Урок по окружающему миру в 4 классе на тему Моря, озёра и реки России
Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе «Лидер».
Дата: 13.10.2015 г.
Класс: 4 «Лидер»
Предмет: Окружающий мир А.А. Плешакова.
Тема: Моря, озера и реки России
Цель: Способствовать формированию умения работать по карте.
Задачи: 1. Находить на физической карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте;
3. Обозначать (отмечать) географические объекты на контурной карте.
Личностные результаты: готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; навыки адаптации к миру, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениям одноклассников, гибкость в суждениях в процессах диалогов со сверстниками и взрослыми; понимание и сопереживание чувствам других людей;
Метапредметные результаты: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течении всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения УЗ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; понимать различные позиции других людей, отличных от собственных, признавать свои ошибки, озвучивать их; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты: находить на карте мира РФ, на карте России — Москву, свой регион, его главный город; показывать на карте границы России, местоположение географических объектов.
Оборудование для учителя: Политическая карта мира, Физическая карта России, Карта полушарий, презентация слайдов, видеофрагмент наводнения.
Оборудование для ученика: учебник, РТ, тетрадь « Проверь себя», 3 цв. карандаша (к,ж,с.).
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, дети, лучшие на свете! Сегодня к нам на урок пришли гости-учителя. Давайте поприветствуем их.
Ровно встали, тихо сели, Головами повертели, сладко-сладко потянулись, и друг другу улыбнулись))) Начинаем наш урок!Актуализация опорных знаний.
Даны слова: Россия. Рельеф (форма земной поверхности). Что вы можете сказать?
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.
Россия – страна огромных равнин и величественных гор. Крупнейшие равнины России – Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.
- Назови и покажи на карте равнины России. (Работа в паре).(Соблюдать правила показа географических объектов: площади обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку)
- Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая – к плоским?- Какие горы нашей страны знаешь? Покажи их на карте. (Работа в паре)
- Молодцы! Сделаем вывод!
- Вывод: Россия богата земельными ресурсами (много равнин и гор).
3. Постановка проблемной ситуации.
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.
Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)
- А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по карте видно, что много морей, озер, рек.- Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.
- А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.
- Что мы не умеем, ребята?
Задача нашего урока какая:
1. Находить и показывать на карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)
3. Отмечать географические объекты на контурной карте.
Операционно-содержательный этап.
План:
Какие моря омывают берега России?
Какие озера самые крупные?
Какие реки самые крупные?
Откройте в учебнике на с.58-59 физическую карту России.
Работа в паре.
Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево,Карское, Лаптевых, В-Сиб, Чукотское), Тихого океана. (Моря надо обводить указкой вокруг).
Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.
С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Черное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. ( Море-часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями)
Что вы можете рассказать по карте о морях России? (или Работа с учебником) (Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.)
(Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)
(Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.)
Правила работы с к\к.
1. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
2. Названия морей, озер и рек пишите четко, печатным шрифтом.
3. Объекты рельефа наносятся черным цветом, водные объекты – синим.
4. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 моря России. (12 морей).
Тихий океан Северный Ледовитый океан Атлантический океан
Охотское море Белое море Балтийское море
Японское море Баренцево море Чёрное море
Берингово море Карское море Азовское море
Море Лаптевых Чукотское море Восточно-Сибирское море Вывод: Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Показ на карте 12 морей.
-Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.
- Что вы можете рассказать о них по карте? (В России множество озер. Самое большое Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое озеро в мире Байкал. Его глубина- 1637 м.Крупнейшие озера в Европейской части России – Ладожское и Онежское. Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Онежское озеро – второе по величине в Европе.)ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 озера России.
Сделаем вывод! Крупнейшие озера России - Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Показать на карте.
- Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Расскажите об этих объектах.
(В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. Самые крупные реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Москва стоит на реке Москва. Еще какие города стоят на реках?)
- Научитесь правильно показывать на карте реки: их всегда показывают от истока к устью.
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 эти объекты.
Сделаем вывод!
Вывод: Крупнейшие озера России- Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Показ на карте.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Задача урока – …. Мы выполнили задачи урока? Да.
Работа в тетради « Проверь себя». Задание на с. 22, 23.
Проверка работ. Оценивание.
Оценивание работ. Итог урока.
Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду! Спасибо за урок!