Урок по географии для 8 класса «Крупный природный комплекс – озеро Байкал».
Урок географии в 8 классе.
Автор: Учитель географии Горбань Татьяна Петровна.
Тема урока: Крупный природный комплекс – озеро Байкал.
Цели и задачи урока:
Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности;
Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения;
Развитие эмоционально-ценностной сферы каждого ребенка, познавательных способностей и качеств личности обучающихся;
«Кто Байкал не видел, тот в Сибири не бывал» - говорят Сибиряки..Сейчас мы познакомимся с этим чудом природы. Озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
Показ фильма о Байкале 7 мин.
Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.
1 карточка - геологам
1) Определите возраст котловины озера Байкал.
2) Какие очертания имеет озеро, почему?
3) Почему озеро является самым глубоким в мире?
4) Каков характер берегов озера?
5) Какими породами сложены берега?
6) Какие острова находятся в озере?
2 карточка - гидрологам (лимнологам)
1) В чем уникальность воды Байкала?
2) Прозрачность воды.
3) Химический состав воды.
4) Реки, впадающие в озеро.
5) Реки, вытекающие из озера.
6) Ледовый режим, температура воды.
7) Движение воды.
8) Наука, изучающая природу озер, называется ...
3 карточка - историкам
1) Как называют Байкал буряты - коренное население побережья озера?
2) Когда впервые на берегах озера появились русские?
3) Что такое «Житие протопопа Аввакума?
4) Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?
5) Кто из ученых занимался изучением Байкала?
6) Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?
4 карточка - зоологам и ботаникам
1) В чем уникальность фауны озера Байкал?
2) Какую роль играет планктон озера?
3) Чем уникальна рыбка голомянка?
4) Назовите представителей фауны озера?
5) Какие животные имеют промысловое значение?
6) Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
7) Каков тип растительности Прибайкалья?
5 карточка - экологам
1) В чем значение озера Байкал для человека и для природы?
2) Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
3) В чем причины изменения природы озера Байкал?
4) Каковы пути решения проблем Байкала?
6 карточка - климатологам
1) Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
2) Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
На обсуждение группам даётся 10 минут. Далее предоставляется слово группам специалистов. Остальные слушают и кратко конспектируют.
Итог урока.
После заслушивания отчётов в тетрадях у учащихся должна быть краткая запись. Группы задают друг другу вопросы.
Оценивание учащихся, рефлексия.
(на фоне видеоряда и музыкального сопровождения) Урок я хочу закончить стихами М.Сергеева: Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал. И сам он – величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полёт строптивый, И ветра гул, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер – баргузин. В этом, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь!
Домашнее задание.
Пар. 39. Читать, ответить на вопросы после пар. Составить 5 вопросов, которые начинались со слова «Почему..?»