Экологические группы гидробионтов Черного моря


Тема: «Экологические группы гидробионтов Черного моря».
( биолого - географический профиль) 11 класс
Майорова Лидия Ивановна
Петровская общеобразовательная школа I-IIIст. № 2
учитель биологии
Красногвардейского района
АР Крым
Цели урока: расширить и систематизировать знания учащихся об основных экологических группах Черного моря и их взаимосвязи.
Задачи:
Образовательные:формирование у учащихся интереса к познанию биоразнообразия Черного моря, расширение их кругозора, понимание прикладного характера экологических знаний, их роли для решения экологических проблем.
Воспитательные: воспитание экологического мышления, представление экосистему Черного моря как одушевленную ценность, побуждая у учащихся интерес к родному краю.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной подготовки информации, выбора форм подачи информации, творческих способностей учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приемы:опережающее задание, групповая самостоятельная работа с научной и учебной литературой, беседа, работа над составлением компьютерных презентаций, составление схем, дидактические игры.
Оборудование: плакат «Жизнь в Черном море», карта Черного моря, карточки «Жизнь в Черном море», ИКД, презентация PowerPoint 2007, выставка дополнительной литературы по теме, карточки «Обитатели Черного моря».
Структура урока
I.Организационный момент -2 мин
II.Актуализация опорных знаний -3 мин
III.Мотивация учебной деятельности - 5мин
IV.Изучение нового материала -25мин
V.Закрепление -6мин
VI.Подведение итогов. Рефлексия -3мин
VI.Домашнее задание -1мин
Подготовка и организация урока:
1. Из учащихся класса формируется информационный центр, который делится на четыре группы и получили опережающее задание по разделам темы с целью подготовки сообщений, презентаций:
Первая группа - «Планктон»
Втораягруппа - «Бентос»
Третья группа - «Нектон»
Четвертая группа - «Перифитон»
2. Выбирается форма подачи информации.
3.Распределение этапов урока по времени.
Межпредметные связи: история, география, биология, химия, искусство.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний.
Беседа.
-Что такое экосистема?
-Можно ли море назвать экосистемой?
-Охарактеризуйте водную среду обитания.
-Как называются обитатели водной среды?
III.Мотивация учебной деятельности
Учитель:Урок сегодня мы посвятим изучению особенностей экологических групп гидробионтов одного из самых интересных морей Атлантического океана- Черного моря.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите – «обитатели Черного моря»?
Самые интересные и лучшие изображения морских обитателей на фотографиях эпизодов своего летнего отдыха учащиеся представили в виде фотовыставки.
А знаете ли вы, что флору и фауну моря можно не только фотографировать, но и нарисовать. Художники, которые изображают море и его жизнь, называются маринисты. Один из известных маринистов - И.К.Айвазовский. Дом-музей И.К. Айвазовского находится в г.Феодосия. Там же находится его картинная галерея (слайд 2).
Возможно, кто-то из вас свяжет в будущем свою жизнь с морем. Как вы думайте, для чего вам могут понадобиться знания, которые вы получите сегодня на уроке? Могут они пригодиться вам в дальнейшем? Помогут ли они в выборе профессии?
IV. Изучение нового материала.
Учитель:Экосистема Черного моря очень разнообразна. Это объясняют такие факторы: волны, течение, приливы и отливы, температура, соленость, свет, рельеф дна. Неоценимый вклад в изучении экосистемы Черного моря внесли ученые Севастопольской биологической станции, созданной по инициативе известного путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888гг.). В создании станции приняли активное участие такие крупные биологи, как А.О.Ковалевский, И.И.Мечников, И.М.Сеченов и многие другие(слайд 3).
Ученые разделяют морскую среду на две крупные зоны: первая зона- морское дно, от мелководий до самых больших глубин. Эта зона называется «бентическая зона».Вторая зона включает всю воду, которая покрывает первую зону – «пелагическая зона». Это и является местом обитания всех экологических групп гидробионтов (слайд 4).
Далее продолжит нашу работу информационный центр. Этот центр включает 4 группы, которые получили опережающее задание и они сейчас поделятся собранной информацией.
Задание. В тетради заполнить таблицу «Характеристика экологических групп Черного моря», исходя из выступлений информационного центра.
Название группы Представители Роль в экосистеме
Выступление первой группы «Планктон».
В пелагической зоне Черного моря обитают организмы не способные противостоять течению: бактерии, водоросли, радиолярии, медузы, мелкие ракообразные. Они составляют особую экологическую группу- планктон. Планктон бывает растительного происхождения - фитопланктон, это микроскопические водоросли. Нижняя граница фитопланктона находится на глубинах 40- 70 метров.Его основу составляют Диатомовые, Динофитовые и Золотистые водоросли.
Печальную известность имеет микроскопическая Золотистая водоросль примнезиум. Клетки этих водорослей выделяют сильный яд - примицин. При массовом размножении гибнут рыбы и беспозвоночные животные (слайд 5).
А Динофитовые подарили жителям Причерноморья совершенно чудесное явление природы. Его вызывает водоросль ночесветка. Водоросль окрашена в розовый цвет. В период ее полового размножения и вода приобретает розовую окраску. А по ночам, в ответ на механическое раздражение, вызванное волной или движением косяка рыб, вода, насыщенная ноктилюками, вспыхивает холодным голубоватым светом живых искр (слайд 6 ).
Кокколитофоридытоже интересная группа.Эти крошечные одноклеточные водоросли покрыты известковыми пластинками разной формы. Отмирая, они оседают на дно, где образуют донные осадки. Накапливаясь в течении миллионов лет, пластинки образуют залежи мела. Каждый 1 мм3 мела, которым мы пишем на доске, содержит более 5 млн. известковых «скелетиков» (слайд 7).
Планктон животного происхождения называют зоопланктоном–богатая по разнообразию экологическая группа. В экосистеме Черного моря является важнейшим звеном в цепи питания. Эта группа представлена мелкими ракообразными и кишечнополостным. Самые крупные планктонные организмы - медузы.Ракообразные являются пищей для многих рыб (слайд 8).Из кишечнополостных в черноморской экосистеме играет особую роль один из видов гребневиков мнемиопсис, который появился где-то в 80-е годы XX в. С его появлением запасы хамсы, ставриды стали истощаться из-за того, что они поедали зоопланктон, которым питались эти рыбы. В связи с судоходством немного позже в Черное море проник еще один вид гребневика –берое. Это привело к восстановлению запасов рыб, т.к. берое стал питаться мнемиопсисом (слайд 9 ).
Бактериопланктон. К этой группе относятся бактерии, вирусы и простейшие ( слайд 10).
Таким образом, в жизни моря планктонные организмы в целомвыполняет роль продуцентов, т. е. производит первичную биомассу, за счет которой через цепь питания прямо или косвенно существует весь остальной животный мир моря.
Выступление второй группы «Бентос»
Организмы, живущие на поверхности или в толще дна Черного моря, называется бентос. Данная экологическая группа представлена видами из трех отделов водорослей: Зеленые (ульва жесткая), Бурые (цистозейра) и Красные(порфира, филлофора). Их насчитывают 295 видов (слайд 11). Наибольшего разнообразия достигают багрянки-134 вида.
В началеXX в. С.А. Зернов организовал ряд экспедиций дляизучении флоры Черного моря. В1909 году он исследовал северо-западный район моря на траулере «Федя» и обнаружил на глубинах 34-60 метров громадное скопление филлофоры. Скопление образовано глубоководными видами с ярко окрашенными малиново- красными слоевищами. Поле филлофоры на 70 миль в длину и 40- в ширину. Впоследствии это скопление водорослей стали называть «филлофорным полем Зернова». Вгоды первой мировой войны эта водоросль спасла жизнь тысячам русских солдат, так как из нее получали йод. В зарослях филлофоры живут многие беспозвоночные, которыми питаются осетровые рыбы, скумбрия, ставрида. К сожалению, эта часть моря сильно загрязнена и « филлофорное поле Зернова» гибнет. Здесь осталось мене 30% водорослей ( слайд 12).
Бентос Черного моря дополняет морские травы (цветковые растения).На расстоянии до пяти миль от берега, на глубине до 5 метров растет зостера, рупия, рдест и занникеллия (слайд 13). Их роль заключается в том, сто помимо синтеза органического вещества, они являются средой для мелких донных рыб, моллюсков, ракообразных, укрытием от хищников.
На песчано- илистом дне Черного моря обитает около 30 видов олигохет- кольчатых червей, свыше 180 видов многощетинковых червей. Самым крупным , длиной до 32 см является пескожил. Наиболее популярна нереида, названа в честь морской богини Нереиды. Эти бродячие нереиды являются хорошим лакомством для рыб (слайд14).Эти же участки дна занимают и моллюски.
В 1948 году В Черное море проникла из дальневосточных морей рапана, которая обладает наибольшей раковиной в Черноморском бассейне: высота-12 см при ширине-8 см. Уничтожив почти полностью скопление устриц в Гудаутской банке, моллюск быстро распространился по всему Черному морю(слайд 15).
Черное море называют еще и морем моллюсков- мидий. Мидии-чудесные фильтраторы морской воды, которые могут за час профильтровать до трех литров воды. К тому же мидии – ценный белковый продукт. Самыми благоприятными условиями для их жизни – в северо- западной части Черного моря (слайд 16). Из Двустворчатых хорошо известными моллюсками является сердцевидка Ламарка, устрица. Не менее интересен прыгающий моллюск- гребешок. Он славиться тем, что набрав воды, резко закрывает створки, выбрасывая ее из сифона и делая прыжок в противоположную сторону ( слайд 17). В 1966 году у берегов Одессы был обнаружен новый вид в Черном море –мия. Размеры раковин достигают 10 см. хорошие вкусовые качества позволяют сделать этих моллюсков промысловыми видами.
Бентос дополняют донные малоподвижные рыбы: бычки.камбала Глосса, калкан, мерланг, барабулька, морской язык. На дне, зарываясь в песок живут скаты: морская лисица и морской кот. Питаются они мелкой рыбой и беспозвоночными. Наличие ядовитого шипа на хвосте морского кота делает его опасным для человека (слайд 18).
Физминутка.
Выступление третьей группы «Нектон»
Нектон – организмы, способные активно двигаться в толще воды, независимо от направления течения. У них обтекаемая форма тела и хорошо развиты органы движения. К этой экологической группе относятся большинство рыб. Они представлены тремя классами:
1. Круглоротые- очень древняя группа. У них отсутствуют челюсти и рот округлой формы. Взрослые особи паразиты, присасываются к телу рыб и высасывают их них питательные вещества. Представителями этого класса являются миноги. Для размножения взрослые миноги мигрируют в пресные воды, после которого погибают( слайд 19).
2. Костные рыбы. Наиболее многочисленная группа рыб. Они усвоили самые разные участки Черного моря. Их размеры варьируют в широких пределах: самая маленькая до 5 см бычок- жаба, самая крупная до 420 см белуга. Ставрида, хамса, скумбрия, кефаль- основной рацион питания наиболее крупной рыбы пеламиды. Луфарь, морская игла, морской конек и многие другие рыбы пополняют этот класс. Обитателем Черном море также является самая ядовитая рыба европейских морей морской дракон, или скорпион. Длина 40 см. Ядовиты первые три иглы спинного плавника и шипы жаберных крышек.Рыбы играют очень важную роль в экосистеме,т.к. у молодых и взрослых рыб могут меняться предпочтения в пище ( слайд 20).
3.Хрящевые рыбы - кошачья акула и катран. В отличии от других рыб у них отсутствует плавательный пузырь, наличие жаберных щелей, хрящевой скелет. Типичные хищники, для человека угрозы не представляет. Катран имеет промысловое значение; особую ценность имеет печень из-за большого содержания в ней витаминов и масла (слайд 21).
И, конечно же, интеллигентами водной стихии считаются дельфины из класса Млекопитающие. Их обитает три вида: они занимают вершину экологической пирамиды, так как регулируют взаимоотношения всех экологических групп в сообществе Черного моря ( слайд 22).
Выступление четвертой группы « Перифитон»
- Удивительная группа живых организмов. Они селятся на различных субстратах в толще воды. Это ленивые блюдцеобразные моллюски -пателла. Они с силой присасывается к субстрату и чтобы оторвать ее, необходимо приложить силу. Губки- наиболее примитивные многоклеточные животные , они почти не имеют врагов, за то они очищают воду от органических остатков и служат убежищем для ракообразных, червей, моллюсков. В Черном море обитает всего 29 видов губок. Поселяются они на набережных, железных опорах, на скалах и в прибрежном мелководье. Губки рода Клиона часто поселяются на створках моллюсков. И когда на черноморском пляже встретите продырявленные раковины, знайте, что это проделки клиона (слайд 23).
V. Закрепление.
Учитель: работа участников информационного центра научно показала, что экосистема Черного моря представлена различными экологическими группами и между ними существует взаимосвязь (слайд 24).
Вопросы к классу:
-важна ли в экосистеме Черного моря пищевая цепь? Почему?
Дидактическая игра «Пищевая цепь» с использованием карточек «Жизнь в Черном море» учебного пособия «Шкатулка Черного моря». Приложение 1.
Дидактическая игра «Кто я?» с использованием карточек « Жизнь в Черном море». Приложение 2.
- Какова структура экосистемы Черного моря? (продуценты, консументы, редуценты).
- Что такое экологическая пирамида? (слайд 25)
Задание.Построить экологическую пирамиду Черного моря с указанием коэффициента перехода массы и энергии с одного трофического уровня на другой, используя все экологические группы.
(задание выполняется в рабочей тетради)
VI. Итоги. Рефлексия.
Игра « Откровенный разговор»
Наш урок завершился, но…
Главное, что я могу сказать…
Новое на этом уроке…
Я впервые задумался о…
Я это применю для…
Наш урок мне поможет …
VII.Домашнее задание.
1.Подготовить информацию на тему « Черное море. Это интересно знать»
2. Составить экологические задачи по экосистеме Черного моря.
Литература и электронные ресурсы:
1. Шкатулка Черного моря. Комплект учебных материалов по Черному морю.
2. Биология. Р.А.Никифоров, Т.Н.Попова- Симферополь «Интеллект»-1999
3.Сайт http://blacksea-education.ru создан на основе фрагментов книги Жизнь Черного Моря (А.О.Вершинин, 2003, 2007)
4.По материалам сайта Энциклопедия Чёрного Моря.
Приложение 1.
Дидактическая игра «Пищевая цепь»
Назначение: создать модель пищевой цепи, показывающей пищевые отношения между организмами в водной среде обитания.
Учеников класса разделить на группы по 4 человека. Выдать каждой группе карточки « Жизнь в Черном море» с изображением представителей различных экологических групп. Попросить каждую группу расставить выданные им группы организмов по порядку, начиная с продуцентов. Убедиться, что каждая группа расставила цепь в правильном порядке. Проверить работы групп, которые завершили задание.
Приложение2. Дидактическая игра «Кто я?»
Назначение:-Научиться узнавать организмы, изображенные на карточках «Жизнь в Черном море», по их характерным признакам, а также распределить их по экологическим группам.
Повесить плакат «Жизнь в Черном море» и сказать ученикам, что они могут пользоваться этим плакатом во время игры.
Раздать всему классу по одной карточке каждому. Попросить учеников найти тех, кто имеет карточку с аналогичным изображенным организмом и сформировать с ним группу. Подождать пока не образуется 4 группы. Затем группы вслух высказывают свои догадки.
Приложение 3. Презентация к уроку « Экологические группы гидробионтов Черного моря»