Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства
Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства.
1 класс
Учитель: Букатова Н. А.
Учитель: Егорова О. А.
Тема: «Образ лисы в русских и хакасских народных сказках».
Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Русская народная сказка»; познакомить с хакасской народной сказкой «Лиса и колонки»; учить видеть красоту народного языка; воспитывать любовь и уважение к народному творчеству; развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); развивать речь, пополнять словарный запас детей; сравнить образ лисы в русских и хакасских народных сказках; вызвать положительные эмоции; развивать фантазию и воображение; познакомить с хакасским национальным костюмом; закрепить знания о хакасском орнаменте; развитие умения работать в группах.
Оборудование: Выставка книг; выставка рисунков учащихся; карточки с пословицами и поговорками; иллюстрации художников; русские и хакасские орнаменты.
Ход урока:
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Организационный момент.
Повторение.
Звучит музыка.
Учитель: О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются
Дети: Авторские.
У. А сказки, которые сочинил народ, называются
Д. Народными.
У. Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной
У. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, а от тебя заяц и подавно уйду.
Д. «Колобок». Русская народная сказка.
У. А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
Д. К. Чуковский «Тараканище».
У. Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы,
За широкие реки.
Д. «Петушок – золотой гребешок». Русская народная сказка
У. Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
В них скорлупки золотые
Д. «Сказка о царе Салтане». А. С. Пушкин.
У. Молодцы! А скажите, много сказок на свете?
Д. Много.
У. Правильно. Попробуйте сосчитать все звёзды на небе, деревья в лесу, капли в море Вот сколько сказок на свете. Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия.
У. Что общего можно найти в названиях этих сказок?
Д. Во всех названиях есть животные.
У. А кто из животных чаще встречается?
Д. Лиса.
У. Как её называют в сказках?
Д. Лизавета, Патрикеевна, Плутовка.
У. Какие слова соответствуют характеру лисы?
Д. Добрая, жадная, коварная, хитрая.
Входит лиса в русском костюме.
Лиса. Кто это тут обо мне толкует?
У. Мы с ребятами решаем, почему ты, лисонька, попала во многие русские народные сказки. И почему тебя назвали лисой?
Лиса. Я хороша собой, «лисый» - это желтоватый, «залисеть» - значит пожелтеть. Но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите себе это на носу!
У. Ну, лиса, я почти ничего не поняла. Что это ты тут наговорила? Может, ребята мне объяснят?
Д. -Зарубить на носу – означает запомнить крепко-накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти дощечки назывались носами.
-Дело в шляпе – означает, что всё хорошо, всё в порядке. Когда почты не было, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Важные бумаги, или, как их называли, «дела», зашивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.
- Держать нос по ветру – следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует (это морское выражение, имеется в виду нос корабля).
- Обвести вокруг пальца – ловко, хитро обмануть.
У. Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто тебя научил так красиво излагать свои мысли?
Лиса. У нас в сказках все так разговаривают. В русских народных сказках свой язык!
У. Язык? Вот у меня во рту есть язык, у колокола есть язык, у ботинка есть язык. Какой же из этих языков в ваших сказках?
Лиса. Это всё разные значения одного слова «язык». В сказках свой язык – народный. И у каждого народа он неповторим. А ещё я знаю язык жестов.
Лиса. Давайте, ребята, немножко поиграем.
Физкультминутка.
Лиса. А вот я хочу проверить, хорошо ли дети знают русские народные сказки? Я принесла вам трудное задание! Соберите картинку и скажите, к какой сказке эта иллюстрация?
Работа в группах.
Дети собирают разрезные картинки.
Появляется лиса в хакасском костюме.
Работа над новым материалом.
Лиса. А вот и сестричка моя пожаловала.
У. Да, ребята, эта лисичка тоже из сказки. Но из сказки другого народа. Из какой народной сказки пришла к нам гостья?
Д. Из хакасской народной сказки.
У. А как вы догадались?
Д. Она в хакасском костюме.
Лиса. Молодцы, ребята. Правильно догадались. И ведь я к вам не просто так пришла. Я пришла с подарком. А в подарок я вам принесла хакасские народные сказки.
У. Спасибо тебе лисонька. Ребята с удовольствием познакомятся со сказками хакасского народа. Ведь из сказок можно узнать о культуре и истории народа. И как говорит пословица – В соседях жить – в беседах быть. А на территории республики Хакасия русский народ живёт в дружном соседстве с хакасским народом.
У. Присаживайтесь сестрички, послушайте сказочку вместе с ребятишками.
Словарная работа.
Колонки. Колонок – это пушной зверёк длиной около 40см. Живёт в тайге и в лесостепи. Из волос хвоста делают кисти.
Чтение сказки «Лисица и колонки».
У. Скажите, ребята, похожа лиса из хакасской сказки на нашу русскую лисоньку?
Д. Похожа.
У. Чем похожа?
Д. Она тоже хитрая и жадная.
У. Какую хитрость она придумала?
Д. Грозилась забрать всех детёнышей и уносила по одному.
У. Почему план лисы не удался?
Д. Потому что журавли оказались умнее.
У. Какую ещё хитрость придумала лиса?
Д. Заманила журавлей в пещеру.
У. А в этот раз удалось лисе её коварство?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Журавли снова оказались умнее.
Лиса. Да, я попалась на свою же удочку. Меня перехитрили.
У. Про какую это удочку ты говоришь, лиса?
Д. Попалась на свою, говорю, удочку, то есть хитрость. Пословица такая есть.
У. А у ребят перед глазами есть пословицы и поговорки.
- Прочитайте, ребята, эти пословицы про себя. Тот, у кого пословица подходит к сказке, пусть встанет и прочитает её вслух.
Пословицы.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другим не делай.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
Тот герой –кто за Родину горой.
У. Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица?
Д. Если хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то не желай никому зла.
У. Молодцы.
Лиса. И правда, молодцы, ребята. Очень хорошо поняли сказку. Давайте теперь поиграем.
Физкультминутка.
2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Повторение
У. Скажите, ребята, а почему наши гостьи наряжены в платье и в сарафан?
Д. Потому что в сказках на примере животных рассказывается о жизни людей. Говорится о их хороших и плохих качествах. И сказки учат людей как нужно и как не нужно поступать.
У. А какую мы знаем пословицу об этом?
Д. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
У. Поэтому на иллюстрациях в книжках художник изображает животных в костюмах. В русских сказках – в русских национальных костюмах, а в хакасских сказках – в хакасских национальных костюмах.
У. Рассмотрите эти костюмы. Какие они?
Д. Яркие, красивые, непохожие.
У. Сравните, что в них общего?
Д. Они украшены узором.
У. Как называются такие узоры?
Д. Орнамент.
У. Что такое орнамент?
Д. Узор, состоящий из повторяющихся, чередующихся элементов.
У. Рассмотрите хакасский национальный костюм. Это платье. Оно называется – когенек. На голове – платок, завязан на хакасский манер.
У. Что украшено на платье?
Д. Воротник, манжеты и наплечье.
У. Наплечье называется – инмен.
У. Какими узорами они украшены?
Д. Цветы, стебельки, листики, завиточки.
У. Почему на одежде вышивали листья, цветы, трилистники?
Д. Изображали природу, которая их окружала.
У. Как называется такой орнамент?
Д. Растительный.
У. Почему встречается такой элемент, как рожки?
Д. Основное занятие животноводство, охота.
У. В орнаменте так же встречаются линии, штрихи, зигзаги, треугольники, ромбы – геометрический орнамент. Но какой встречается чаще?
Д. Растительный.
Работа в группах.
У. Рассмотрите орнаменты, которые лежат у вас на столе, выберите из них хакасские национальные.
Самостоятельная работа.
Лисички раздают детям рисунки лисы.
У. В какой национальный костюм одета лисичка?
Д. В хакасский.
У. Чего не хватает на рисунке?
Д. Не раскрашена лисичка. Не украшено платье.
У. Что не украшено на платье?
Д. Воротник, наплечье, манжеты.
У. Сейчас вы раскрасите лисичку и украсите её платье хакасским национальным орнаментом. Образцы орнамента вы видите на доске и на ваших столах.
Итог урока.
У. Какое у вас было задание?
Д. Раскрасить лисичку и украсить её платье.
У. Как на хакасском языке называется платье?
Д. Когенек.
У. Чем вы украшали платье лисички?
Д. Хакасским народным орнаментом.
Лиса. Нам очень понравились ваши работы, и мы дарим вам ещё одну хакасскую народную сказку «Лисица и перепёлка». А иллюстрацию к этой сказке вы нарисовали сами.
Выставка работ.
У. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось?
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другим не делай.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
Тот герой – кто за Родину горой.
Заголовок 115