись карусели» - все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова: « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!»- все бегут. На слова: « Тише, тише! Не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- дети весело идут, они обручи несут.
(ходьба друг за другом, держа на плече обруч)
- Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять обруч вверх и опустить вниз)
- Вот в окошко посмотрели ,
И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
- Дружно сделаем наклон,
И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
- Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо, влево обручем)
- Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем ( продеть обруч сверху вниз)
- Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
- Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)
4. Массаж спины
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом « паровозиком»,
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше
Бом! Бом! Бром!
Дома , дома, посидите - Постукивание пальчиками
Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте - Поколачивание кулачками
Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте - Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше - Поглаживание ладошками : Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше: Бом! Бом! Бом!
5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №6
1. Гимнастика в постели.
И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди ( не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.
- И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.
2. Самомассаж для профилактики простудных заболеваний (2-3 мин.)
Воспитатель: Выпал снег, но вот досада - Не готовы мы к зиме! Простужаться нам не надо, Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
- Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
- А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа)
- У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)
- Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5 минут
«Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее -То белые, то синие.
« Птица»: рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.
На деревья посмотри -
Прилетели снегири.
« Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.
Приговаривая:
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова!
4. Пальчиковая игра «Снеговик»
- Давай дружок, смелей дружок,
- Кати по снегу свой снежок
(Показать, как летят снежки)
- Он превратится в толстый ком.
(Показать руками перед собой большой ком)
- И станет ком Снеговиком.
(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)
- Его улыбка так светла (улыбаться)
- Два глаза..., шляпа..., нос..., метла...
(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы ( «метла»)
- Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
(Развести руки в стороны)
5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).
Комплекс №7
1. Гимнастика в постели ( 2 – З мин. )
- И. п. - лёжа на спине, голова, туловище, ноги - на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.
- И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную сторону, вернуться в и.п.
2. Коррекционная физминутка.
« Прогулка в зимнем лесу» для улучшения зрения (2 - 3 мин.)
- Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу)
- Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)
- Справа берёзка в шубке стоит (Руки отвести вправо и посмотреть на неё). - Слева ёлка на нас глядит (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом) - Снежинки в небе кружатся, (Дважды « фонарики» и посмотреть вверх) - На землю красиво ложатся. ( Кружась, присесть). - Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал (Прыжки на 2-х ногах на месте). - Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет! ( Руки на поясе, наклоны в стороны) - Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас! (Медленно присесть, прячась) - Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит (Имитировать сон) - Прилетают снегири, ух, красивые, они!( Имитировать полёт птиц) - В лесу красота и покой (Развести руки в стороны) - Вот только холодно зимой (Обхватить руками плечи)
3. Оздоровительный массаж всего тела ( 2 - 3 мин.) (делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова):
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки,
А потом ладошкой в лоб-
Хлоп-хлоп-хлоп.
-Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз - два – три – четыре - пять.
- Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
- А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
- Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем, как можно выше.
4. Профилактика плоскостопия ( 2 - 3 мин.)
Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.
Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.
5. Водные процедуры ( умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №8
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
- Потягивание.- И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую ( левую) руку вверх, тянуться, отпустить, ( то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
- Отдыхаем! - И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Детям загадывается загадка:
Он пасётся на лугу,
Ест зелёную траву.
Только скажешь ему: «Но!»,
Понесётся он легко. (Конь)
2.Физминутка « Цок-цок-цок» (2-3мин)
Громко цокают копытца. (Ходьба на месте)
По мосту лошадка мчится. (Прямой галоп)
Цок – цок - цок! За ней вприпрыжку
Жеребёнок и мальчишка. (Подскоки друг за другом )
Цок - копытца жеребёнка, (Топнуть правой ногой) Цок - каблук о доски звонко. (Топнуть левой ногой) Понеслись! Лишь пол клубится. («Моталочка» руками) Всем пришлось посторониться! (Попятиться на пятках назад)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«Почки-листочки» И.п.- поднять руки вперёд. Пальцы сжать в кулак - « почки» разжать кулаками - « распустились листочки». Поднять руки вверх и повторить то же самое;
Наклоны в стороны;
«Кустик дерево» И.п. - стоя, руки в стороны; на 1- присесть, руки вперед; 2- вернуться в и.п.; 3- встать на носки, руки вверх; 4- вернуться в и.п;
« Где берёзка, где рябина?» И.п. - ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону;
«Достань веточку»: высокие прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой.
4. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
Ходьба с разными положениями стоп - на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.
Ходьба боком по толстому шнуру.
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
5. Водные процедуры (умывание, обливание, рук прохладной водой)
Комплекс №9
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
- Потягивание. И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую ( левую) руку вверх, тянуться, опустить.( то же самое - поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
- «Отдыхаем» И.п.- лежа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждет! (Ходьба по кругу)
Мы шагаем друг за другом, Летом и весенним лугом.
Мы походим на носках. (Ходьба на носках, подняв руки вверх)
Мы идем на пятках, вот проверили осанку, и свели лопатки. (Ходьба на пятках, спрятав руки за спину)
Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают. (Лёгкий бег на носках, делая плавные махи руками)
Раз, два, три, четыре, полетели, закружились. (Кружение на носках на месте).
Тишина стоит вокруг,
Вышли мы сейчас на луг. (ходьба с высоким подъёмом колена)
Мы растём, растём , мы цветём, цветём. (Берут по цветку в каждую руку, поднимают их вверх и опускают до уровня груди)
Взмах цветком туда-сюда, делай раз и делай два. (Повороты вправо- влево с отведением цветка в сторону)
Аккуратно нужно сесть, чтоб цветочки не задеть. (Глубокое приседание, вытягивая руки с цветками вперед, ставят цветы в вазу)
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. (Наклоны вниз)
А теперь легли все дружно, делать так руками нужно. (Лёжа на животе , поднимают верхнюю часть туловища, и делают руками круговые движения, как при плавании)
Видим, скачут на опушке Две весёлые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать нужно на носок. (Прыжки на носках)
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас. (Шаг марша)
3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)
«Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперёд на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5 раз)
Упражнения из разных положений тела, рекомендованные для профилактики и коррекции плоскостопия
Упражнения из исходного положения стоя
1. И. п.- основная стойка стопы параллельно, приседания и вставания.
2. И. п.- основная стойка, носки внутрь, пятки врозь- приседания.
3. И. п - стопы параллельно - поднимание на носки.
4. И. п - основная стойка, носки внутрь, пятки врозь - поднимание на носки.
5. И. п.- основная стойка - поочередное поднимание на носки с поочередным отрыванием пяток от пола.
6. И. п.- основная стойка, стопы параллельно - переход в положение стоя на внешних сводах стоп с возвращением в исходное положение.
7. И. п.- основная стойка, руки на пояс - поднятие на носок одной ноги с максимальным поднятием бедра второй (поочередно левой, правой).
8. И. п.- руки на пояс - поочередное поднимание на носки, одновременное поднимание на носки (тянуться вверх).
9. И. п.- руки на пояс - перекат с пяток на носки и обратно -с носков на пятки.
10. И. п.- руки на пояс, носки вместе, пятки врозь - упругие подъемы и опускания пяток (5-8 раз не дотор¬каючись к полу).
11. И. п. - Стоя на рейке гимнастической стенки, руками взяться за рейку на уровне пояса - приседания и полуприседания (рейка под серединой стопы).
12. И. п.- основная стойка, палка под серединой стопы - стойка на гимнастической палке.
13. И. п.- стоя на нижней рейке гимнастической стенки - лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны (рейка под серединой стопы).
14. И. п.- основная стойка - мяч зажат между ступнями, в прыжке перебросить мяч вверх партнеру.
15. И. п.- руки на пояс - поочередное отведение левой, правой ноги на носок вперед, в сторону, назад.
16. И. п.- руки на пояс, поднять согнутую одну ногу, поворот туловища в сторону опорной ноги, то же в другую сторону.
17. И. п.- основная стойка - стояние на гимнастической палке (палка под серединой стопы).
18. И. п. - Лазание по канату с помощью ног (канат захватывать серединой внутренних сводов стоп).
Упражнения из исходного положения сидя.
1. И. п.- руки сзади в упоре, ноги прямые - сгибание и разгибание стоп, круговые движения.
2. И. п.- руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях - развести колени, пятки вместе, пальцы сжимать в «кулак».
3.И. п.- руки сзади в упоре, ноги прямые - серединой стопы левой ноги проводить вверх и вниз по голени правой и наоборот.
4. И. п - руки сзади в упоре, ноги прямые на ширине плеч - приведение стоп внутрь и отвода наружу.
5. И. п.- руки сзади в упоре, ноги прямые - разогнуть стопы, сжимая пальцы ног «в кулак», напрягать мышцы.
6. И. п.- руки сзади в упоре, захвата различных предметов пальцами стоп (карандаши, чурки, скакалки и - др.).
7. И. п.- руки сзади в упоре - перекатывание стопами палки вперед и назад.
8. И. п.- руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях - отвод пяток врозь, пальцы вместе.
9. И. п.- руки сзади в упоре (в парах) – отталкивание стопами ног мяча друг другу.
10. И. п.- сидя на полу «по-турецки», встать с опорой на наружный край стопы.
11. И. п. - Ноги прямые, руки сзади в упоре, сгибая ноги, свести подошвы стоп вместе, подтянуть к себе, выпрямить.
12. И. п.- руки сзади в упоре, мяч зажат между, стопами ног, сгибание и разгибание ног с мячом.
13. И. п. - Руки сзади в упоре, мяч зажат между ступнями ног - согнуть ноги, выпрямляя, поднять вверх и опустить.
14. И. п.- руки сзади в упоре, развести колени, сжимая пальцы «в кулак».
Упражнения из исходного положения лежа на спине.
1. И. п.- ноги согнуты в коленях, колени и носки вместе; пятки врозь - поочередное отрывание пяток от пола, одновременно отрыв пяток от пола.
2. И. п. - Ноги прямые, слегка разведены, поочередное и одновременное оттягивание носков стоп (пальцы поджаты).
3. И. п.- ноги согнуты в коленях, стопы разведены, прижаты ступнями друг к другу - разведение и сведение пяток.
4. И. п.- ноги прямые - сжимание пальцев ног в «кулак».
Упражнения из исходного положения лежа на животе.
1. И. п.- руки за спину, ноги прямые, носки вместе, пятки врозь - прогибание туловища с одновременным вытягиванием носков.
2. И. п. - Ноги прямые, носки вместе, повернуты внутрь, руки согнуты, переход в упор лежа с опорой на пальцы ног
Игры для профилактики плоскостопия
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета "Загрузи машину"
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры. Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета "Построим лесенку"
Оборудование: палочки длиной 20 см.Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой. Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация "Перейди вброд"
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
"Нарисуй картину"
Оборудование:палочки (фломастеры,карандаши различной длины).Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
"Сложи узор"
Оборудование: то же и образец схема-рисунок.Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
"Рисуем кистью"
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
"Найди клад" Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
"Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Литература:
Гамбурцев Г.А. Гонометрия человеческого тела - Москва; медицина; 1975
Милюкова И.В.Евдокимова Т.А. Полная энциклопедия для лечебной гимнастики. 2003.
Клюев М.Е. Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с детьми дошкольного возраста. Учебное пособие; Рига 1997
Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Москва 1982.
Пенькова И.В.
Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе воспитания. Москва 2000.
Новосёлова Р.А.Якунина Г.В Журнал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984.
Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед. 1974.
Осокина Т.Ы., Тимофеева Е.А., Фурміна Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981.
Фонарева Н.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение". 1971.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 144015
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
№ 4 «Журапвленок» управления образования администрации города Шахтерска
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
№ 4 «Журапвленок» управления образования администрации города Шахтерска
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Методическое пособие для воспитателей ортопедических групп
Г. Шахтерск
2015