Заключение по результатам проведённого психодиагностического исследования уровня адаптированности учащихся 1-х классов к обучению в школе

Заключение по результатам проведённого психодиагностического исследования уровня адаптированности к школьному обучению учащихся 1х классов

Цель исследования:
выявление уровня адаптированности к школьному обучению учащихся 1-х классов.
Основные задачи:
Определение актуального уровня развития детей, влияющего на адаптацию и успешную учебную деятельность.
Составление социально-психологического портрета класса.
Психологическое просвещение и помощь педагогам и родителям в вопросах организации учебно-воспитательного процесса, режима дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей первоклассников.
Проведение коррекционно-развивающих мероприятий по преодолению школьных трудностей (повышение адаптивных возможностей учащихся, формирование внутренней положительной мотивации учения, коррекция интеллектуальной и познавательной деятельности).
Испытуемые:
Учащиеся 1-х классов.
Объект исследования.
Уровень адаптированности к школьному обучению
Предмет исследования:
Познавательные учебные действия:
общая осведомленность ребенка, его словарного запаса;
понимание количественных и качественных соотношений;
логическое мышление;
математические способности;
Регулятивные учебные действия:
умение слушать и четко выполнять указания взрослого;
самостоятельность ребенка в учебной работе;
работоспособность;
Коммуникативные учебные действия:
навыки коммуникативных действий;
Мотивация:
Уровень школьной мотивации;
Адаптация:
Уровень адаптации;
Использованные методы:
Наблюдение;
Беседы с учащимися, педагогами, родителями;
Методики:
Название шкалы
Методика, автор
Исследуемая функция
Факторы, влияющие на результат

1. Познавательные учебные действия
МЭДИС

Общая осведомлённость
Понимание количественных и качественных соотношений.
Логическое мышление
Математические способности
Актуальное эмоциональное состояние ребёнка; самочувствие

2. Регулятивные учебные действия
Графический диктант

Умение работать по инструкции, самостоятельность
Продуктивность, работоспособность
Актуальное эмоциональное состояние ребёнка; самочувствие

3. Коммуникативные учебные действия
«Рукавички»

Умение договариваться
Взаимный контроль
Взаимопомощь
Эмоциональное отношение
Актуальное эмоциональное состояние ребёнка; самочувствие, эмоциональное отношение к партнёру

4. Мотивация
Проективная методика «Что мне нравится в школе?»
Уровень школьной мотивации;
Эмоциональное отношение к школе

Актуальное эмоциональное состояние ребёнка; самочувствие

5. Адаптация
Методика «Шкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе»; (вариант экспертной оценки)
Настроение, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, реакция агрессии, страх, игровая деятельность, двигательная активность в перемену и, общее самочувствие
Субъективизм в оценке ребёнка учителем

Диагносты:
Педагоги - психологи:
Сроки проведения

Результаты исследования (количественная интерпретация данных)

Выводы:
Протекание адаптационного периода большинства первоклассников можно назвать успешным, но незавершенным.
По своим нейродинамическим особенностям большинство учащихся 1-х классов демонстрируют хороший уровень работоспособности. Определились группы детей, которые требуют дополнительного контроля по качеству и темпу работы (самопроверка, взаимопроверка, развитие наблюдательности).
Интеллектуальный потенциал большинства первоклассников (65%) в пределах нормы. Проблемные зоны – пространственное мышление (57% низкий уровень), у 33% обучающихся первичные математические способности не сформированы.
Необходима целенаправленная работа по развитию у учащихся пространственных представлений, произвольности. Предлагается курс занятий по развитию данной мыслительной операции.
Осуществление работы по формированию познавательной мотивации учения у отдельных учащихся (10%), как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Рекомендации по результатам проведённого исследования.
Ознакомить с данными психодиагностического исследования учащихся, классных руководителей и родителей, особенно тех ребят, которые испытывают трудности в адаптации и ребят, показавших низкий уровень школьной мотивации. Дать рекомендации.
Классным руководителям, совместно с психологом провести индивидуальную работу и уделять особое внимание учащимся, показавшим неблагоприятное течение адаптации, с целью оказания помощи в процессе адаптации.
Классным руководителям, совместно с психологом провести индивидуальную работу с учащимися, показавшими низкий уровень школьной мотивации, способствовать её формированию.
Организовать подгрупповую коррекционно-развивающую работу с ребятами, показавшими низкие результаты по уровню общего интеллектуального развития.



Педагоги-психологи:

Заголовок 115