Беседа с элементами труда «Растение живое существо »


Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Тема: Беседа с элементами труда «Растение живое существо »
Задачи:
1.Сформировать у детей представление о том, что растение – это живое существо, так как оно растет, дышит, питается, размножается, двигается; сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитаний: (кактус, кувшинка), к сезону (сбрасывание листьев на зиму)
2) Закрепить знания о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода;
3) Закрепить знания о необходимости ухода за растениями;
4) Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам;
5) Продолжать воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Оборудование: растений или картинки, модель приспособления отдельных растений к среде обитания: лилия (кувшинка)
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку о каком сказочном персонаже в ней говорится:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...(Незнайка)
Воспитатель: Дети, нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет нам, что не знает какие растения можно считать живыми. Вместе с письмом прислал вот этот цветок (показ искусственного цветка), и считает, что оно живое растение, так как у него есть стебель, листья и цветок.
А как вы, дети, считаете, живой ли этот цветок? Почему?
Воспитатель: Правильно, это неживой цветок.
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке разобраться, какие растения считаются живыми и почему?
Давайте с вами докажем почему растение относится к живой природе. Но для начала посмотрите на картинку на доске.
Основная часть
Рассматривание картинки «Строение растений.
Воспитатель: скажите, что есть у растения?
Дети: корень, стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Незнайка говорит, что у него тоже есть растение, что его растение всё время стоит на одном месте и его греет солнышко, поливает дождь. Незнайка думает, что столб – это растение? Посмотрите за окно и скажите: Столб – это растение?
Дети: столб – это не растение, так как у него нет корней, он не дышит.
Воспитатель: Ребята, Незнайка говорит, что корни у столба могут быть под землёй, а если приложить ухо к нему, то он гудит. Может столб дышит?
Дети: Столб не дышит, он не растение, так как он не растёт.
2. Зарисовка моделей строения растения.
Воспитатель: Зарисуйте модель растения.
3. Игра.
Воспитатель: Предлагаю вам побыть перелётными птицами. Полетели по группе под музыку.
Птицы летят над пустыней, присели отдохнуть, увидели очень странные растения.
(Показ детям: цветок кактус)
Воспитатель: Ребята, Незнайка утверждает, что это не растение, потому что ту него нет листьев. А вы как думаете?
Воспитатель: Правильно, ребята это растение. Только вместо листьев у него колючки, так как в пустыне не хватка воды. Вот растение и приспособилось к жизни в пустыне так, что листья заменило на колючки, которым меньше надо воды, чем листьям.
Полетели птицы дальше. Далеко. И вот река. Видят – большие листья – присели отдохнуть. Оказалось, что это листья растений. Какие растения могут увидеть птицы на реке?
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Это кувшинки. Лилия приспособилась к жизни под водой.
Снова полетели птицы. Вернулись в родные края. И видят, что растения тоже странные, не такие, как летом. Что могли увидеть птицы?
Воспитатель: Правильно, они увидели, что деревья и кустарники сбросили листья, так они приспособились к встрече зимы.
4. Беседа про растения.
Воспитатель: Все живые растения могут дышать.
Растения могут поворачиваться к свету. Какой цветок нам в этом помог? Расскажите, как листики поворачивались к свету. Молодцы, значит растение может реагировать на свет, поворачиваться. Мы это обозначим вот такой картинкой (вывешивание модели).
Воспитатель: растение питается. А как это проверить я сейчас вам покажу. Я проведу опыт. Отросток какого растения находится в стаканчике? Кто запомнил название? (бальзамин) Посмотрите, у меня в стакане есть подкрашенная вода, но это растению не повредит. Я опускаю отросток бальзамина в подкрашенную воду. Нам немного нужно подождать.
А пока мы немного отдохнём.
Физкультминутка: Представьте, что вы все – цветочки.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Приседание, затем встают.)
Больше спать не захотел, (Туловище вправо, влево.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Присядьте, пожалуйста.
Давайте посмотрим на отросток бальзамина. Что мы видим?
Правильно, вода поднимается по стеблю отростка. И точно также через корешки в земле вода поднимается по стебелькам к листьям и цветкам. Так растение питается. Вот такой карточкой у нас обозначается что растение питается (вывешивание модели).
Воспитатель: Дети, какой признак живого я покажу сейчас?
Правильно, здесь нарисовано о том, что растение может расти.
Воспитатель: Дети, посмотрите на эти растения. Скажите, пожалуйста, чем они отличаются?
Правильно, они отличаются по высоте.
Давайте попробуем угадать какое растение посадили раньше? Как вы догадались? А какое посадили позже? Как вы догадались?
Значит растение растёт – вот такой карточкой мы обозначаем это (вывешивание модели).
Воспитатель: Дети, как называется это растение? (бегония)
А что находится в стакане? (отросток)
Какого растения отросток? (бегонии)
Зачем его аккуратно отрезали от бегонии?
Посмотрите внимательно, что есть у отростка?
Что с этим отростком сделаем дальше?
Правильно, мы его посадим и будет расти новое растение. Так растения размножаются. Вот такой карточкой мы обозначаем что растения размножаются.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, удалось ли нам доказать что растение – живое существо и почему. Я начну, а вы помогайте.
Растение - живое существо, так как …(питается, дышит, поворачивается, размножается, растет). (Использование моделей).
Воспитатель: Дети, что еще необходимо для хорошего роста растений, чтобы они у нас были привлекательными, зелеными, цветущими?
Правильно, для хорошего роста растениям необходимо свет, тепло – это обозначим солнцем (вывешивание модели на фланелеграф).
Правильно, растениям необходима вода – это обозначим капелькой (вывешивание модели).
Воспитатель: А за растениями необходим уход человека?
Правильно, за некоторыми растениями человек должен ухаживать, обозначим это рукой (вывешивание модели).
Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?
Дети: поливать, рыхлить, пересаживать, если надо, протирать листья.
Воспитатель: Предлагаю вам поухаживать за нашими цветами, растущими в группе.
5. Практическая работа детей по уходу за растениями.
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, мы с вами сегодня доказали, что растения – это живые существа.
Давайте отправим Незнайке картинки, которыми мы обозначали признаки живого, чтобы он мог различать живую и неживую природу.
Анализ: Дети, что мы с вами сегодня делали? Вам понравилось занятие? Дети, а кто очень внимательно слушал? А кто был самым наблюдательным? Все сегодня молодцы!