Конспект урока Заглавная буква в именах,отчествах, фамилиях.





Тема урока: Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о роли большой буквы в именах, отчествах, фамилиях.
Методические задачи урока:


Познакомить школьников с написанием большой буквы в именах, отчествах, фамилиях;
Развитие устной связной речи, мыслительных операций, коммуникативные умения орфографическую зоркость;
Воспитывать гуманное отношение к близким людям, толерантность в отношениях между участниками учебного процесса, а так же внимательное отношение к русскому языку.


УУД:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество, построение речевых высказываний, лидерство и соглашение действий партнеров.
Личностные: самоопределение, самообразование, нравственное этическое оценивание.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планирование своих действий, адекватно воспринимать оценку учителя, внесение коррективов в действия с ошибками.
Познавательные: формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, выполнение логических УУД (анализ, классификация, сравнение и т.д.), моделирование, определение основной и второстепенной информации


Ход урока:

Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся

1.Организационный момент



Наблюдение

Анализ материала





Списывание























пальчиковаягимнастика














































Минутка чистописания

































Физминутка







-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Начинаем урок русского языка.
-Ребята, на доске даны слова. Прочитайте их про себя.
-Прочитаем их вместе со мной.
-Подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить эти слова.
(Береза. Наташа. Посуда. Завод. Борисов. Платок. Павлович. Сергей.)
-Кто как предлагает разделить?
-По какому признаку ты делил?



- Запишите слова в два столбика.
Записывая, не забудьте о написании этих слов.

-Прочитайте свои слова. С какой буквы записали слова в первый столбик, а во второй? Проверьте.
(обратная сторона доски: береза,
Посуда, завод, платок. Наташа, Борисов, Павлович, Сергей)
-Ребята что необычного вы заметили в написании имен и отчеств?
-Как вы думаете, о чем мы будем с вами вести речь?
- А что вы уже знаете о написании большой букве.

- Спасибо ребята. Давайте вспомним, какую роль играет большая буква в написании имен, отчеств, фамилий.
-Большая буква помогает звучать словам гордо и громко.

-Молодцы! А теперь обратите свое внимание на доску. Что вы видите?
(На доске три картинки: арбуз, Алиса и аист, все они подписаны).
- Запишите эти слова в тетрадях.
- Хорошо! А чтобы нам лучше выполнять задания в тетрадях, что нужно сделать?
- Тогда давайте вместе хором прочитаем слова, которые записаны на доске и выполним движения пальчиками, которые я буду вам показывать. Обратите внимание на ударение:
-Мама, папа!
-Что,что,что?
-Гости едут!
-Хорошо!
-Здрасьте,здрасьте! Чмок,чмок,чмок!
-Проходите на чаек!
Давайте еще раз без меня повторим движения пальчиков и строки стихотворения.
- Какое слово лишнее? Почему вы так решили?

- Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке и на какой вопрос на уроке мы сегодня с вами будем отвечать?




- С какой буквы начинается каждое слово? Назовите эту букву. Что вы о ней уже знаете?
-А что вы можете сказать о звуке «А» в слове Алиса?
-А в слове аист и арбуз?
-Давайте сделаем звука-буквенный анализ. Делаем сначала самостоятельно в парах, потом проверяем.
-Молодцы! А теперь давайте пропишем у себя в тетрадях соединение «Аа».
-Подумайте и скажите, какую букву мы будем сегодня писать?
-Сегодня мы будем писать букву А.
-Молодцы! А теперь давайте пропишем у себя в тетрадях соединение «Аа».
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили
-Учащиеся настраиваются на работу.





-одни – неживые предметы, а другие – живые;
-одни – словарные слова, другие – все остальные;
-одни – с маленькой буквы, другие с большой.








-Они пишутся с большой буквы.

- О написании большой буквы в именах и отчествах

- Имена, фамилии, клички, города все с заглавной буквы пишется всегда.


-Большая буква помогает звучать словам гордо и громко.

- арбуз, Алиса и аист.


- т.к. слово из трех слогов, это имя, записано с большой буквы и т.д.
- Чтобы лучше нам писать, нужно сделать пальчиковую гимнастику















- Слово – Алиса т.к. слово из трех слогов, это имя, записано с большой буквы и т.д.
-На нашем уроке мы будем говорить о большой букве в именах, отчествах и фамилиях и ответим на вопрос почему большая буква начинает не только предложения?
-С буквы «Аа»
-Она гласная.
-Она ударная и заглавная.
-Прописная
-











2. Подготовка к введению новой темы.

Письмо с пропусками букв



























Словарная работа.

-Молодцы ребята?
- Ребята, посмотрите на доску. Чем необычно написание словосочетаний
(иректор ариса вановна, читель атьяна икторовна,
иблиотекарь алина вановна.)
- Подумайте, где нужно поставить большую букву, а где – нет.
- Давайте запишем в тетради эти слова, вставляя пропущенные буквы по цепочке с комментированием.


-Какое различие вы видите в этих словах?


-Какую особенность можно увидеть при написании имен и фамилий?


-Молодцы вы хорошо справляетесь с заданиями.
-Отгадайте загадку: «В белом сарафане встала на поляне»
-Запишите слово в тетрадь, пропустив трудное место.
- Прежде чем вставите в «окошко» нужную букву послушайте, что пишут о берёзе: «берёза – это дерево считается символом России, но оно знакомо и большинству родственных народов означает – белизна. Слово – береста тоже связано с этим корнем».
-Какую же букву надо писать в первом слоге?
-правильность выбора буквы давайте проверим по словарю.
-Кто напомнит правила работы со словарем?
-Теперь под диктовку(орфографическую) записываем слово в тетрадь. Параллельно учитель пишет на доске, после дети сверяются с записью.

- При написании каждого слова пропущена первая буква.






-директор Лариса Ивановна, учитель Татьяна Викторовна, библиотекарь Алина Ивановна.
-Название профессии написаны с маленькой буквы, а имена и фамилии с большой.
- Эти слова оба пишутся с большой буквы.






-Березка















-Сообщают правило работы со словарем

3.Введение правила , работа с учебником






















































Физминутка:

-Ребята я предлагаю вам выполнить следующее задание с товарищем в паре.
-Выберите предложения по одной теме и составьте из них рассказ.
(1.С утра Аня ушла в школу.
2.Над городом пролетел самолет.
3.Целый день льет дождь.
4.Дома Аню ждет братик Коля.
5.Ласково светит солнышко.
6.Аня любит играть с ним в школу.)
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-О чем говорится в вашем рассказе?
-Кто ждет Аню дома?
-Аню ждет братик Коля.
-В какую игру любят играть дети?
-Назовите слова, которые записаны с большой буквы.

Откройте учебник на стр. 28 прочитайте правило.
-О чем правило?
-Что вы узнали о написании большой буквы?

-Приведите примеры из рамок на странице учебника?

-Что же такое орфограмма?

-Какой вывод мы можем сделать?





Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так
·
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать.
Ладони повернуть вниз.
Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)






















-В рассказе говорится о девочке Ане, которая ходит в школу
-Аня и Коля любят играть в школу.
-С большой буквы пишутся слова начинающие предложения и имена.




- О большой букве в именах отчествах и фамилиях людей.

Сергей Николаевич, Василий Иванович, Варвара Петровна.

- Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы
-Написание слов по определенным правилам.
- Больше буква в именах отчествах и фамилиях людей – орфограмма.

4.Закрепление

-Давайте теперь полученные знания о новой орфографии закрепим на упражнении №42 стр.29 учебник.
-Что нужно сделать в первом задании?
-Читаем по цепочке.
-Итак, следующее задание мы изменим, проведем маленький диктанта, вам буду диктовать, а вы когда будит писать подчеркнете орфограммы.
-Проверим. Кто хочет назвать выделенные орфограммы? Остальные проверяют.
-Кто научил тебя читать?
-Итак, вы отлично справились с заданием.
-Теперь посмотрите на слова, записанные на слайде.
Дмитрий – Дмитриев,
Максим – Максимов,
Василий – Васильев.
-Что вы заметили? Что общего в этих словах? Какой вывод можно сделать?
-С какой буквы пишутся имена, отчества, фамилии?
Подумайте и напишите фамилии от предложенных имен:
Михаил –
Степан –
Борис –
-Какое правило необходимо помнить при выполнении этого задания?





-Прочитать.



-Пишут и выделяют орфограммы.




-Ольга Владимировна, день, сказки, Дениска, читать .
-Дети сообщают информацию.











-Фамилии могут образовываться от имен.
-С большой




Михаил –Михайлов
Степан –степанов
Борис –Борисова
- Больше буква в именах отчествах и фамилиях людей – пишется с большой буквы.

Итог урока:

-Давайте вернемся к главным вопросам урока.
-Почему большая буква начинает не только предложения?
-Можно ли назвать большую букву – орфограммой?
Ребята, поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
-Зачем нам нужен был этот урок?
-За что ты можешь похвалить ребят своего класса?
-Что нам нужно учесть на будущее?
-Пригодятся ли Вам знания, полученные на уроке в жизни?





15