Урок» У Чёрного моря»
Урок по теме: «У Чёрного Моря»
(Окружающий мир. 4 класс)
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.
Совершенствовать речь, умение наблюдать.
Воспитывать бережное отношение к природе
Развивать речь, память, мышление
Оборудование:
Карта природных зон; картины «Пустыня. Зона лесов. Черноморское побережье Кавказа», презентация «Черноморское побережье Кавказа», «Пустыня», «Животные Черного моря»; гербарий, глобус, тест.Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока(слайд 1, 2. –презентация: «У Черного моря») - Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
Проверка знаний и умений
- В каких природных зонах мы уже побывали? (показ по карте природных зон)
Индивидуальная работа по карточкам (4 чел.)
- Проститься с пустыней не будем спешить –
О ней сейчас мы будем говорить.
Пустынь в России немного у нас
О географическом положении и климате послушаем рассказ.
- У нас на прошлом уроке ребята брали задание по желанию.
а) - Кто у нас хочет ответить на этот вопрос? –слайд 5, 6, 7, 8, 9 – презентация: «Пустыни») б) - Как растения приспосабливаются к климатическим условиям пустыни?
.--- кто желает ответить? – слайд 10, 11 –презентация: « Пустыни»)в) - Какие животные населяют пустыню? (слайд 12, 13, 14, 15 – презентация: «Пустыни».)- Проверка задания на доске – объяснить почему?
- Выберите таблицу с изображением пустыни. Объясните, почему в
пустыне такая пышная растительность. Это оазис. – слайд 24. – презентация: «Пустыня».
Физминутка – звучит музыка (Шум моря)
- Мы с вами побывали в пустыне,
нам жарко и сейчас мы побываем на берегу моря.
I I . Работа над новым материалом.
Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать,
а зону субтропиков России изучать.
- На каких черноморских курортах вы отдыхали?
- Расскажите о своих впечатлениях.
- Чем вам запомнились природа и климат этой части страны?
- на доске
«Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона» ( -слайд 3 – презентация: « У Черного моря»).-Что же обозначает слово «субтропики»?
(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)
- а что означает приставка «суб-»?
- В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны. - Как вы думаете, когда вода теплее – днем или вечером?
- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы изучаем?
- Солнце за лето нагревает море, а оно зимой отдает свое тепло побережью.
Климат (слайд 4) – презентация: «У Черного моря».
Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья
- Каким образом Черное море и горы Кавказа влияют на влажность побережья?
Ш. Самостоятельная работа. (Раздать небольшие тексты для подготовки)—5 минут.
Демонстрируются слайды с фотографиями субтропических растений, произрастающими на черноморском побережье.
Учитель: Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат?
Растениеводство в субтропиках- (слайд 6) .
Учитель: Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?
Животный мир - (слайд 1, 2).Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса).
Учитель: Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных?
Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы, саранча) (слайд 3 – « Животные Черного моря»))(Ответы детей)
(слайд 4 – «Животные Черного моря») Фотографии морских птиц (чайки, бакланы)
Учитель: Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.
(Слайд 5, 6, 7, 8 – «Животные Черного моря»)
Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).
(Ответы детей)
Всероссийская здравница (слайд 11 –презентация «У Черного моря»)
Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.
Как вы думаете почему?
2.Где можно отдыхать и лечиться?
3. А какие курортные города вы знаете?
4. Какой вред наносят природе отдыхающие “дикари”?
5. Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период?
6. Для чего нужно беречь и охранять природу Черноморского побережья?
7. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?
Прочитать по учебнику стр.137 - в рамке «Внимание!
8. Экологические проблемы : Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его .(стр. 137.)
Закрепление изученного материала.
ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа” (слайд 12-13 )IV. Итог урока.
(Слайд 14 ) –(включить музыку «Шум моря»).
Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.
А.С. Пушкин
V. Оценка за урок
VI. Домашнее задание
Стр. 132 – 140, о редких растениях и животных.
Подготовить сообщение об обитателях Черноморского побережья.