Программа Ура! Каникулы! Экология в лагере


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»

-883285494030ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ, ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ
-27482801627505«ПРИРОДА. ТВОРЧЕСТВО.
МЫ!»  
АВТОР: САПОЖНИКОВА
ЮЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА,
методист организационно-массового отдела
эколого-биологического направления
-2747645615950
ТОГУЧИН, 2015
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать самому – и я пойму».
Китайская поговорка
-330835181610
методист организационно-массового отдела эколого-биологического и туристского направлений Сапожникова Юлия Григорьевна
Адрес Новосибирская область, Тогучинский район, г.Тогучин, ул.Садовая, 12 а;
Телефон (факс) 8 (38340) 21-848
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ: Программа по проведению экологической профильной смены «Природа. Творчество. Мы!»
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ: Методист: Сапожникова Юлия Григорьевна
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: Летний период, профильная смена рассчитана на 3 дня
ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: Педагогический  коллектив эколого-биологического отдела, вожатые
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ: Финансирование осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования   экологической 
культуры личности каждого ребенка.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  Воспитывать:
экологическую культуру детей;
ответственность, бережное отношение к природе, гражданственность, патриотизм в процессе коллективного  взаимодействия;
интерес к традициями и обрядами народов, проживающих на территории России, приобщать к духовно-нравственным ценностям;
желание  участвовать в  многообразной общественно-полезной трудовой деятельности, способствующей социализации детей;
культуру межличностных  отношений;
Развивать:
креативность, стремление к познанию окружающего мира, посредством включения  в различные виды творческой деятельности;
эмоционально-чувственную сферу личности детей  в процессе    взаимодействия с объектами природной и социальной среды.
социально-значимые качества личности;
интеллектуальные, творческие способности, коммуникативную культуру;
интересы, склонности и дарования, в условиях выбора, самоопределения, разумного досуга, отдыха и развлечения.
Формировать:
экологические знания, умения и  навыки, расширять кругозор детей и подростков;
здоровый образ жизни в детской и подростковой среде, способствовать оздоровлению ребёнка, восстановлению его физического потенциала в условиях экологически чистой природной зоны  средствами физической культуры, спорта;
опыт социальной жизни через  игровую деятельность, обеспечивать социальную адаптацию подростков к условиям жизни в обществе.
отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во   взаимодействии  со взрослыми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 1. Укрепление и оздоровление детского организма: закаливание, формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). 2.Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла.
3. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.
4. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
5. Развитие лидерских качеств.
6.Развитие информационной культуры участников проекта.
7. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
8. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).
9.Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».
10. Практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города.
11. Развитие у обучающихся умения работы во взаимодействии с органами власти, со средствами массовой информации, с другими организациями.
 
ВВЕДЕНИЕ
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
/М. Пришвин./
             Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но  и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для сельских детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных  связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности.
                 Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом  определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют  отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
              В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
             Участниками программы «ПРИРОДА. ТВОРЧЕСТВО. МЫ!»  являются учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений Тогучинского района. Именно у детей  данной возрастной группы существуют свои особенности во взаимоотношениях  с природой.
              Природа – это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
 Конвенцией ООН о правах ребенка;
 Конституцией РФ;
 Законом РФ «Об образовании»;
 Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
                                                                                                                             
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Экологическая программа “ПРИРОДА. ТВОРЧЕСТВО. МЫ! ” реализуется на базе Палаточного лагеря «Удачный».
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Близкое расположение пруда привели к возможности реализации программы «ПРИРОДА. ТВОРЧЕСТВО. МЫ!». Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой. Программа адресована педагогическому коллективу в целом, и каждому его члену как ориентир педагогической деятельности, позволяющий самоопределиться и реализовать индивидуальный творческий потенциал, а также организовать воспитательный процесс детей различных возрастных категорий в соответствии с их потребностями, интересами и способностями.
Лагерь – это уникальное образование, предоставляющее ребенку такие возможности, каких не может дать ни семья, ни школа. Деятельность детей в оздоровительных лагерях призвана удовлетворить потребности подростков в активных формах познавательной деятельности.
Занятия, которые проводятся в школе на основе проектно-исследовательской технологии, самостоятельная исследовательская работа школьников в течение учебного года создают базу для опытнической деятельности школьников в период летних каникул. Живой интерес детей и подростков к природе родного края, желание в летнее время на практике применить свои знания пробуждают, главным образом, уроки биологии и экологии. «В сознательном и созидающем отношении к родной природе проявляется гражданственность каждого человека, особенно тех людей, которые, окончив школу, вступают в большую жизнь». Летний лагерь «Удачный» предоставляет широкие возможности для экологического воспитания и формирования глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Знакомство детей с природоохранной деятельностью лагеря вызывает у них интерес к изучению природы родного края. А осознание многообразия связей между человеком и природой способствует ответственному отношению к окружающей среде.
Экологическое воспитание  в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счёт включения их в конкретно значимую природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Как показывают исследования в последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья детей и подростков, проживающих в городах. Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологии, а также психоэмоциональной обстановки, стрессы, учебные перегрузки приводят к истощению и даже срыву адаптационных механизмов ребенка. В связи с этим, возникает вопрос о необходимости разработки программ летнего лагеря, ориентированных на потребности сегодняшнего дня – оздоровительную деятельность.
Эффективность влияния жизнедеятельности в сфере организованного отдыха на интеллектуальное развитие подростка может быть достигнута при сочетании и взаимосвязи познавательной, игровой, предметной, духовной, практической, художественной деятельности.
2.4. ПРИОРИТЕТЫ СМЕНЫ:
Реальная  возможность заняться любимым делом;
Деятельность   творческая, развивающая;
Система непрерывного экологического образования;
Забота о создании здорового морально – психологического климата;
Лучшие социально – бытовые условия;
Стройная система физкультурно-оздоровительной работы;
Безопасность жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
Создание разнообразных образовательных  пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
Приоритет индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
Личностное развитие и самореализация ребёнка в сочетании с соблюдением    социальных норм и правил лагеря.
                                                                                                                                         II.            КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Цель: Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования   экологической  культуры личности каждого ребенка.
 Воспитывать:
экологическую культуру детей;
ответственность, бережное отношение к природе, гражданственность, патриотизм в процессе коллективного  взаимодействия;
интерес к традициями и обрядами народов, проживающих на территории России, приобщать к духовно-нравственным ценностям;
желание  участвовать в  многообразной общественно-полезной трудовой деятельности, способствующей социализации детей;
культуру межличностных  отношений;
Развивать:
креативность, стремление к познанию окружающего мира, посредством включения  в различные виды творческой деятельности;
эмоционально-чувственную сферу личности детей  в процессе    взаимодействия с объектами природной и социальной среды.
социально-значимые качества личности;
интеллектуальные, творческие способности, коммуникативную культуру;
интересы, склонности и дарования, в условиях выбора, самоопределения, разумного досуга, отдыха и развлечения.
Формировать:
экологические знания, умения и  навыки, расширять кругозор детей и подростков;
здоровый образ жизни в детской и подростковой среде, способствовать оздоровлению ребёнка, восстановлению его физического потенциала в условиях экологически чистой природной зоны  средствами физической культуры, спорта;
опыт социальной жизни через  игровую деятельность, обеспечивать социальную адаптацию подростков к условиям жизни в обществе.
отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во   взаимодействии  со взрослыми.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА:
Организация информационного обмена между участниками программы;
Организация полноценного досуга детей,
Организация      оздоровительного   отдыха  детей   посредством занятий спортом, закаливания, привития навыков гигиены, организации системы полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни;
Поиск,  разработка и применение  гуманистических  личностно-ориентированных педагогических технологий, форм и методов деятельности, способствующих преодолению пассивности детей, их раскрепощению в воспитательном пространстве.
Популяризация традиций в лагере;
Создание условий для проявления и максимального развития индивидуальных способностей и   нравственно-волевых качеств личности ребенка.
            Основу деятельности педагогами детского лагеря взяты следующие методики и технологии:
технологии личностно-ориентированной педагогики;
методика самоуправления;
педагогика сотрудничества;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
                                                                                                    
III.            ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМЕНЫ:
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности [3].
 
IV.            МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  Механизм реализации Программы основывается на соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагеря, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в занятиях по интересам, отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей, обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления,  привлечение педагогов для организации коллективной творческой деятельности [6].                                                                                                                                            V.            УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Материальная база: DVD, музыкальный центр, канцелярские товары, реквизиты.2. Кадровые условия. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
   - директор «ЦРТ», обеспечивающий организацию лагеря «Удачный»;
   - начальник лагеря;
   - вожатые.
3. Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и плана работы на смену, проведение и организацию работы в лагере.
 
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 3-х дней.
Лагерь комплектуется из числа учащихся школы, продолжительность пребывания в лагере – 3 дня, количество детей – 100 человек.
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Программа «ПРИРОДА. ТВОРЧЕСТВО. МЫ!» организуется в течение одной смены (3 дня).
Все мероприятия и коллективные дела проекта нацелены на формирование у ребят устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину и отчий край, любить и беречь окружающий нас мир природы [2].
В период лагерной смены будет организована работа по следующим направлениям:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ под девизом «Хочу все знать!»;
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ под девизом «Будь Человеком, человек!»;
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ под девизом «Познай тайны природы»;
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ под девизом «Войди в мир природы другом»;
КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ под девизом «Как прекрасен этот мир»;
СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ под девизом «От экологии природы - к экологии человека»;
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ под девизом «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут...»;
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО под девизом «Встретиться вместе - удача, сотрудничать вместе - успех!»
Мероприятия лагерной смены проводятся на открытой местности, на лагерной площадке, на стадионе, в лесу.
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Направление деятельности Мероприятия
Образовательная деятельность
Девиз:
«Хочу все знать!» 1. Изучение флоры, фауны, нашего края (викторины; просмотр презентаций)
2. Экологическая школа безопасности (станционка «ТРОПА ВЫЖИВАНИЯ»)
Экологическая деятельность
 
Девиз:
«Будь Человеком, человек!» 1.         Проведение тематических дней:
        День Берендея (День леса)
        День Нептуна (день воды)
    
2.         Викторины на экологическую тему.
3. Игра – конкурс «Край, в котором ты живешь»
4. Конкурс агитационных плакатов на экологическую тему
Исследовательская деятельность
 
 
Девиз:
«Познай тайны природы» 1. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников.
Возможные темы исследований:
 Редкие и исчезающие виды растений и животных в нашем лесу
  Ядовитые растения нашего леса
  Растения и животные – индикаторы загрязненности среды
   Поверья, пословицы и поговорки о природе
   Памятники природы нашего района
 Профессии растений: растения «пылесосы», газопоглотители, почвоулучшатели, «живые изгороди», «санитары», медоносы, растения индикаторы.   Оценка загрязненности воздуха
  Экологическое состояние водной среды нашего района (состояние родников, речки)
Практическая деятельность
 Девиз:
«Войди в мир природы другом» 1. Экологические субботники «Мусору – бой!»
Культурно –досуговая деятельность
 
Девиз:
«Как прекрасен этот мир» 1. Праздник «Будь Человеком, человек!», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды
2. Конкурс экологической сказки
3. Выставка и защита работ «Мой талисман смены»
Спортивно-оздоровительная деятельность
 
 Девиз:
«От экологии природы - к экологии человека» 1. Веселые старты с экологическими «препятствиями» - туристическая полоса
2. Игра «ФОРД БОЯРД»
3. День здоровья
4. Ежедневные подвижные игры на свежем воздухе «Невидимка», игры с мячом
Информационная деятельность
 Девиз:
«Пусть о нас узнают,
пусть о нас услышат,
пусть о нас напишут… 1. Регулярное обновление стендовой информации
2. Разработка бюллетеней, буклетов, плакатов
3. Сотрудничество со СМИ
4. Фоторепортажи добрых дел «Мы – юные защитники природы»- стенгазеты
Социальное партнерство
 
Девиз:
«Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»     
1.  Сотрудничество с администрацией (составление договоров о совместной работе по благоустройству и уборке мусора)
-         Обеспечение транспорта для вывоза мусора;
Формы и методы работы:
1.Игровые программы.
2.Познавательно – развлекательные мероприятия.
3.Экологические туры.
4.Спортивные турниры.
5.Викторины
6.Шоу – конкурсы.
7.Праздники.
8.Экскурсии.
9.Тематические дни.
VIII.            ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Задачи этапа:
выявление интересов, склонностей и способностей детей;
мотивация на игровое взаимодействие;
    На этом этапе обучающиеся придумывают название, эмблему и девиз.
Содержание деятельности.
 Любая деятельность  в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
 
  1. Спортивно – оздоровительная деятельность.
   На спортивно-оздоровительную деятельность в лагере отводится  самое  главное внимание. Одной из важнейших задач осуществления воспитательной работы в лагере является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Организация двигательной активности детей в лагере  требует педагогически и методически обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, состояние их физического здоровья, распределение продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели. Основные виды физкультурно – оздоровительных мероприятий в режиме работы лагеря, по продолжительности, формам и содержанию  разделены на группы:
- утренняя гимнастика;
- игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты;
- массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.
 Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора и места проведения.
    При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных  игр следует придерживаться постепенного повышения физической нагрузки и снижения в конце дня. При планировании содержания мероприятий не следует предусматривать напряженные соревнования, требующие повышенной нагрузки и продолжительности. Их надо проводить по облегченной форме, с тем, чтобы привлечь к участию всех школьников, имеющих разрешение врача на занятия физкультурой. Спортивные мероприятия проводить на спортивной площадке, на свежем воздухе.
 
2.  Игровая деятельность.
На игровую  деятельность в лагере отводится один два часа до обеда или после обеда. Деятельность детей ведется на спортплощадке.
 
3. Экологическая деятельность.
Экологическая  деятельность в жизни лагеря представлена в форме коллективно-творческих дел. За их подготовку отвечают вожатые и ответственные дня смены.
Коллективно-творческие дела развивают творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. Тематика дней отображается в плане работы лагеря.
Вся деятельность направлена на  получение новых знаний о природе и местной культуре (экологическое образование и просвещение); сохранение местной культурной среды. Создание дружеской, доверительной, психологически комфортной обстановки в лагере - это один из ключевых и одновременно сложных моментов нашего  лагеря. Психологически комфортная обстановка в лагере создается всеми взрослыми, но в первую очередь – вожатыми, которые становятся для детей мамами и папами на время лагеря.   
Экологический туризм призван, с одной стороны, удовлетворить человеческую потребность в общении с природой, уединении, изучении и познании природы и культуры, а с другой – решить социально-экономические и природоохранные проблемы нашего  региона.
Уже само по себе пребывание на природе учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение.
За время, проведенное в лагере, происходят изменения в сознании детей, они открывают новое и неожиданное и в самих себе и в мире вокруг них. И именно эти открытия оказываются тем стимулом, который в дальнейшем влияет на их мотивации и превращает в социально ответственных граждан, которые начинают задавать себе вопросы «Если не я, то кто?» и «Если не сейчас, то когда?». И, может быть, это и есть самый ценный эффект экологического просвещения. Экологические лагеря позволяют сплотить и объединить детей. Вернувшись, они горят желанием продолжить совместную деятельность и активно участвовать в природоохранных мероприятиях.
Экологический лагерь становится тем пространством, на котором происходит ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ, САМОПОЗНАНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ. Пребывание в экологическом лагере ценно именно тем, что помогает детям найти нравственные ориентиры, найти точки опоры на пути в опасную и непонятную взрослую жизнь. Короткое путешествие в царство ПРИРОДЫ, позволяет создать уникальное ПРОСТРАНСТВО для воспитания, в котором есть все: красота, гармония, справедливость, где есть место познанию, творчеству, искусству, вдохновению, радости и любви, и где допустимо говорить об общечеловеческих ценностях. Поэтому самое главное в детском экологическом движении не просто просвещение и образование. Самое главное – это создание особого мира, территории ДОБРА И ЛЮБВИ, ВЗАИМОВЫРУЧКИ, БЛАГОРОДСТВА, ТОВАРИЩЕСТВА[3].
-1029335-554990
№ Режим дня Время
1 Подъем 8.00
2 Зарядка 8.15-8.30
3 Утренний туалет, уборка в палатках и на территории 8.30-9.00
4 Завтрак 9.00-9.30
5 Линейка 9.30-9.40
6 Игра «День творчества». Изготовление аншлагов «Мусору – бой!» 9.40-13.00
7 Личное время 13.00-13.30
8 Обед 13.30-14.00
9 Личное время 14.00-14.30
10 Тихий час 14.30-16.00
11 Личное время 16.00-16.30
12 Полдник 16.30-17.00
13 Игра «Форд боярд».
Подготовка к вечерней программе «Мой талисман». 17.00-19.00
14 Личное время 19.00-19.30
15 Ужин 19.30-20.00
16 «Мой талисман». Игра «Невидимка» 20.00-21.30
17 Встречная эстафета 22.00-23.00
18 Личное время 19 Отбой 23.00
-1022985-673735
№ Режим дня Время
1 Подъем 8.00
2 Зарядка 8.15-8.30
3 Утренний туалет, уборка в палатках и на территории 8.30-9.00
4 Завтрак 9.00-9.30
5 Линейка 9.30-9.40
6 Инструктаж по ТБ. Акция «Мусору – бой!» 9.40-13.00
7 Личное время 13.00-13.30
8 Обед 13.30-14.00
9 Личное время 14.00-14.30
10 Тихий час 14.30-16.00
11 Личное время 16.00-16.30
12 Полдник 16.30-17.00
13 «Туристическая полоса» 17.00-19.00
14 Личное время 19.00-19.30
15 Ужин 19.30-20.00
16 Станционка «Я знаю ВСЁ!» 20.00-21.30
17 Вечерний огонёк 22.00-23.00
18 Личное время 19 Отбой 23.00
№ Режим дня Время
1 Подъем 8.00
2 Зарядка 8.15-8.30
3 Утренний туалет, уборка в палатках и на территории 8.30-9.00
4 Завтрак 9.00-9.30
5 Линейка 9.30-9.40
6 Инструктаж по ТБ. Станционка «Тропа выживания» 9.40-13.00
7 Личное время 13.00-13.30
8 Обед 13.30-14.00
9 Личное время 14.00-14.30
10 Тихий час 14.30-16.00
11 Личное время 16.00-16.30
12 Полдник 16.30-17.00
13 Подготовка к вечерней программе «Экологическая сказка».
Подготовка реквизитов 17.00-19.00
14 Личное время 19.00-19.30
15 Ужин 19.30-20.00
16 «Экологическая сказка». 20.00-21.30
17 Вечерний огонёк 22.00-23.00
18 Личное время 19 Отбой 23.00
-1086485-669290
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Укрепление и оздоровление детского организма: закаливание, формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости). 2. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла.
3. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.
4. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
5. Развитие лидерских качеств.
6. Развитие информационной культуры участников проекта.
7. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
8. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).
9. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».
10. Практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города.
11. Развитие у обучающихся умения работы во взаимодействии с органами власти, со средствами массовой информации, с другими организациями.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
1. Приобретение навыков организации профильной лагерной смены.
2. Возможность осуществления непрерывного процесса экологического образования и воспитания.
3. Развитие навыков организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся и экспериментальной работой.
4. Возможность лучше узнать и оценить интересы и способности детей с целью корректировки программы их дальнейшего индивидуального развития.
5. Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями
-1022985-694690
Правила
внутреннего распорядка дня
профильной смены
июнь 2015  год
  
Посещение занятий ежедневно обязательно для каждого ученика.
О причине отсутствия сообщать вожатому.
Без разрешения вожатого нельзя покидать территорию лагеря.
По территории лагеря ходи спокойно.
Имей сменную обувь.
Имей головной убор.
Имей личное полотенце.
Выполняй просьбы и требования вожатого.
Активно участвуй в делах лагеря, отряда.
Вноси свои предложения в улучшение жизни лагеря.
Уважительно относись к товарищам, вожатым, обслуживающему персоналу.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Закон об образовании» пункт 21, статья 22;
«Конвенция о правах ребенка»;
«Организация работы в пришкольном оздоровительном лагере»;
«Воспитание здорового ребенка» - И.В.Махалова, Е.И. Николаева;
«Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник»,- М.,1993 г., с.543-544
«Экологический бумеранг», Самкова В.А., Прутченков А.С., М.,1996г.
«Экология. Безопасность. Жизнь.», выпуск 4, Гатчина, 1997
 
Приложение 1
ТЕСТ
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Какие виды дел являются для тебя
5) самыми интересными
4) очень интересными
3) в значительной степени интересными2) мало интересными1) наименее интересными
Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:
чтение, книг, журналов, газет на экологическую тему;
просмотр и обсуждение телепередач, кинофильмов на экологическую тему;
участие в экологических викторинах, олимпиадах, конкурсах
сбор и проверка народных примет, наблюдения за явлениями природы;
сбор материала о природе родного края, наблюдение за ростом и развитием комнатных растений;
сбор материала о животном мире, наблюдение за повадками домашних животных;
сбор материала о птицах родного края, наблюдение за их жизнью;
сбор материала об обитателях водоемов, наблюдение за аквариумными рыбками;
сбор материала о реках, озерах, других водных источниках родного края;
очистка улиц, парков, скверов, пришкольного участка от загрязнения;
охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц;
охрана диких животных (подкормка их);
охрана леса (расчистка леса от сушняка, мусора);
охрана водных источников (очистка родников, берегов рек от загрязнений);
озеленение территории школы, улицы, города, села;
сбор семян лекарственных растений и их посадка;
посадка деревьев, кустарников и уход за ними возле своего дома, дачи;
закладка и уход за цветником возле своего дома, на даче;
выступление перед сверстниками на экологическую тему;
оформление выставок книг, рисунков, фотографий о природе;
выпуск газет, журналов на экологическую тему;
создание поделок из природного материала;
фотографирование;
участие в концертах, спектаклях на экологическую тему;
участие в конкурсах плакатов, рисунков на экологическую тему.
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ МАКСА ЛЮШЕРА
Цель: Выявление настроения каждого подростка.
▪ красный - восторженное настроение;
▪ оранжевый - радостное;
▪ желтый - спокойное;
▪ зеленый - уравновешенное;
▪ синий - грустное;
▪ фиолетовый - тревожное;
▪ черный – уныние.
Цветопись – это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному взрыву, которое может закончиться слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт. Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем и со стороны педагогов необходима помощь детям, выбирающим эти цвета.
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(Методика М. И. Рожкова)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушать во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтоб меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравиться помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
АНКЕТА «ЧТО ТЫ ОЖИДАЕШЬ ОТ ПРЕБЫВАНИЯ НА СМЕНЕ?»
1. Отдыхал ли ты раньше на подобных экологических сменах? Сколько раз?
2. Кто рассказал тебе о нем или кто-то посоветовал сюда прийти?
3. Что ты ждешь от отдыха на экологической смене?
4. Что ты сам можешь предложить по организации работы лагеря, чтобы жизнь здесь стала интереснее?
АНКЕТА «ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ТВОИ ОЖИДАНИЯ ОТ ПРЕБЫВАНИЯ НА СМЕНЕ?»
С каким настроением ты заканчиваешь смену?
Оправдались ли твои ожидания от организации деятельности и отдыха в экологическом лагере?
Если будет такая возможность, пойдешь ли снова отдыхать на экологической смене или выберешь другой вариант отдыха?
Какие пожелания у тебя будут на будущее для организации более интересного и полноценного отдыха на смене?
МЕТОДИКА РАНЖИРОВАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕНЫ
Задание: Расставьте по степени значимости для Вас, следующие характеристики, отражающие интерес к отдыху в экологическом лагере:1. Желание общаться со сверстниками2. Участвовать в социально-значимой деятельности
3. Воздействовать на улучшение экологической обстановки в школе
и микрорайоне 4. Повысить свою экологическую культуру
5. Получить навыки исследовательской работы на будущее
6. Желание выявить свои профессиональные наклонности, возможности
7. Хорошо и с пользой отдохнуть

СПЕЦКУРС “ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ”
для членов педагогического коллектива по подготовке к работе ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕНЫ
 
Если ты не можешь быть широкой дорогой;
будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся
стать самым лучшим!
 
УВАЖАЕМЫЙ ПЕДАГОГ!
     Приступая к работе, помните, что основная цель деятельности нашего лагеря — это создание благоприятных условий для отдыха, оздоровления и развития индивидуальности каждого ребенка в ситуации выбора видов деятельности. Для ребенка должны быть обеспечены следующие условия и гарантии:
защита жизни и здоровья;
ощущение себя нужным и любимым;
возможность достижения успеха и признание этого успеха значимыми для ребенка людьми;
расширяющееся поле выбора и инициативы;
сотрудничество со взрослыми в реальном переустройстве мира и переживании этих преобразований.
 
Планируя свою деятельность, соблюдайте следующие принципы:
обеспечение безопасности всех мероприятий,
учет личностных и возрастных особенностей,
моделирование и создание ситуации успеха при общении с детьми,
распределение работы по часам и минутам, четкое осознание педагогами, что именно и как именно они должны делать в течение дня.
 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫМ МОМЕНТАМ:
Приём детей. Встречайте детей с улыбкой, с лёгкими прикосновениями и добрыми пожеланиями.
Зарядка. Поддержите в ребятах интерес к ней своим личным примером. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, убеждая в её необходимости.
Во время завтрака следует обратить внимание на то, что дети должны прийти в столовую вместе и одновременно.
С 10 часов начинается работа всех важных структур смены. Начинаются лагерные либо отрядные мероприятия. На спортивные мероприятия и игры дети обязаны приходить в спортивной обуви и по возможности в спортивном костюме. На играх должен присутствовать педагог отряда.
Обед. Вожатый проверяет готовность столов, при необходимости помогает их накрыть, штучные продукты выдаёт сам и присутствует в столовой в течение всего приёма пищи. Посуду дети убирают за собой самостоятельно. 
По окончании дня – «огонёк». Это один из важных элементов дня. Это то последнее, с чем дети уйдут с общего сбора отряда, то последнее, с чего вожатый поймёт, как «был прожит ещё один день».
В конце рабочего дня - анализ дня, подведение  итогов  и учет  замечаний  и предложений, планирование  следующего  дня.
 
ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ
1.        Начинайте день с позитивным настроем. Улыбайтесь.
2.        Здоровайтесь со всеми. Хотите иметь здоровье — желайте  его другим.
3.        Помните: грубость вредит всему, даже справедливому и разумному, доброжелательность все скрашивает.
4.        Ваш внешний вид — ваша визитная карточка, одежда — часть рабочей среды, она может многое сказать о нашей личности.
5.        Перестаньте думать о благодарности или неблагодарности и постарайтесь испытывать радость, делая доброе дело.
6.        Стремитесь к творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей.
7.        Не накапливайте проблемы, дабы они не вылились в конфликт.
8.        Избегайте шаблона. Ни при каких обстоятельствах не суетитесь, постарайтесь найти конструктивное решение.
9.  Соблюдение правил внутреннего распорядка поможет вам избежать проблем с администрацией:
- Отлучаться с работы только с разрешения начальника.
- Не опаздывать.
- Откликаться на просьбы о помощи в работе.
- Конфликты регулировать в коллективе самостоятельно, в крайнем случае — с помощью администрации.
10. Участвовать в обсуждении проблем, высказывая собственное мнение, а когда принято общее решение, исполнять его.
11. На работе находиться в хорошем настроении: негативные эмоции мешают работе.
12. Не заниматься личными проблемами в рабочее время.
 
ЕСЛИ СЛУЧИЛСЯ КОНФЛИКТ
      В конфликте на первый план выступает эмоциональная сторона (эмоции гнева, обида, раздражение и др.). От умения вовремя осознать свое состояние в момент конфликта зависит успешность разрешения конфликтной ситуации.
Чаще всего истинные причины конфликта не осознаются (это может быть внутреннее неприятие другого человека, стремление самоутвердиться и др.). Осознание скрытых причин конфликта также способствует его разрешению.
     В крайних случаях на смене для разрешения конфликтных ситуаций необходимо обратиться к администрации (начальнику смены)[5].
 
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
 
1.     Закон территории. Без разрешения не покидай смену. Будь хозяином своего дела, но помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
2.     Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
3.     Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
4.     Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять   закон 00.
5.     Закон мотора. Долой скуку!
6.     Закон выносливости. Будь вынослив.
7.     Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Приложение 2
ФОРТ БАЙЯРД
Перед началом игры отряды заранее готовят свои огни, эмблемы. Организаторы игры заранее готовят карту-схему расположения станций. Зашифрованные фразы с подсказками.
Реквизиты: Картонные ключи – 30 шт., фигурный картон – 10 шт., мел, ватман – 10 шт., набор пазлов – 2 шт., флажки – 2 шт., обруч – 2 шт, мяч – 2 шт., скакалка – 2 шт., кеги- 10 шт. Фольга резанная.
Игра проходит по принципу "массового старта", представляет собой стилизованную совокупность "веревочного курса" и интеллектуальных конкурсов; рассчитана на 10-12 отрядов. Каждому отряду на Стартовой Линейке ведущие (Морские Волки) вручают карту Форта Байярд, где обозначены название и местонахождение станций по отношению к лагерным ориентирам. Карты составлены таким образом, что на каждой станции встречаются по два отряда и соревнуются между собой (выполняют задание параллельно). Победившему отряду ведущий вручает Ключ определенного цвета. При равенстве результатов на станции ведущий может признать ничью и вручить Ключи обоим отрядам. Задача отряда - завоевать наибольшее количество Ключей перед Финишной Линейкой.
Станции:
РАЗРУШЕННЫЙ МОСТ. Обычные "слеги". Два отряда проходят небольшую дистанцию, используя в качестве опоры две картонки, причем идут одновременно двое (один возвращается назад и берет нового участника). Выигрывает отряд, переправивший большее количество человек за время станции.
РЕКВИЗИТ: несколько фигурных картонок, мелки для отметки длины "моста", картонные ключи своего цвета.
ВЕРЕВОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА. Конкурс на самую длинную веревку из одежды.
РЕКВИЗИТ: картонные ключи.
СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ. Интеллектуальный конкурс. На несколько секунд отрядам демонстрируется ватман с 16-ю разнообразными символами. Затем ватман закрывается и отряды по памяти составляют таблицу символов в том же порядке. При равенстве результатов ведущий проводит небольшой конкурс загадок на соответствующую тему.
РЕКВИЗИТ: ватман с символами, картонные ключи.
ПОДВАЛ ФОРТА. Конкурс пазлов. Отряды собирают разрезанные ватманы с рисунком - кто быстрее, того и Ключ.
РЕКВИЗИТ: два разрезанных ватмана с рисунком, картонные ключи.
ЗАХВАТ ФЛАГА. По возможности станция проводится в спортивном городке лагеря. Станция представляет собой спортивную эстафету с максимальным использованием турников и спортивных снарядов. В конце эстафетного пути от одного участника к другому передается флажок, который также подбирается во время эстафеты. Здесь есть варианты: либо каждый участник проходит этап с флажком, устанавливая его в определенное место (следующий участник передвигает тот же флажок в прогрессии, заданной ведущим), либо флаг надо добыть один единственный раз, пройдя всем отрядом изначально более сложную дистанцию.
РЕКВИЗИТ: два спортивных флажка, картонные ключи.
СЕРЕБРЯНЫЕ РОССЫПИ. По одному участнику от отряда спускается в заброшенный фонтан, где они собирают маленькие обрезки фольги ("серебро"). Каждому участнику дается 20-30 секунд, за которые он должен собрать максимальное количество обрезков и вынести их из фонтана; затем ведущий дает команду сменить участников. Отряд, собравший за время станции большее количество "серебра" (визуально это определяется достаточно легко), зарабатывает Ключ.
РЕКВИЗИТ: порезанная фольга, картонные ключи.
По прохождению всех указанных на карте станций, отряды собираются на Финишную Линейку, на которой ведущие игры (Морские Волки) считают ключи, собранные отрядами. Результаты каждого подсчета объявляются сразу. Обстановка нагнетается... Как показывает опыт, в победителях оказывается не меньше 2-3 отрядов (до 6 отрядов могут собрать одинаковое количество ключей, поскольку каждый отряд проходит по плану не более 5 станций). Здесь начинается самое интересное... Отряды остаются на местах - все ведущие строго следят за этим! Настает время командиров. Морские Волки на каждой сданной карте отмечают крестиком местоположение Священного Огня Форта Байярд. У каждого отряда свой Огонь. Огонь может представлять собой небольшую свечу, вставленную в фигурно обрезанную раскрашенную пластиковую бутылку. Огни расставляются Морскими Волками до игры в укромных местах лагеря с расчетом, что расстояние от места Линейки до всех Огней примерно одинаково! На каждом Огне наклеена табличка с указанием номера отряда. Ищут Огни только командиры отрядов, претендующих на победу. Командир, нашедший и принесший свой Огонь раньше всех, приносит своему отряду победу. Обязательное условие: командир должен принести именно свой Огонь; если он приносит Огонь чужого отряда, то отряд, естественно, проигрывает; более того - тем самым он может принести победу другому отряду. Отряды же поддерживают их, оставаясь на линейке. Это очень мощный психологический эффект - так недалеко до победы, и командир в одиночестве, на задворках лагеря, в абсолютно взвинченном состоянии, не зная, как обстоят дела у других командиров, слыша, как где-то весь лагерь кричит их имена, узнавая свое имя, добывает победу для отряда... Заочная дуэль гораздо напряженнее. И вот, он находит Огонь, прибегает на Линейку, и понимает, что он первый!.. Только тот Огонь, который приходит первым, зажигается и вручается отряду. Теперь этот отряд носит звание Абсолютного Чемпиона Форта Байярд...
Как показывает опыт, авторитет командира, принесшего таким образом победу своему отряду после полуторачасового напряжения игры, возрастает многократно. Стоит ли говорить, каких высот может достигнуть в дальнейшем этот отряд только за счет веры в своего командира!.. Для остальных отрядов это прекрасная психологическая встряска.
НЕВИДИМКА
Реквизиты: Шляпа – 1 шт., мяч – 1ш.
Игроки становятся в круг и передают за спиной друг у друга шапку-невидимку (любой головной убор). Вдруг кто-то решает, что его соседу пора стать невидимкой, и неожиданно надевает ему на голову головной убор со словами: «Берегись невидимки!». Стоящие в кругу разбегаются кто куда, а невидимка спешит к мячу, который лежит в центре круга. Схватив его, он кричит: «Стой, ни с места!». Все останавливаются. Теперь невидимка может запятнать кого-нибудь мячом со своего места. Если это удается, то он бросает шапку и убегает подальше от нее. Остальные в это время стоят. Теперь в игре новая невидимка. Он подбирает мяч и, надев шапку, старается осалить мячом кого-нибудь еще. И так далее. Как только кто-нибудь промахнется, все снова встают в круг, в центр кладут мяч и шапка-невидимка снова идет по кругу.
«ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА»
Реквизиты: Мел, мяч – 2 шт., скакалка – 2 шт., обруч – 2 шт.
Команда делится на две равные части. Одна часть игроков остается на линии старта, другая – выстраивается на финише. Движение начинают одновременно по участнику из команд навстречу друг другу. Один, например, при этом ведет мяч, как баскетболист, а другой прыгает через скакалку. На середине они встречаются и меняются скакалкой и мячом, после чего продолжают движение. Следующие участники проделывают то же самое. Если кто-то прибыл к середине пути раньше, он должен дождаться партнера. Поэтому необходимо в таких эстафетах определить середину пути. Заканчивается эстафета, когда все игроки поменялись местами. Побеждают те, кто сделает это быстрее. Такая эстафета может дать «второе дыхание» конкурсам, которые уже наскучили ребятам, поэтому приберегите ее на более поздний срок, не раскрывайте сразу всех ваших секретов.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛОСА
Реквизиты: Компас – 2 шт., веревка 20 м – 2 шт., веревка 30 м – 2 шт., картон – 20 шт., проволока – 20 м., веревка – 30 м., спички, бумага (газета), обруч – 2 шт., мешочек с песком, шары воздушные – 30 шт. 2748915110490 Количество игроков: от 20 и больше Инвентарь: для проведения этой игры требуется достаточно много различного инвентаря – список необходимого вам вы сможете составить только после того, как определитесь с теми этапами, которые вы для себя выберете
В игре участвуют две и больше команды с равным количеством игроков. Главная цель – собрать как можно больше записок с ключевыми словами, которые даются после удачного прохождения каждого этапа (по одной записке за этап), и составить из них ключевую строку. Участники могут не проходить какие-то этапы вообще, если чувствуют, что они потратят на это слишком много времени и уверены, что смогут отгадать ключевую строку без слова, который они должны были заработать на этом этапе; в случае такого отказа, команде начисляются 2 штрафные минуты, смотрители этапа указывают им направление, по которому нужно искать следующий этап, и они отправляются дальше без записки. Вся тропа, состоящая из этапов, проходится командами по очереди на время, но к общему времени смотрители этапов могут так же прибавлять штрафные секунды, например за нарушения правил прохождения этапа или вовсе за не пройденный этап. Но та команда, которая не сможет в конце полосы собрать ключевую строку или соберет её не правильно, автоматически сходит с дистанции, т. е. независимо от результата времени она занимает последнее место. Между командами, правильно собравшими строку, места распределяются по лучшему времени.
Нельзя начинать прохождение этапа, пока к началу этапа не подбежит последний участник команды. Так же нельзя бежать на следующий этап, пока задание этого этапа не выполнит последний участник команды. Все записки с ключевыми словами, которые получает команда на протяжение всей полосы, должны быть запечатаны. Команда имеет право распечатать их только тогда, когда пересечет линию финиша (финишем является старт, т. е. участники вернуться туда же откуда начали движение, здесь лучше поставить стол, что бы игрокам было удобнее собирать стих из распечатанных записок). Секундомер останавливается, когда команда окончательно произнесет собранную ею строку.
На каждом из этапов должны быть один, а лучше два смотрителя этапа (сотрудники), которые объяснят правила прохождения этапа и будут смотреть за нарушениями и давать командам штрафные секунды, а так же после прохождения этапа указывают направление движения, по которому участники добегут до следующего этапа.
ЭТАПЫ
1. «Компас». По компасу искать направление (направление дается, например «С-В»), затем отсчитать по этому направлению определенное кол-во шагов, например восемь (кол-во шагов, которое необходимо отсчитать так же дается участникам). В конечной точке на радиусе 1 метра где-то под землей зарыта (на глубине не больше 5 см) записка с одним из ключевых слов. Найдя записку, участники могут бежать дальше.
2. «Овраг». Между деревьями, желательно над небольшим оврагом, натягиваются две параллельные веревки. Каждому члену команды необходимо перейти по этим веревкам через овраг. Ногами передвигая по нижней веревке, а руками держась за верхнюю. За каждое падение участники получают штрафные 10 секунд. Как только последний игрок заканчивает выполнение задания, они получают записку с одним из ключевых слов и бегут дальше.
3. «Кочки». На поляне – болоте, разбросаны картонки – кочки, на которых написаны цифры. По этим кочкам, перепрыгивая с одной на другую, участникам команды нужно по очереди перейти с одного берега болота на другой.
4. «Узкий лаз». Проползти по-пластунски. Когда последний участник закончил прохождение испытания, команда получает записку с ключевым словом и отправляется на следующий этап.
5. «Костер». Цель – разжечь костер такой высоты, чтобы он смог пережечь нитку, натянутую над ним. При разжигании разрешается использовать только три спички. Первая спичка используется командой бесплатно, а за использование каждой последующей к общему времени прибавится по 10 секунд. Хворост для костра команда так же должна сама собрать на месте. Если есть возможность, то не плохо бы было протянуть нитку, натянутую над костром, через какую-нибудь ветку так, что бы при перегорании нитки записка сама падала сверху. Но на всякий случай, если, например, записка по каким-либо причинам не упадет, у смотрителя этапа в кармане должна находиться запасная записка с этим же словом. Обязательно затушив костер подручными средствами, команда вместе с заработанной запиской отправляется на следующий этап.
6. «Стрелки». Цель – попасть в обруч мешочком, наполненным песком, который привязан к веревке. Участники по очереди кидают мешочек и если не попадают, то подтягивают его за веревку обратно и передают следующему участнику и т. д., пока кто-нибудь не попадет в обруч. Как только мешочек оказывается в обруче, участник, закинувший его, подтягивает его обратно и команда получает записку с ключевым словом. Если команда, не закинув мешочек в обруч, решает уйти на следующий этап, то записку она не получает.
7. «Скалолаз». К дереву привязать крепкую веревку или канат. Цель – залезть по ней на дерево и взять записку, которая там прицеплена. Задание выполняет любой, кого выберет команда.
8. «Орлиный глаз». На веревке, натянутой между деревьями, висит 30 шариков, в одном из них находится записка. Цель – угадать, что это за шарик и попасть в него дротиком. Стрельнуть можно бесплатно 10 раз, а за каждый последующий к общему времени прибавляется по 5 секунд.
9. «Паутина». Между несколькими деревьями на радиусе 5 метров натянуть в хаотичном порядке моток пряжи. Все это с виду должно быть похоже на огромную паутину (высотой не выше человеческого роста). Задача участников по очереди пролезть сквозь эту паутину, не касаясь веревок, каждое касание равно 5 штрафным секундам. Как только последний участник выйдет из паутины, команда получает записку и отправляется финишу.
10. «Бабочка». Проходит вся команда.
Распаковывать записки они могут только переступив черту финиша.
Этапы вы можете придумывать сами, используя все подручные средства и особенности природы, и расставлять их в любом порядке. Помните, что количество этапов должно равняться количеству слов в задуманной вами строке. После прохождения командой этапа смотрители тут же готовят этап к приходу следующей команды – прячут записи, если нужно, вешают новые шарики и т. д., а после игры смотрители отдают спортинструктору свои бумажки, в которых они писали количество штрафных секунд для каждой команды, чтобы он мог посчитать общее время каждой команды.
СТАНЦИОНКА «ТРОПА ВЫЖИВАНИЯ»
18415513715 Реквизиты: 2 жерди – 1,5 м., буквы, на картоне (для составления фразы), красная карточка – 20 шт., шишки – 20 шт., карточки со знаками топографии, карточки «Сигналы бедствия», веревка (маятник) - 15 м, 2 веревки – 30 м., обруч., 2 веревки (мышеловка) – 30 м., ведомость.Предварительно в начале дня проводится инструктаж всех команд, где особое внимание уделяется вопросам безопасности при проведении мероприятия и на присутствие разумной доли риска при всех выполняемых задачах. Проводятся медосмотр участников и индивидуальное собеседование.
Каждая команда перед выходом на трассу получает маршрутный лист, карту местности и план прохождения “Тропы выживания”, проходит контрольную проверку снаряжения и готовности участников, получает последние инструкции организаторов соревнований.
1841595250Далее команды выходят на трассу. Всего необходимо преодолеть 9 этапов. Каждый этап имеет “цену” в баллах. Время на прохождение каждого этапа ограничено! Если команда не укладывается в срок, то инструктор снимает прохождение КП и переходит к следующему этапу.
ЭТАП № 1. “ДЕРЕВО ДОКТОРА АЙБОЛИТА” (Контрольное время прохождения - 30 минут).
“МЕДИЦИНА” - 10 баллов.
Оказание первой медицинской помощи с использованием подручных средств и методов нетрадиционной медицины (здесь понадобятся знания лекарственных и полезных свойств растений данного региона);
“ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО” - 10 баллов.
Участники сами должны приготовить носилки из подручного материала. На них укладывается пострадавший, которому ставится капельница. Один из участников несет капельницу, остальные самого “раненого”. Общее расстояние 250 – 300 м.
“ВЕРТОЛЕТ” - 10 баллов.
Из подручных средств выложить знак о помощи для вертолёта.
ЭТАП № 2 “РУЧЕЙ ЛИДЕРОВ” (Контрольное время прохождения – 20 минут)
“БОЛОТО” - 10 баллов.
По предоставленным инструктором 4 жердям, длиной в 1,5 м каждая, команда в полном составе должна перебраться по кочкам на противоположный берег болота. Техника прохождения объясняется инструктором. Штраф за касание воды в секторе кочек, участники могут передвигаться только по кочкам и жердям. Штраф – возврат команды на исходный рубеж.ЭТАП № 3 “ПОЛЯНА НАТУРАЛИСТОВ (Контрольное время прохождения – 20 минут)
“СЪЕДОБНЫЕ РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС” - 5 баллов.
Из предложенных представителей флоры и фауны данного региона (рисунки или фото) выбрать съедобные и опасные для жизни и здоровья человека. Перечислить некоторые полезные качества каждого.
“ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ” -5 баллов.
На контрольной площадке прямоугольной формы (10х10м) найти и назвать все знакомые растения и перечислить их возможное применение в пищу.
ЭТАП № 4 “ПОЛЕ ЧУДЕС” (Контрольное время прохождения – 20 минут)
Максимальное количество баллов – 10.
“ПРАКТИКУМ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ”. – 10 баллов.
Из данных букв команде необходимо составить зашифрованное предложение.
ЭТАП № 5 “ОПУШКА ЗООЛОГА”(Контрольное время прохождения – 20 минут)
“МЕТКИЙ СТРЕЛОК” - 10 баллов.
Участникам предоставляется возможность сделать по 5 выстрелов. Команда младшей возрастной группы может сбивать предметы шишками или камнями с расстояния 10 -15 м. Если из 5 выстрелов все будут удачными – участник приносит команде штраф – красная карточка. Чтобы определить местоположение следующего этапа необходимо сбить банку на высоте 3 – 5 м, к которой содержится записка.
ЭТАП № 6 “РОДНИК СЮРПРИЗОВ”(Контрольное время прохождения – 10 минут)
ЭТАП № 7 “ПИК ТОПОГРАФОВ”
(Контрольное время прохождения – 20 минут)
1.“ ЧТЕНИЕ КАРТЫ” - 10 баллов.
Участники по легенде должны объяснить значение основных топографических знаков.
3.“СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ” - 10 баллов.
Один участник команды получает 10 карточек с сигналами из международной кодовой таблицы сигналов. Он должен с расстояния 40 - 50 м передать команде эти сигналы.
ЭТАП № 8 “ЧАЩОБА НЕВИДАННЫХ ТРУДНОСТЕЙ”(Контрольное время прохождения – 20 минут)
1.“МАЯТНИК” - преодоление точечного возгорания с помощью маятника. Диаметр горящего на земле круга 100 см.
3.“ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО” - преодоление огненного кольца. Диаметр кольца 2м.
4.“ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЕРЕВКИ” - на высоте 1,5 м от земли друг над другом натянуты две веревки, по которым проходят по одному все участники. Расстояние между веревками 1,5 м. Длина веревок от 15 до 20 метров. Обязательны перчатки или рукавицы.
3.“ТОЧКА ФИНИША” - инструктор передает команду ведущему и команда возвращается к месту лагеря. Маршрутный лист команды и карта остаются на финише.
Общее контрольное время 3 часа.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.
Подведение итогов проводится путем сравнения протоколов прохождения трассы. Суммируются баллы за пройденные в рамках контрольного времени этапы. Подсчитывается сумма баллов, по которой устанавливается победитель. Важна оценка инструкторами команд, их подготовленности и командного духа! При награждении команд каждая из команд должна быть отмечена за участие в программе!
Номинации награждения в “Тропе выживания”:
•“Лучшие Робинзоны”;
•“Самая выносливая команда”;
•“Самая сплоченная команда”;
•“Самая сообразительная команда”;
•“Самая настойчивая команда” и др.
:
ИГРА «ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА»
387921512065 Реквизиты: Ватманы – 10 шт., гофрированная бумага, клей ПВА - 5 шт., цветная бумага – 10 шт., ножницы – 6 шт., гуашь – 2 шт., кисть – 4 шт. На организационной линейке каждый отряд получает свой маршрутный лист, где обозначены этапы и куда заносятся баллы. По сигналу все отряды расходятся на этапы, на каждом из которых их ждет задание (выполнение заданий оценивается по пятибалльной системе).
Этап 1. «Золотая кисть».
Ребята должны нарисовать общий рисунок на заданную тему. Принять участие в рисовании должен каждый, т.е. один ребенок выполняет одну деталь рисунка.
Этап 2. «Музыкальная шкатулка».
На этом этапе можно провести «Кольцовку песни». Отряд делится на две команды, и между ними проходит конкурс песен. Одна команда начинает петь (можно один куплет), дает отсчет другой команде: 1,2,3, другая команда начинает петь (можно другую песню) и т.д. Можно предложить темы песен о лете, цветах, животных, дружбе и т.д. А можно предложить песню, которую они должны спеть как ансамбль русской народной песни, в стиле рэп, как дети из детского сада, как цыганский хор и т.д.
Этап 3. «Имиджмейкер».
Детям предлагается создать чей-либо образ, например индейца, инопланетянина, известного актера и т.д. Для этого на данном этапе должны быть приготовлены необходимые реквизиты (грим, одежда и т.п.)
Этап 4. «Я – актер».
Участникам на этом этапе предлагается сыграть в театре-экспромте. Заранее подбирается текст, раздаются роли – это имена существительные из текста. Ведущий читает текст знакомой детям песни под музыку, а актеры выполняют действия.
Этап 5. «Игротека».
Повторяй-ка
Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбирают первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например, хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т.д.
Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движения первого участника и добавляет свое.
Третий игрок добавляет два предыдущих и добавляет сове, и так по очереди делают остальные участники [3].
СТАНЦИОНКА «ЗНАЮ ВСЁ!»
Реквизиты: Ватманы – 5 шт., маркеры – 10 шт.
Переводчики.
Найти аналогию в русском языке.
1. Немецкая пословица “Кто надеется на ужин соседа, тот останется голодным”(“На чужой каравай рот не разевай”)
2. Пословица народов Африки “Сын леопарда – тоже леопард” (“Яблоко от яблони недалеко падает”).
3. Финская пословица “Тот не заблудится, кто спрашивает” (“Язык до Киева доведёт”).
4. Тибетская пословица “Куда лопата ведёт, туда вода течёт” (“Куда иголка, туда и ниточка”).
5. Английская пословица “После обеда приходится платить” (“Любишь кататься люби и саночки возить”).
6. Французская пословица “Ошпаренный петух от дождя убегает” (“Обжёгшись на молоке, и на воду будешь дуть”).
2. Крестики-нолики. На станции мастер игры предлагает сыграть командам 3 раунда игры крестики-нолики. Но фишка заключается в том, что поставить свой Х команда имеет право только в случае правильного ответа на вопрос, если команда отвечает неправильно, то тогда игры ставит 0. После 3-х раундов игры подсчитывается общее количество побед/поражений команды и делаются выводы. Таким образом для полной и быстрой победы команде необходимо ответить правильно всего на 9 вопросов! Эта станция проверяет не только знания по школьной и университетской программе, но и развивает логическое мышление участников.
Вопросы:
Исходящая жалоба, которой Москва не верит (слёзы).
Древнее государство, знаменитое своим суровым воспитанием (Спарта).
Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на швейной машинке.)
Млекопитающее семейства Сидоровых (коза).
Простейшая туфелька (инфузория).
Спортсмен, поднимающий одной рукой слона (шахматист).
Дамская треуголка (косынка).
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковые названия? (Броненосец.)
Какая рыба всегда лежит на левом боку? (камбала).
Самое тёплое морское течение (Гольфстрим).
АКЦИЯ «Мусору – бой!»
Реквизиты: Перчатки – 30 шт., мешки для мусора – 10 шт., аншлаги (рисуют сами), саженцы ели, колышки – 5 шт.Выезд на субботник.
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС «Мой талисман»
Реквизиты: Ватманы – 10 шт., гофрированная бумага, клей ПВА - 5 шт., цветная бумага – 10 шт., ножницы – 6 шт., гуашь – 2 шт., кисть – 4 шт. Придумать и представить зрителям свой талисман. Рассказать, что олицетворяет и почему был выбран именно такой талисман.
Талисманом может быть любой существующий или вымышленный предмет, одушевленный или неодушевленный который приносит удачу. Талисманом может быть персонаж, животное или сказочное существо, символизирующее команду, вызывающее положительные эмоции, являющееся интересным и оригинальным.
Талисманом может быть представлен в любом из жанров: рисунок, художественное творчество (из бумаги, картона, ткани, природного материала и т.д.).
Приложение 3
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!» (к празднику «Будь Человеком, человек!»)
Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»
Все:
Весь мир у нас в руках, им управляют люди.
Узнать хотим сейчас, что завтра с миром будет.
Мы к вам приехали сейчас. Привет, бонжур, хэллоу.
Всё, что расскажем вам сейчас, Волнует нас давно.
Ну-ка, все вместе, уши развесьте.
Нужно обязательно слушать нас внимательно.
Ученик. Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Звучит песня «ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ» Музыка : В.Добрынина
Мир не прост
совсем не прост
Нельзя в нём скрыться
от бурь и от гроз
Нельзя в нём скрыться
от зимних вьюг
И от разлук
от горьких разлук
Но кроме бед
непрошеных бед
Есть в мире звёзды
и солнечный свет
Есть шум листвы
и тепло огня
есть у людей
планета Земля.
Шум прибоя,
Запах цветов,
Пенье птиц,
Дыханье лугов,
Солнца луч,
Сиянье зари
Это всё
это всё ты
ты сохрани.
На Земле, на Земле ты сохрани.
Ученик Что случилось? Что забылось? Что сломалось? Все яснее понимаю: быть беде! На земле уже природы не осталось, И живем мы в окружающей среде.
Ученик. Все сильнее ощущаю боль утраты, Худо с флорою и с фауной разлад.
1ученик А в салатах, говорят, одни нитраты, И нитриты в каждой рыбине сидят.
Ученик. Все тревожней на планете год от году! И понятно даже-даже комару: Или будем мы беречь свою природу, Или вылетим в озонную дыру!
Ученик. Люди, люди, что ж вы сделали с планетой? Сами бросились с нахоженных путей. Ведь другой такой нигде на свете нет,
Да и нет у природы запчастей!
Ученик. Я не хочу такого мира.
Где все так серо, все уныло…
Ученик. Опомнись, вздрогни человек:Не долог на земле твой век.Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?Убитой птицей на заре?Лесами черными в огне?И свалкой мусора огромной?Иль атмосферою зловонной?Иль речкой с мертвою плотвой?Полями с выжженной травой?
Припев песни: Сохрани Земля
Сохрани, Земля, сон своих детей,
Прорасти зерном, черный дым развей,
Сохрани, Земля, колыбель любви
Сквозь туман веков в новый день зари.
Ученик. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.Нас много, а она одна.
1-й турист:
Сегодня мы пришли гулять,Благо лес – рукой подать!Закупили все подряд:Пищу, спички, лимонад!
2-й турист:
Свежий воздух возбудитНаш здоровый аппетит.А пакеты, банки, склянки…Лес большой, он все вместит!Лес ведь он - ничей!
Хором: Ничей!
3-й турист:
Расположимся скорей! Тут уж нам не помешают:Жги и лей, руби и бей!
4-й турист:
Урны нет! Неси в кусты!Мы с природою на «ты»!
1-й турист:
Банки в землю закопаем,Мусор птицам разбросаем!В речку скинем все бутылки –В море пусть плывут посылки!
2-й турист:
Мы цари! Молчи, Природа!Все здесь наше – лес и воды!
Ученик. Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнувшие смертью небеса.
Ученик. Моя планета – человечий дом,Но как ей жить под дымным колпакомГде сточная канава океан?Где вся природа поймана в капкан,Где места нет, не аисту, ни льву,Где стонут травы: “Больше не могу”.
Экологический отряд нашей школы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто хочет чтобы она была чистой и зеленой.
Заявляем наше «нет!» любым битвам с природой, всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.
Мы заявляем «да!» миру и спокойствию, любви и уважению к природе, осторожности и мудрости, экологической культуре.
Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы.
Ученик. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
“ Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!”
Припев песни Родная Земля
Pодная, pодная, pодная земля,
Холмы и pавнины, леса и поля.
Ты добpой судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сеpдце одна.
Pодная, pодная, pодная земля,
Холмы и pавнины, леса и поля.
Ты добpой судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сеpдце одна.