Классный час Юные герои — антифашисты
ТЕМА: Герои – антифашисты
Эпиграф:
Представить бы их всех посмертно к ордену,тех, что сказали твердо как один:Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,- А Родину за жизнь не отдадим!
Цель: Создание условий для
- знакомства с историей Дня юного героя-антифашиста,
- развития устной монологической и письменной речи, творческих способностей обучающихся,
- воспитания патриотических чувств на примере жизни юных героев.
Задачи: 1. Познакомить учеников с возникновения Дня юного героя – антифашиста.
2. Познакомить с жизнью некоторых юных героев – антифашистов.
3. Формировать умение выступать перед аудиторией.
4. Продемонстрировать для прослушивания «Реквием» Моцарта и песню «Журавли».
5. Формировать умение составлять текст на заданную тему.
6. Воспитывать чувство патриотизма, высоких моральных качеств,
любви к Родине, изучение истории страны.
Компетенции: Коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная.
Оборудование: ИКТ, бумажные журавлики для выполнения творческих работ, «Реквием» Моцарта,
песня в исполнении М.Бернеса «Журавли», свеча, цветы.
Тип урока: классный час.
Вид урока: устный журнал.
Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент.
II. Релаксация.- Сделайте глубокий вдох, вдохните хорошее настроение, выдохните все тревожное, неприятное. Вдохните еще раз, возьмите активность, внимание, интерес, вашу работоспособность. Выдохните скованность, плохую энергию, которая вам мешает. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своим товарищам, посмотрите на меня, подарите мне свою улыбку.
III. Работа с эпиграфом.
- Посмотрите на эпиграф. Прочитайте его выразительно. Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке?
- Почему вы так думаете?
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
- Как вы понимаете слово антифашисты?
- Кто такие герои – антифашисты?
- А почему они юные?
- Какого числа празднуется День юного героя – антифашиста?
- Что вам известно об этом дне?
- Тема нашего классного часа – «Юные герои – антифашисты».
- А какие задачи будут на нашем уроке?
V. Устный журнал.
1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Учитель:
Шумела гроза над землёю, Мужали мальчишки в бою Знает народ: пионеры-герои Навечно остались в строю
Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену. И сегодня мне хочется зажечь на нашем уроке огонь как частицу того Вечного огня в память о погибших юных героях – антифашистах. (ЗАЖИГАЕТ СВЕЧУ)
- О чем мечтают больше всего люди? (Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле).
8 февраля – День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно 8 февраля с 1964 года.
- Но почему именно 8 февраля? – спросите вы. - Что же такого особенного случилось в этот день?
В разные годы в разных странах мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев: 8 февраля 1943 года гитлеровскими фашистами были расстреляны герои «Молодой Гвардии» Краснодона, комсомольцы Олег Кошевой, Сергей Тюленев, Любовь Шевцова и их товарищи. 8 февраля 1962 года во Франции от рук фашиствующих молодчиков из профашистской организацией ОАС при разгоне демонстрации парижских рабочих, протестовавших против войны в Алжире, погиб школьник-интернационалист Даниэль Фери. 8 февраля 1963 года в Ираке был замучен юный коммунист Фадыл Джамаль, не выдавший пришедшей к власти в Ираке фашистской диктатуре, где скрываются его родители.
А кто же такие были ДАНИЭЛЬ ФЕРИ и ФАДЫЛ ДЖАМАЛ? – спросите вы.
2. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:
Даниэль Фери – 15-летний французский мальчик. Каждое утро Даниэль продавал газету коммунистов. Это было его боевое задание. В газетах сообщалось, что враги снова стреляют из-за угла, что фашисты наглеют.
И вот 8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Началась демонстрация. Рабочие – французы вышли на большую демонстрацию против войны в Алжире. Они несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!». «Нет войне!»,
В первых рядах демонстрантов шел Даниэль. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей. Так погиб Даниэль Фери.
Фадыл Джамал 15 летний иракский мальчик. Он, узнав о перевороте в своей стране, первым побежал предупредить знакомых об этом. Но был схвачен и брошен в тюрьму, где его жестоко пытали.
Фадыл очнулся от острой боли, которая пронизывала все его тело. Он открыл глаза. Над дверью тюремного подвала тускло горела лампочка. С потолка по стенам стекала еле заметными струйками холодная вода.
Фадыл попытался подняться и чуть не вскрикнул от острой боли. Каменный пол камеры был усыпан мелким стеклом. Кусочки стекла впились в его ладони. Он умер в тюрьме, после нечеловеческих пыток.
Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно. Даниэль Фери умер 8 февраля 1962 года, а Фадыл Джамал тоже 8 февраля, но 1963 года.
3. УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы сейчас услышали трагическую историю жизни двух мальчиков, разных национальностей, но делающих одно общее дело. Все они погибли 8 февраля, только в разные годы. В честь их во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, было решено 8 февраля отмечать как день памяти погибших ребят в годы войны, и назвали его День юного героя – антифашиста.
С тех пор и решено: 8 февраля отмечать День юного героя – антифашиста.
В нашей стране тоже были юные борцы против фашизма. Много их погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] имеется музей антифашистов, посвящённый организованному антифашистскому движению. В годы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и в послевоенные годы в Красногорске размещался крупный лагерь военнопленных.
Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети на планете
Погибших выкликают имена.
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети на планете
Погибших выкликают имена.
- Сегодня прекрасный день, и все у нас с вами замечательно. Но так было не всегда. 22 июня 1941 года люди тоже проснулись счастливые, с хорошим настроением, но были повержены в шок от одного только слова. Какого? (война)
22 июня 1941г. Немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми тысячи ребят встали на защиту Родины.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с судьбами лишь нескольких ваших сверстников, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, увидим их портреты, они как будто с нами.
Конечно, их было больше, намного больше. Но и рассказ только о некоторых из тех, кого мы зовем теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа.
4. СООБЩЕНИЕ 1 ученика:
ЛЮСЯ ГЕРАСИМЕНКО. Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было еще и 11 лет, когда столицу Белоруссии ее родной город Минск - захватили фашисты. С первых дней оккупации в Минске начала действовать подпольная организация. Руководителем одной из групп был отец Люси - Николай Евстафьевич Герасименко. Пионерка Люся стала активно помогать отцу. Когда у них на квартире шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе. Все более серьезные поручения давали пионерке коммунисты - она доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их и на завод, где работал отец, тщательно пряча на дно кастрюльки, в которой несла ему обед. На квартире Герасименко несколько суток скрывался секретарь одного из подпольных райкомов партии, и его связь с товарищами поддерживалась через Люсю. Ее отвага, выдержка поражали даже взрослых. Фашисты выследили семью Герасименко. Люсю и ее маму Татьяну Даниловну схватили. Каждый день водили на допрос девочку, зверски избивали, пытали, мучили. Ни одного имени не назвала отважная пионерка, ни слова не сказала врагу. Фашисты расстреляли Люсю. Но память о юной героине жива. Имя ее навечно занесено в книгу Почета Белорусской республиканской пионерской организации. 5. СООБЩЕНИЕ 2 ученика:
ЗИНА ПОРТНОВА. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы,- это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку по заданиям партизанского отряда. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили Зину, пытали, мучили. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола следователя пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
6. СООБЩЕНИЕ 3 ученика:
ВАЛЯ КОТИК.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты. Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту, на его счету! Валя Котик был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, орденом Отечественной войны I степени. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.
16 февраля 1944 года был смертельно ранен в бою за город Изяслав и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка.
Валя Котик погиб как герой, и Родина в 1958 году посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза. 27 июня 1958 года издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось: "За проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны присвоить пионеру-партизану Котику Валентину Александровичу звание Героя Советского Союза". Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
В Москве на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства его бюст стоит рядом с бюстом Героя Советского Союза Леонида Голикова
7. СООБЩЕНИЕ 4 ученика:
МАРАТ КАЗЕЙ.
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой - Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Вместе с опытными подрывниками Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
8. СООБЩЕНИЕ 5 ученика:
ВАЛЯ ЗЕНКИНА.
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди - и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушел в бой Валин отец. Ушел и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнем пробираться в крепость, чтобы передать ее защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия и где, и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, ее делили по глотку, пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка - вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности попытаться спасти им жизнь не было,- маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить ее с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжать борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Ей удалось вырваться из фашистского плена, и свою борьбу она продолжала уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
9. СООБЩЕНИЕ 6 ученика:
ВОЛОДЯ ЩЕРБАЦЕВИЧ. В Минске на улице Коммунистической жила семья кадрового офицера Красной Армии, погибшего в финскую войну,- Ольга Федоровна Щербацевич с сыном Володей. Фашисты оккупировали столицу Белоруссии - Минск. Кровавый режим, установленный ими, не смог сломить волю белорусского народа. По всей республике развернулась великая, всенародная битва с захватчиками. В рядах бойцов невидимого фронта - подпольщиков - были Ольга Федоровна и Володя. У себя на квартире они устроили госпиталь - выхаживали раненых красноармейцев, доставали лекарства, с помощью других подпольщиков устроили побег наших раненых бойцов, которых фашисты держали, как в тюрьме. Володя помог им пробраться к партизанам в Логойский лесной массив. Врагу, озлобленному этим, удалось выследить «подполье на Коммунистической улице». Ольгу Федоровну и Володю допрашивали, пытали, стремясь во что бы то ни стало дознаться, кто руководит подпольем. Ни слова не добились фашисты. 26 октября 1941 года фашисты повесили Ольгу Федоровну Щербацевич и Володю. Шел сто двадцать седьмой день войны, еще далека была победа. Но до последней своей минуты мужественный пионер Володя Щербацевич верил в победу, боролся за нее, приближал ее!
10. СООБЩЕНИЕ 7 ученика:
САША БОРОДУЛИН. Шла война. Над поселком, где жил Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог этого вынести Саша Бородулин, пионер с горячим сердцем. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку, убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он свой неравный бой. А потом он встретил партизан, и во много раз возросла Сашина сила. Саша стал полноправным бойцом отряда. Вместе с партизанами ходил он в разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало вражеских машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибли. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он позволил фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо. И тогда Саша Бородулин выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша погиб, но память о нем жива. Память о героях бессмертна!
Фашистский катер подобрал мальчика. Саню пытали, распяли на стене. Но разведчики отбили своего юного друга, героя. Потом был госпиталь, потом снова родной полк и победный путь до самого Берлина!
11. СООБЩЕНИЕ 8 ученика:
ЛЕНЯ ГОЛИКОВ. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд - и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. А сколько еще было боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады. 2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.
13. УЧИТЕЛЬ:
О чем думали подростки в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что они не увидят больше ни родных и близких, ни друзей. ни освобождённой Родины? О том, что своей смертью он приблизит победу?
Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. Но вероятнее всего, что двигала ими отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе. А смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.
Высшими боевыми наградами были удостоены
Звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей,Валя Котик, Зина Портнова.Ордена Ленина: Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;Ордена Красной звезды: Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко.
Всем им на тот момент было по 13-15 лет. И это только верхушка. Всего же боевыми наградами были награждены более 20.000 детей. Таких масштабов человечество ещё не знало.
Немало подвигов совершили пионеры в годы Великой Отечественной войны. Каждый из них по-своему величествен и неповторим. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам, ребята. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями! Роберт Рождественский С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.
VI. МИНУТА МОЛЧАНИЯ. «Реквием» Моцарта.
УЧИТЕЛЬ: я предлагаю почтить минутой молчания тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.
VII. Слово учителя.
УЧИТЕЛЬ: Мне хочется показать вам белых журавликов, сложенных из бумаги. Птица с длинной шеей в Китае и Японии вот уже третий век считается символом удачи и долгой жизни. А вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.
Эти журавлики связаны с реальной историей японской девочки Садако Сасаки.
VIII Творческая работа.
Звучит песня «Журавли» М. Бернеса.
УЧИТЕЛЬ: Я для вас приготовила сегодня журавликов. Положите перед собой своих журавликов, посмотрите на них и подумайте:
А что смогу сделать я, чтобы не было войны?
А я смог бы поступить так, как поступили юные герои – антифашисты?
Ребята! Мы вас помним!
IX. Итог урока
УЧИТЕЛЬ: Юные герои! Сколько их было, боровшихся за свободу родной земли, отдавших за это жизнь. Разве про все расскажешь? Свято берегите память о них, старайтесь быть похожими на них. Помните! Через века, через года, Помните! О тех, кто уже не придет никогда. Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны. Памяти павших будьте достойны, Вечно достойны!
- Давно закончилась война, но люди помнят страшные события из истории нашей Родины, унесшие жизни миллионов взрослых и детей, таких же, как вы.- А как вы думаете, почему каждый год отмечается праздник великой победы, приглашаются ветераны, проводятся различные акции в память о тяжелых годах ВО войны? (Чтобы чтить память погибших на войне, вырасти патриотами, лучше знать историю нашего Отечества)
X. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Ребята! что для себя вы взяли с нашего урока?
- А чему учит наш урок?
Спасибо за урок! Вы – молодцы
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 1Заголовок 215