Методическая разработка урока на тему Зональность географической оболочки, 7 класс







Зональность географической оболочки
7 класс





Яковлева Анна Ильинична
Учитель географии
МБОУ СОШ №48, г. Чебоксары




















Урок по географии в 7 классе.

Тема. Зональность географической оболочки.

Цель урока. Объяснить причины зональности, называть существенные признаки широтной зональности и высотной поясности. Познакомить с природными зонами, с особенностями их смены и причинами вызывающими эту смену.
Задачи урока.
1. Сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.
3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Оборудование. Карта «Природные зоны мира», рисунки с изображением природных зон, таблички с терминами: «климат», «почва», «горные породы», «рельеф», «вода», «растения», «животные».

Тип урока. Комбинированный.

Ход урока.
I. Организационный момент.
- объявление темы и цели урока;
(Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Географическая оболочка». Узнаем, почему образуются природные зоны и о закономерностях размещения природных зон. Попутешествуем по ПЗ на суше и в горах. Познакомимся с новыми понятиями: природная зона, широтная зональность, высотная поясность; с картой « Природные зоны мира»).
- запись темы урока в тетрадях.
II. Актуализация знаний.
Понятие «Природный комплекс».
Учитель: Географическая оболочка сама по себе является главным природным комплексом. А основными составляющими являются океаны и материки. Структура природных комплексов разрастается до меньших природных образований.
Например, на материки есть разные природные зоны, а в самой природной зоне есть более мелкие естественные комплексы: дерево, овраг, пойма реки.
Отличительной чертой природных комплексов можно назвать не только их уникальную взаимосвязь и взаимодействие, но и равновесие. Поэтому в последнее время возникает множество глобальных экологических проблем, связанных с воздействием человека на множество значимых природных компонентом.
Изменение одного их компонентов влечет за собой изменения во всем комплексе. Своими действиями человек часто разрушает естественную связь природной среды обитания.
Для того, чтобы предотвращать такие экологические катаклизмы, необходимо помнить об особенностях природных комплексов, и учитывать последствия, к которым приведут изменения в природной среде.

Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения (учитель называет определение, ученики определяют понятие, тот, кто отвечает, выходит к доске, учитель дает табличку с названием понятия).

- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);
- все неровности земной поверхности (рельеф);
- может находиться в трех состояниях (вода);
- все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);
- организмы потребители (животные).

- Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются? (компоненты ПК).

- Образуйте природный комплекс (берутся за руки, образуют круг).

- А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это участок земной поверхности, где все компоненты природы взаимодействуют друг с другом)

2. Определение ПК суши, океана и антропогенные ПК.
- На доске примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море). Внимательно прочтите, на какие группы можно их распределить (ПК суши, океаны, антропогенные ПК)
- Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные.
(ПК суши: лес, материк, овраг, горная система, озеро.
ПК океана: океан, залив, пролив, море.
ПК антропогенные: город, поля, фруктовый сад, парк.)

III. Изучение новой темы.
1. Формирование понятия «природная зона» (ПЗ).
-ПК отличаются большим разнообразием. Это жаркие и ледяные пустыни, вечнозеленые леса - джунгли, бескрайние степи, удивительные горы. Это и есть удивительная и неповторимая красота нашей планеты. Как образовались ПК, «материки», «океан», вы уже узнали. Природа каждого компонента неповторима, она отличается своим разнообразием климата, почвы, рельефа, воздухом, характером подземных и поверхностных вод, растениями, животными. На их территории формируются свои природные зоны.
Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам меняется соотношение тепла и влаги меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Географическая зональность свойственна всем природным компонентам, она отчетливо проявляется в изменении растительности, поэтому ПЗ чаще всего называют по типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни, тайга, широколиственные леса.
- Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).
- Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради). ( Природная зона – это крупный ПК с однородными температурами, увлажнением, схожими почвами, растительным и животным миром.)
2. ПЗ океана.
Учитель: ПЗ есть и в океане. Это обширные водные пространства, охватывающие акваторию и верхние слои воды до нескольких сотен метров, в которых отчетливо прослеживаются особенности природы океанов, прямо или косвенно обусловленные влиянием широты местности. Они различаются водными массами, но внешне не отличаются. Называются, как и климатические пояса.
3. Размещение ПЗ.
- Как же размещаются ПЗ на суше, какие факторы неживой природы определяют существование организмов в разных ПЗ? (заполняем таблицу в тетрадях)
Природная зона
Факторы неживой природы
Растения и животные

Влажные экваториальные лесы
Высокие температуры и большое количество осадков
Вечнозеленые многоярусные леса, обезьяны, много птиц.

Саванны и редколесья
Высокие температуры, много осадков, которые выпадают по сезонам
Травы, редкие деревья. Антилопы, грызуны, лев, гепард.

Пустыни
Дефицит влаги, засушливый климат
Верблюжья колючка, саксаул, вельвичия. Верблюды, насекомые, вараны, тушканчики.

Широколиственные и смешанные леса
Теплое лето, нехолодная зима
Сосна, дуб, береза, липа, клен. Волк, лось, косуля, лисица, енот, тетерев, синица.

Тайга
Прохладное лето, холодная зима
Хвойные леса: ель, сосна, кедр, лиственница. Бурый медведь, лось, олень, волк, глухарь.

Тундра
Холодная зима, немного теплое лето
Мхи, кустарнички, карликовые деревья.

Арктические пустыни
Низкие температуры круглый год
Белый медведь, полярная куропатка, лемминг.


-Итак, мы закончили наше путешествие. Попробуем сделать вывод. Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)
3.1. Широтная зональность.
- Географическая (широтная) зональность – это следствие шарообразности земли. Закон географической зональности состоит в том, что компоненты природы и природные комплексы закономерно изменяются по направлению от экватора к полюсам.
3.2. Высотная поясность.
Высотная поясность, высотная зональность – закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).
- Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).
Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:
1. тайга;
2. горная тундра;
3. снега.
- Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты)
Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: на 1 км подъема температура воздуха снижается в среднем на 6°C, уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает интенсивность солнечной радиации, до высоты 2-3 км увеличивается облачность и количество осадков. По мере нарастания высоты происходит смена ландшафтных поясов. Величина солнечной радиации увеличивается вместе с радиационным балансом поверхности. В результате температура воздуха снижается по мере роста высоты. Кроме того, происходит уменьшение количества осадков из-за барьерного эффекта.
Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное сходство в климатических особенностях, размещении растительности и почв. Но многим поясам невозможно найти широтные аналоги.

IV. Закрепление.
1. Чем мы с вами сегодня познакомились?
2. Закончите предложения:
1) Целостность ГО обеспечивается ________________________________
2) Широтная поясность – это ______________________________________
3) Природная зона – это __________________________________________
4) Высотная поясность – это ______________________________________

V. Домашнее задание.
- § 15
- перечислить и объяснить размещение ПЗ вдоль 40є с.ш. на материке Евразия с запада на восток.


Литература.
Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, И.Н. Алексеевского «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций / Л.В. Пацукова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 344 с. – (Инновационная школа).
География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов» / сост. Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 246 с.
О. В. Крылова «Уроки географии, 7 класс». «Просвещение», Москва 1990
Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии, 7 класс». «Вако», Москва 2005
И. И. Нагорная «Поурочные планы. География, 7 класс». «Учитель», Волгоград 2003
Н. В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т. К. Торопова и другие «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы» «Учитель», Волгоград 2008
Энциклопедия для детей «Аванта +» География. Москва 1997
15