Разработка урока по литературному чтению на темуНам школа в жизнь открыла дверь. (По произведению С.Михалкова «Школа») (УМК Начальная школа 21 века, 4 класс)


Тема урока: « Нам школа в жизнь открыла дверь»
(По произведению С.Михалкова «Школа»)
Тип урока: урок применения предметных умений.
Целевое назначение: применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности.
Цели урока: познакомить детей с произведением; показать значение художественного мастерства поэта; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать умение работать со справочной литературой; развивать умение работать в группах; пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, развивать эстетический вкус.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод, исследовательский
Формирование УУД:
- Личностные УУД: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, выявление смысла стихотворения, сопоставление различных понятий, приемов анализа литературного произведения.
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; самостоятельная организация деятельности при работе с разными источниками информации.
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание заложенного автором в литературных произведениях позитивного отношения к жизни.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка проблемы.
Однажды в сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я встретила слова, которые меня заинтересовали: «Все мы родом из детства. Все взрослые когда-то были детьми, только…»
-Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью?( …)
-Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?
-Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений.
3) Актуализация знаний.
Итак, как обычно начнем урок с «Мозгового штурма».
-Перед вами список литературоведческих терминов. Объясните значение известных вам слов. (Дети дают точные формулировки)
Поэзия
Рифма
Строфа
Воспоминания
Мемуары
Автобиография
Буриме
-Какое слово вызвало затруднения, показалось незнакомым? (Мемуары.)
-Как нужно поступить в случае затруднения? (Добыть информацию. Обратиться к справочной литературе.).
*Работа со справочником «Книгочей». (Дети сами открывают оглавление, в алфавитном указателе ищут слово, открывают нужную страницу, зачитывают объяснение значения.)
4)Самоопределение к деятельности.
-Посмотрите на термины еще раз. Постарайтесь определить, чем мы будем заниматься на уроке? (Много слов касается стихотворного жанра, значит, мы будем знакомиться с новым стихотворением.)
-Разве воспоминания, мемуары, автобиография сочиняются в стихотворной форме? Или эти слова попали в список случайно? (Видимо, стихотворение будет автобиографичным.)
5) Работа по теме урока.
* Слово об авторе.
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Михалкова. Прочитайте тему урока. Как она перекликается с нашими знаниями о творчестве поэта? ( С.Михалков сочинял стихи для детей и о детях. А дети неразрывно связаны со школой.)
-Я просила вас найти информацию об авторе. Коротко расскажите её по плану:
=Даты жизни и смерти.
=Семья поэта.
=Учеба и становление таланта.
=Тематика произведений.
=Самые известные произведения.
=Интересные факты из жизни.
* Первичное восприятие текста. Инсценировка произведения.
Целевой вопрос: О чем говорится в стихотворении?
-Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.
(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. )
-Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.
* Чтение стихотворения учащимися.
*Анализ произведения.
-Определите жанр произведения. ( Стихотворение.)
-Сколько строф в стихотворении? (10 строф)
-Что вы можете о них сказать? ( Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)
-В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.
( Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.)
-Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)
*«Проба пера». Проверка домашнего задания.
-Я предлагала вам заранее попробовать сочинить несколько строчек в стихотворной форме о нашей школе. Кому удалось выполнить задание? (…)
-Молодцы! А теперь в продолжении темы давайте споем гостям одну из самых любимых песен нашего класса «Листвой шелестит сентябрь»
(Во время исполнения песни у гостей имеется возможность познакомиться с фотографиями жизни нашего класса, составленными в виде презентации)
* Работа в группах. Литературная игра «Буриме»
(Группам учеников предлагаются карточки с набором рифм. Ребята должны за определенное время составить четверостишия.)
6) Рефлексия.
Проверка усвоения литературоведческих терминов по карточкам.
7) Итог урока.
-Давайте вернемся к началу урока.
«Все взрослые когда-то были детьми, только… мало кто из них об этом помнит.»
-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.
-Понравился ли вам урок?
-Какой вид деятельности показался более полезным… интересным…?
-Кто хочет похвалить себя?
-Кому нужно над чем-то поработать?
8) Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения, выполнение заданий в рабочей тетради.
Приложение №1
Текст Листвой шелестит сентябрь
Пусть осень пройдет золотая,
Метель бушевать перестанет
И солнце, смеясь и сверкая,
В начальные классы заглянет.
Здесь к знаниям новым спешили
Мы с первым учителем вместе,
Росли, удивлялись, дружили
И пели любимые песни.
Припев. Листвой шелестит сентябрь,
И вновь расцветает май.
Мы будем любить тебя,
Начальная школа, знай!
Наш класс, озорной и веселый.
Зачеты, уроки, задачи...
Сегодня начальная школа
Нам в жизни желает удачи!
Откроются двери, и снова
Ты встретишь своих первоклашек.
Мы знаем, начальная школа,
Ты в сердце останешься нашем!
Припев.
Приложение №2
Рифмы для игры «Буриме»
страна – одна
пора - мастера
пир - мир
Мурка - шкурка
море - горе
песок - носок
в лесу - принесу
хлам - нам
зайка - стайка
шкатулку - булку
цветы - мечты
учитель - мучитель
кресло - тесто
творог - пирог
мел - сел
доска - тоска
праздник - безобразник
руки - от скуки
Егор - помидор
вор - забор
Приложение №3
Карточки с литературоведческими терминами
поэзия
мемуары
рифма
автобиография
строфа
буриме
воспоминания