Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс, УМК Школа России


Тема: Начало истории человечества.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
мотивировать учащихся к изучению темы «Страницы всемирной истории»;
мотивировать учащихся к выбору и выполнению проектов по темам, изучаемым во втором полугодии;
формировать персональные представления об истории первобытного общества.
Планируемые результаты
Предметные:
- называть исторические эпохи;
- иметь представление о продолжительности периода первобытной истории (используя ленту времени);
- понимать роль огня, приручения животных, постройки жилища и т.д. в жизни первобытного человека;
- иметь представление о жизни первобытных людей на территории региона.
Метапредметные:
- определять цель изучения раздела «Страницы всемирной истории»;
- выбирать темы учебных проектов;
- определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
- извлекать или анализировать информацию из иллюстраций учебника и электронного приложения;
- работать в парах и группах; обсуждать ответы на вопросы, договариваться, доказывать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника;
- самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы с помощью текстов учебника и электронного приложения Личностные:
- проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;
- определять личностный смысл учения;
- проявлять самостоятельность в информационной деятельности.
Метапредметные связи: математика (моделирование), литературное чтение (создание календаря исторических событий), русский язык (вопросительные предложения).
Ресурсы урока: учебник, ч.2, рабочая тетрадь, ч.24 электронное приложение к учебнику; книга тестов; «лента времени»
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося
Мотивация познавательной деятельности
Предлагает учащимся познакомиться со второй частью учебника «Окружающий мир».
Сообщает, что в ходе изучения новых тем учащиеся будут выполнять проекты, темы которых они могут предложить сами, либо выбрать темы, предложенные в учебнике. Предлагает познакомиться с этими темами.
Можно предложить работу с «Древом познания».
Предлагает учащимся прочитать название раздела «Страницы всемирной истории» и познакомиться со списком умений, над которыми они будут работать при его изучении.
Предлагает рассмотреть и проанализировать иллюстрации на с.3 рабочей тетради (задание 1) Рассматривают учебник, определяют разделы, знакомятся с оглавлением (работают индивидуально).
С помощью оглавления определяют страницы учебника, на которых перечислены темы проектов, читают их, отмечают темы, которые их заинтересовали.
Читают название раздела, высказывают предположения о темах, которые будут изучаться в этом разделе. Читают список умений, отмечают то, что им уже известно, выделяют новые понятия, определяют для себя цель изучения темы.
Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения о занятиях людей на фотографии; определяют название науки (в случае затруднения обращаются к ч.1 учебника)
Актуализация необходимых знаний
Сообщает учащимся названия эпох в истории человечества ( не в хронологическом порядке) Работают в парах , группах или фронтально; читают названия эпох, определяют их хронологическую последовательность.
Организация познавательной деятельности
Организует обсуждение вопросов на с.6, 7 учебника, рубрика «Обсудим»
Организует работу с текстом и иллюстрациями на с.4-6 учебника и с материалами электронного приложения. Работают в парах или группах: обсуждают ответы на вопросы, фиксируют затруднения.
Самостоятельно читают текст; анализируют иллюстрации. Повторно обсуждают ответы на вопросы рубрики «Обсудим!», используя материалы учебника.
Подведение итогов
Предлагает учащимся самостоятельно составить вопросы к тексту и иллюстрациям и ответить на них.
Можно использовать таблицу «толстых» и «тонких» вопросов или приём «ромашка Блума»
Самые интересные, проблемные вопросы можно поместить на «Дерево познания».
Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2, 3 на с. 7 учебника, задания 2,3,4 в тетради. Самостоятельно составляют вопросы, задают друг другу, отвечают, при необходимости обращаясь к тексту учебника.
Определяют домашнее задание.
Диагностика достижения планируемых результатов. Выполнить тесты на с. 62, 63 книги тестов.
Дополнительные творческие задания: составить вопросы и ответить на них.