Развития речи учащихся на основе комплексного анализа текста
Комплексный анализ как один из этапов работы над текстом
Методика проведения комплексного анализа текста...
Педагогический опыт развития речи учащихся на основе комплексного анализа текста...
Заключение
Литература
3
4
6
11
19
20
Ведение
Актуальность.
В последние десятилетие достижением методической науки стало усиление коммуникативной направленности школьного лингвистического образования. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И., Ходякова JT.A., Архипова Е.В., Воителева Т.М. и др. большое значение в своих исследованиях отводят формированию коммуникативных компетенций учащихся. [3]
Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Осуществление личностно ориентированного подхода на уроках русского языка соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности. Языковая личность характеризуется не только владением всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и чётко выражать свои мысли, передавать чувства в устной и письменной форме, но и обладанием индивидуальным авторским стилем.
Одной из главных задач уроков русского языка является развитие связной речи. В школьной программе одними из основных видов работ по формированию речи являются сочинение и изложение. К сожалению не все учащиеся могут понять, осмыслить, запомнить и воспроизвести текст. Чтобы понять и полноценно воспроизвести текст, учащийся должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Уровень сформированности данных умений у учащихся сегодня проверяется с помощью заданий на итоговой аттестации учащихся на ОГЭ (основном государственном экзамене) в 9 классе.
Для формирования этих умений и необходим комплексный анализ текста на уроках русского языка.
Комплексный анализ как один из этапов работы над текстом
По определению М.Р. Львова, комплексный анализ текста это вид анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». [4]
По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». [5]
Комплексный анализ текста направлен на осмысление идеи и сюжета произведения, выявление художественных средств, с помощью которых достигается определенная цель текста, что позволяет обратить внимание на особенность языка конкретного автора. Для понимания художественного текста необходим анализ различных языковых средств – фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических и т.д.
К комплексному анализу текста сегодня обращаются многие методисты, преподаватели вузов, учителя школ. Например, Т.В. Кузнецова составила программы по лингвистическому анализу художественного текста для школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности. В.В. Бабайцева и Л.В. Лисоченко разработали типовую схему лингвистического анализа текста на уроках русского языка.
Все чаще на уроках русского языка педагоги используют комплексный анализ текста, при проведении которого не нарушается основной принцип «учета единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления». [4]
Систематическое использование комплексного анализа текста способствует формированию главного коммуникативного умения умения создавать собственный текст.
Художественные тексты, которые используют учителя на уроках русского языка, являются для учащихся образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию должно убедить учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания.
Формирование коммуникативной и лингвистической компетентностей учащихся предполагает, что система обучения связной речи должна основываться на положениях теории речевой деятельности. Исходя из данных многочисленных исследований, речевая деятельность, как и творческая, - это своеобразная система, построенная на основе человеческой деятельности. Любая деятельность – структура, которая состоит из определенной очередности действий, организованных таким образом, чтобы достижение цели произошло при минимально затраченном времени.
А.А. Леонтьев обращает внимание на то, что для общения человеку необходимо владеть целым рядом умений. «Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения... во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения... в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания... в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения оно будет неэффективным». [4]
Преобразование мысли в текст это сложный процесс, отдельные этапы которого порой накладываются друг на друга. Основные компоненты речи замысел, лексическое наполнение, грамматическое оформление соотносятся с отдельными уровнями языка: синтаксисом, фонетикой, лексикой, морфологией и др. Принципы построения текста, по мнению многих исследователей, имеют объективный характер: выявление путем анализа особенностей его строения делает возможным обучение правилам их реализации в речи, создает условия для совершенствования коммуникативной правильности речи.
Анализ текста «как готового продукта речи» демонстрирует динамику речевой деятельности от замысла до конкретной «речевой реализации», т.е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется языковая интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится во внутреннем, мысленном плане. Доказано, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов. [4]
В ходе комплексного анализа текста проявляются практические и научные задачи преподавания русского языка. Учащихся поводят к пониманию того, что разнообразные языковые средства, употребляемые нами в общении, образую гармоничную систему. Что правила русского языка – это определенные системные закономерности. Что язык неразрывно связан с речью.
Таким образом, систематическое использование комплексного анализа текста является главным стимулом речевого развития учащегося, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой логического.
Методика проведения комплексного анализа текста
Главная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Текст является основной дидактической единицей, которая позволяет в ходе работы с ней одновременно формировать практические навыки грамотного письма и развитие речи. Схематически это выглядит следующим образом:
Аудирование Чтение
Текст
Говорение Письмо
Современный человек окружен текстами: реклама, статья в журнале, доклад на конференции, SMS, заявления, докладные, сочинения и т.д. Именно на уроках русского языка формируются умения понимать и создавать текст.
Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.
Комплексный анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он способствует пониманию особенностей текста и грамотному пересказу письменно, сохранив его своеобразие. Анализ текста является неотъемлемым этапом подготовки к сочинению. Также может быть эффективной формой проведения устного экзамена в выпускных классах. [3]
Во время работы с текстом используются все виды лингвистического разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения слова, выражения в контексте), морфологический и синтаксический, стилистический (для построения образов героев, понимания особенностей жанра и композиции текста). К.Д. Ушинский в своем труде «Первоначальная практическая грамматика» впервые предложил методику лингвистического анализа текста. Он описал наблюдение над явлениями, которые органически сосуществуют в тексте, как универсальный способ формирования языкового мышления у детей. Данный метод включал всестороннее изучение синтаксических конструкций, лексического значения слов, классов слов, структурные, морфологические и фонетические свойства слов, что стало основой для правописания. [6]
Текст, соединяющий в себе все языковые уровни, становится средством, которое позволяет научить детей мыслить не формально, что происходит при анализе разрозненных слов и предложений, а системно, в зависимости от содержания и контекста.
Целостно воспринять и понять текст, умение анализировать, интерпретировать текст помогают следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
- разного рода пересказы, например, подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием;
- ответы на вопросы;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление плана;
- характеристика литературного героя;
- написание отзыва;
- написание сочинения.
Изучение закономерностей построения текста, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе реализации следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи. [2]
Самый распространенный комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:
1.Определение темы (проблемы) текста. Учащиеся выделяют ключевые слова для понимания темы, смысла названия и понимания главной идеи текста.
Например, писатели-публицисты в своих произведениях поднимают проблемы, волнующие абсолютно всех людей. Это и глобальная проблема войны и мира, и проблема экологии, и проблема нравственности, которая включает в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости. Есть и проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, о которых можно рассуждать бесконечно.
2.Определение идеи (основной мысли) текста. Учащиеся отвечают на вопрос актуальности описанной проблемы, почему она вызывает интерес у автора и читателя.
3.Определение типа речи – повествование, описание, рассуждение.
Прием фотографирования помогает определить тип речи текста. В описании чаще всего встречаются постоянные или одновременно присутствующие признаки чего-либо, которые можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата. В повествовании действия или события сменяют друг друга, это занимает несколько кадров. В рассуждении ничего не сфотографируешь, так как рассказывается о причинах и следствиях явлений и событий, наших представлениях о них, оценках, чувствах.
Следует обратить внимание, что в рассуждении говорится об отвлеченных вещах, не о мире материальном, а о наших представлениях о мире; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках.
4.Определение стиля речи.
Как правило, у учащихся определение официально-делового, научного или разговорного стиля речи не вызывает трудностей. Они возникают при разграничении публицистического или художественного стиля, публицистического или научного (научно-популярного). В данном случае учащимся помогает речевая ситуация, в зависимости от которой нужно ответить на вопрос, где предложенный текст может быть напечатан – в газете, журнале, в научной литературе, учебнике, в художественном произведении.
Существуют отличительные стилевые признаки, характерные языковые средства для определенного стиля: эмоциональность и образность в художественном стиле, логичность, точность, обобщенно-отвлеченный характер представленной информации в научном стиле, сочетание стандарта и экспрессивных красок в публицистическом стиле.
Выяснять стиль речи по отдельным словам и словосочетаниям не имеет смысла, так как одни и те же слова и словосочетания можно использовать в текстах разных стилей.
Рекомендуем следующий алгоритм проведения стилистического анализа текста: определить стиль текста с помощью речевой ситуации, затем находим характерные языковые признаки в тексте - слова и выражения.
5. Анализ лексики текста. Учащиеся находят в тексте основные лексические средства языка и анализируют особенности их употребления – синонимы, антонимы, омонимы, слова в прямом и переносном смысле, фразеологизмы.
6.Средства выразительности.
Одним из самых сложных заданий для учащихся является определение средств выразительности, используемые автором текста:
- основные средства художественной изобразительности: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, олицетворение и т.д.
- фигуры речи: анафора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и т.д. [7]
Таким образом, комплексный анализ текста помогает создать представление о языке как о едином функциональном элементе. В ходе работы над анализом текста, учащиеся выполняют своеобразную исследовательскую деятельность, требующую от них не только теоретических знаний предмета, но и развитого языкового чутья.
Педагогический опыт развития речи учащихся
на основе комплексного анализа текста
Одно из главных мест при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе занимает работа над комплексным анализом текста. Она направлена но формирование у учащихся умений и навыков, необходимых культурному образованному человеку, направлено на развитие мышления, обогащение речи, происходит влияние на совершенствование художественного вкуса, помогает решить целый ряд воспитательных задач.
На уроках русского языка, посвященных комплексному анализу текста, учащиеся подробно и кратко передают содержание больших, сложных по содержанию, композиции и языку текстов разных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных.
Комплексный анализ текста сочетает языковой разбор текста (синтаксический, морфологический, лексический, орфографический, пунктуационный, фонетический) и наблюдение над текстовыми характеристиками. Данная работа – важная ступень в обучении для создания собственных текстов учащихся.
Рассмотрим это на примерах комплексного анализа текстов, составленных учителями русского языка и литературы.
Кузубова И.И., учитель СОШ №6 города Владикавказ, предлагает провести анализ текста из дневника М.Пришвина:
«Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе (не) понимая, что оно значит.
Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы ответил, что «душа» - это внутрений мир человека, это что он сам знает о себе.
(Во)вторых, я бы о «душе» сказал с точки зрения филосфа, что «душа» есть совкупность знаний человека о себе.
(В)третьих, я бы вспомнил о прдставлении души прмтивным человеком, как некоей сущности, обитающей в теле. Между тем, у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далеких времен, почти с детства, когда потихоньку проливал слёзы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало (помалу) с годами я через это страдание узнавал своё назначение. Оказалось, что быть не как все, как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё сущствование было бы бесмысленным.
.. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И ещё совсем недавно я, наконец(то), понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа – это и значит любовь».
Задания по тексту:
1) Определите тему текста, основную мысль.
2) К какому типу речи можно отнести данный текст?
3) Используя толковый и этимологический словари, определите лексическое значение слов философ, философия, совокупность знаний.
4) Используя словарь синонимов, постройте синонимичный ряд слова примитивный.
5) Какова роль вводных слов в тексте?
6) Какова связь между предложениями, абзацами? Найдите слова с переносным значением (проливая слезы, вышел на свет, действия души).
7) Озаглавьте текст. («Душа – это любовь»).
8) Сделайте следующие виды грамматических разборов:
а) фонетический слова всю;
б) морфемный слов произносил, внутренний, обитающей, потихоньку, наконец-то;
в) словообразовательный: Мысль – смысл – бессмысленный.
г) морфологический слов и словосочетаний душа, узнавал, не понимая.
д) синтаксический предложения:
Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе не понимая, что оно значит.
9) Объясните постановку знаков препинания в тексте.
10) Напишите объяснительный словарный диктант:
Вовсе не понимая, примитивный человек, с точки зрения философа, совокупность знаний, во-вторых, мало-помалу, наконец – то, внутренний мир человека, представление о душе, моё существование.
11) Составьте план теста.
12) Перескажите и напишите текст от первого лица с высказыванием своего отношения к проблеме (чуткость души). [3]
Это пример комплексного анализа текста, главным принципом которого является практическая направленность русского языка на формирование умений речевого общения посредством устной и письменной речи. Работая со словарями разного вида учащийся пополняют свой словарный запас.
Л.В. Ливицкая из МОУ СОШ №24 г. Москва предлагает провести следующий комплексный анализ текста из произведения К. Симонова:
(1) Серпилин смотрел на дорогу с неослабным вниманием, с особой остротой зрения, рождавшейся от мысли, что, может быть, придется проститься со всем этим.
(2) Ледяная, разъезженная грузовиками дорога, с накатанными до блеска буграми и впадинами, такими твердыми, что, кажется, их не взять никакой весне. Сколько видит глаз – ни одного населенного пункта. Все живое живет и мерзнет в землянках или приткнулось к редким развалинам, оставшимся после осенних боев, к таким вот, как эти двухметровые кирпичные стены в полукилометре от дороги.
(3) Впоследствии, вспоминая эту дорогу, Серпилин видел вереницы машин. На одном из встречных тяжело груженных чем-то грузовиков везли знакомые ящики с концентратами. С питанием на фронте последний месяц было неплохо, а с топливом – бедственно. Телеграфные столбы поодаль от дороги – самые верные свидетели. К каждому протянулось от дороги несколько цепочек следов. А у столбов для несведущего глаза странный вид: от подножия и на высоту поднятой человеческой руки все они кверху или книзу расширяются до нормальной толщины, а в середине обструганы до пределов возможного. На каждом оставлено ровно столько дерева, только чтоб не сломалось от ветра.
(4) Дорога в батальон, куда направлялись Серпилин и Птицын, ординарец, была небезопасна: постреливали. Вот и сейчас в трехстах метрах, там, куда они добрались, хлопнула мина, издалека доносился приглушенный гул артиллерийской канонады.
(5) Под аккомпанемент этих привычных звуков Серпилин думал о том, что Птицыну, этому далеко не молодому и многосемейному человеку (по гражданской специальности – счетоводу), сам Бог велел быть ординарцем.
(6) Птицын был не храбрее и не трусливее других: человек как человек. Боязнь смерти выражалась у него только в одном: под огнем ординарец старался держаться впритирку к Серпилину, полагая в душе, что генерала не убьют».
Задания по тексту:
К какому типу текста относится данный отрывок?
Определите стиль текста.
Как бы вы могли озаглавить этот текст?
Какое чувство вызывает у вас этот отрывок?
Назовите языковые средства, при помощи которых автор сумел нам передать свои чувства.
Орфографическая работа. Словарный диктант: Впоследствии, батальон, ординарец, артиллерийская канонада, аккомпанемент, многосемейному, приткнулось, в полукилометре, двухметровые кирпичные стены, телеграфные столбы.
Анализ текста части (1), (2).
Вопросы для анализа:
Выпишите вводные слова, определите их значение.
Выпишите все причастные обороты, как обособленные, так и необособленные, объясните постановку знаков препинания.
Определите тип придаточного предложения в 1-м предложении.
Выпишите слова, в которых буквы е, ю, я обозначены двумя звуками.
Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа.
Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении. [4]
Комплексный анализ текста на уроках русского языка помогает педагогу систематически повторять пройденный материал по разделам, как в данном случае по синтаксису, орфографии, фонетике и стилистике.
Грамотно организованная работа в ходе комплексного анализа текста помогает более глубоко проникнуть в содержание текста, развивает лингвистические, творческие и коммуникативные навыки учащихся.
И.Ю. Спиридонова, учитель МОУ СОШ №34 г. Санкт-Петербурга, предлагает для анализа тексты, которые деформированы орфографически и пунктуационно и имеют индивидуальный набор заданий по различным темам курса. Кроме того, при анализе текстов учащиеся вырабатывают навык различения изобразительно-выразительных средств языка в текстах разных стилей и типов речи.
Например: «Если хоч..ш.. душу леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его (в)верх или (в)низ.
Водная дрож от солнца бросатся тенью на ствол ели на травы и тени бгут по стволам и по травам и в дрож этой рожда..тся звук и чуд(т,ть)ся будто травы р..стут под музыку и вид..ш.. согласие теней.
А вот б..л..шой завал и тут вода как(бы) ропщ..т и д..леко слыш..н этот ропот и переплеск. Но это (не)слабость и (не)отч..яние и (не)жалоба вода этих чуств (не)знает каждый ручей увер..н в том что он добежит до свободной воды и если встрет..тся даже гора как Эльбрус то он разреж..т пополам Эльбрус а рано(ли) поздно(ли) добежит».
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Составьте перечень орфограмм, с которыми вы встретились в этом тексте.
5.Составьте схему первого предложения, выполните его синтаксический разбор.
Или другой текст: «Точно из д..лёкого детства кто(то) взгл..нул на меня г..лубыми гл..зами – с такою радос..ной силой почу..ствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Л..ловая дымка накрывала луга и поля. Г..л..сами.. певчих птиц зв..нели з..лёные перелески. Широко ра(с,сс)т..лались луга осыпа(н,нн)ые цветами. По закрайкам дорог.. (по)прежнему цв..ла м..дуница а в её пышных (м..дово)ж..лтых с..цветиях (не)движно др..мали осыпа(н,нн)ые цветочною пылью жуки. На вен(?)чиках скл..нившихся цветов л..ниво в..зились шм..ли. Прониз..вая воздух над головой зв..нели пч..лы напр..ж..нная деловитость чу..ствовалась в их полёте. Праз..нуя брачные дни п..рхали над цветами бабочки и (не)стерпимый стон стоял от кузнеч..ков дождём ра(с,сс)ыпавш..хся из(под) моих ног. Радуя глаз б..гатая ур..дилась.на полях рож . Вдыхая м..довые запахи этих трав я проходил полевыми тр..пинками по плечи утопая в нежно(зелёных) хлебах».
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
4.Определите тему, идею текста, озаглавьте его.
5.Найдите тропы. Какие виды тропов преобладают?
7. По толковому словарю В. Даля найдите толкование слова ЗАКРАЕК.
8.Расскажите о правописании сложных прилагательных в этом тексте.
9.Объясните знаки препинания в последнем предложении и сделайте его синтаксический разбор.
Выполнение лингвистических заданий в ходе комплексного анализа текста у учащихся вызывает проблему. Данного типа задания помогают учащимся создать представление об особенностях языковых в тексте, повышают лингвистическую грамотность, способствуют совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности, заставляют учащихся задуматься над содержанием произведения. В результате заинтересованности в изучении лингвистических явлений у учащихся происходит интеллектуальный рост, что способствует развитию речи. [2]
Таким образом, в ходе комплексного анализа текста учащиеся демонстрируют теоретические знания предмета, через анализ выявляют выразительные возможности единиц языка, показывая роль языковых единиц в содержании текста, его смысла. Также при выполнении заданий творческого характера учащиеся проявляют умение выразить свое понимание текста.
При составлении языковых заданий к определенному тексту необходимо учитывать мотивированность предложенных заданий, их логическую последовательность.
Заключение
Систематическое использование комплексного анализа текста является главным стимулом речевого развития учащегося, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой логического.
Комплексный анализ текста помогает создать представление о языке как о едином функциональном элементе. В ходе работы над анализом текста, учащиеся выполняют своеобразную исследовательскую деятельность, требующую от них не только теоретических знаний предмета, но и развитого языкового чутья.
В ходе комплексного анализа текста учащиеся демонстрируют теоретические знания предмета, через анализ выявляют выразительные возможности единиц языка, показывая роль языковых единиц в содержании текста, его смысла. Также при выполнении заданий творческого характера учащиеся проявляют умение выразить свое понимание текста.
При составлении языковых заданий к определенному тексту необходимо учитывать мотивированность предложенных заданий, их логическую последовательность.
Литература
Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 2003.
Егорова Е.Г. Комплексный анализ текста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кузубова И.И. Комплексный анализ текста как этап в процессе подготовки к итоговой аттестации обучающихся старших классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лингвистический анализ текста как средство развития творческих способностей школьника [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Макарова Т.В. Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М., 2010.
Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт – Петербург, 2007.
13PAGE \* MERGEFORMAT141915