В помощь учителю и классному руководителю: Правосознание подростка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Формирование у подростка правосознания,
культуры поведения, ответственности за свои поступки
в школе, семье, общественных местах.
(родительский лекторий)
Подготовила Е.Н.Куртова,
факультет «Семейное воспитание»
2012-2013 учебный год
Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступает в противоречие с правом. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В последние три года в России отмечается непрерывный рост детской преступности. Число неработающих и неучащихся трудоспособных подростков, совершивших преступления, возросло почти в два раза. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на один, девчонки не дерутся и т.д. Конечно, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как -то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Что же происходит сейчас? Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девочек, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а. подрастая, превратились в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучительной смерти своих друзей, близких, знакомых и незнакомых, безжалостно насилующих тех, с кем недавно сидели за одной партой, кого дёргали за косички, кому предлагали мальчишескую дружбу. Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения. За последние три года 40 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований – среди осуждённых за изнасилование подростков около 48% - дети из неполноценных семей. Эти удручающие цифры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость. Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между её членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье. Отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжёлое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты. К числу причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребёнку; воспитание, характеризующееся явным эмоциональным отражением его (примером является воспитание по типу Золушки). Существуют также семьи с неявно выраженным отторжением ребёнка. Имеется ряд причин, обусловливающих чёрствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, когда родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребёнку, поскольку он появился на свет не тогда. Когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестаёт любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим её. Некоторые отцы и матери не испытывают тёплых чувств к детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребёнок «приличных» родителей.
Можно выделить несколько типов трудных подростков:
Первая группа. Её характеризует устойчивый комплекс антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные особенности: иждивенчество, стяжательство, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие, как энергичность. Упорство, стремление к первенству и престижу.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать, и подчиняться.
Для третьей группы характерно противоречие между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения проступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.
Четвёртую группу составляют подростки, для которых характерно безволие, лёгкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы. Подростки, легко поддающиеся различным влияниям, входят в пятую группу.
Часто у значительной части детей правонарушения являются следствием притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Прежде всего речь идёт об обретении прав в сфере общения со взрослыми и тем, что составляет собственно детскую жизнь: быть защищённым перед взрослыми, не зависеть т них, иметь право спорить, осуждать взрослых, право на решение вопросов, касающихся детей. Противоречие между ранними побуждениями чувства собственного достоинства юного человека и противостоящим ему косным, консервативным педагогическим мышлением взрослых – одна из наиболее явных причин напряжённости в подростковой среде. Ситуация усугубляется ещё и низким уровнем демократической и правовой культуры ребят, а также отсутствием механизма психологического и правового разрешения их конфликтов со взрослыми.
От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. В общении с подростками мы должны стремиться к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и переживали непримиримость, ненависть к социальному злу, бесчестью, несправедливости. Очень важно, чтобы сферой утверждения и выражения чистых, моральных чувств была богатая эмоциональная жизнь, личное отношение человека к значительным социальным, общественно-политическим явлениям. Такое отношение можно формировать в процессе бесед с подростками в семье, во время совместных попыток с ним разобраться в происходящих событиях. Ведь корни аморальных явлений в среде подростков питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств. Во время обсуждения с детьми книг, статей, радио и телепередач, посвящённым правовым вопросам, необходимо формировать чувство долга и ответственности. Внушать мысль о том, что человек, который не знает границ своим желаниям и не умеет соотносить их с интересами других людей, никогда не станет хорошим гражданином. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. «Не знал», «не думал», «не хотел» - этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного, поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Социальная ответственность служит показателем социальной зрелости личности и определяет поведение человека. Формирование социальной ответственности необходимо осуществлять на каждом этапе развития личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения является подростковый возраст, когда интенсивно формируется личность, её интеллектуальные и нравственные ценности. Внешний мир, поведение других людей находятся в сфере интересов подростка. Особо важным для них становится оценка своего собственного поведения, сравнение себя с окружающими людьми. В связи с этим подростка не так сложно вовлечь в процесс самовоспитания. Но жизненные цели подростков ещё не сформированы, личный опыт ограничен, чувство самоконтроля выражается слабо, поэтому важно именно в этом возрасте помочь разобраться в себе и, вовлекая его в общественно значимую деятельность, учитывать особенности данного возраста.
Одной из причин правонарушений подростков является бездуховность жизни семьи. Примат материальных потребностей в условиях, когда их удовлетворение мало зависит от количества и качества труда, приобрёл в нашем обществе уродливые формы, что оказывает на детей и молодёжь калечащее, деформирующее личность влияние. Стремление к обладанию различными потребительскими благами, жажда престижных, а порой запретных удовольствий – вот главная внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. Ведь нет в принципе «плохих», порочных по своей природе потребностей, но есть безнравственные, асоциальные средства и способы их удовлетворения.
На недобрые поступки детей толкает и зависть. Зависть может быть возможным источником трудновоспитуемости подростка. Это неприязненно-враждебное чувство к чьим-то успехам, популярности, моральному превосходству. Нередко она вырастает из осознания своей ущербности в сравнении с другими, из искажённой потребности в самоутверждении. Зависть может возникнуть как следствие неумения родителей развивать его дарования и способности. Очень важно, чтобы ребёнок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому-либо делу, где бы проявлялись его способности, одарённость. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребёнка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых.
Хорошим подспорьем в работе педагога стали статьи из журнала Крестьянка о работе с детьми разного склада характера. Прошу прощения у авторов стать, что не могу привести их фамилии и инициалы. Но очень многие наработки стала использовать в повседневной деятельности учителя и классного руководителя.
Особенности работы с агрессивными детьми.
В каждой школе и даже классе встречаются учащиеся с «трудным» характером. Многолетний опыт общения с родителями и детьми, консультации и рекомендации психолога, помогают выявить действительные причины конфликтности ребенка и предлагают несколько вариантов решения проблемы.
Дети с явными или скрытыми претензиями на лидерство, которое им никак не удается реализовать.
Ребенок с завышенными претензиями оказывается в центре внимания, однако оно со знаком минус: он конфликтен, плохо идет на компромисс, часто бывает ябедой или занудой, для которого важнее всего в любых обстоятельствах доказать свою правоту. Рука об руку с завистью идет ревность, он не терпит конкурентов.
Что мешает «лидерам-неудачникам» добиться победы? Несоответствие способностей уровню претензий: повышенная ранимость, когда малейшая неудача воспринимается как катастрофа и в душе поселяется страх поражения; отсутствие психологической гибкости; неумение быстро сориентироваться в новой обстановке; зацикленность на себе и, наконец, трусость.
Задача педагога: ориентировать на успех вместе с другими и во имя других.
Раньше мы говорили:
- Потерпи, Кристина. Ты в прошлый раз выступала первой. Пусть на этом занятии первым будет кто-то другой.
Теперь же говорим:
- Кристина, а давай сегодня ты будешь самой благородной и терпеливой? Как ты думаешь, ты сможешь пропустить вперед четырех ребят и не расстроиться? Неужели? Вот это да! Смотрите, ребята, какая Кристина благородная! Ведь ей очень хочется выступить первой, а она согласилась спокойно дождаться своей очереди и внимательно посмотреть сценки, которые вы приготовили.
Индивидуалисты по натуре, они не склонны к сопереживанию, дух соперничества отделяет их от других. Необходимо постараться расширить в их представлении категорию «моё» . Чем больше людей будет включено, тем лучше. «Он такой сильный, опытный, будет помогать». У активных, энергичных натур боязнь поражения (от непомерной гордыни, самолюбия) в подростковом возрасте может проявиться в форме хулиганских выходок.
Не надо ждать, когда у ребенка проявятся ярко выраженные интересы и склонности. Тех, что уже имеются вполне достаточно, чтобы «назначить» его в чем-то лидером. Живой, подвижный ум – самый находчивый и сообразительный. Немного тугодум – на вооружении пословицы: «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Поспешишь – людей насмешишь.
Опасно втискивать лидера в слишком тесные для них рамки, однако не менее опасно навязывать роль лидера ребенку, который не особенно на нее претендует.
При работе с невротиками не следует акцентировать внимание на их агрессивность, ибо она есть знак отчаяния, отверженности, забитости. Как только даешь ему минимальную возможность самоутвердиться, вспышки агрессии исчезают начисто. Невротики обычно зажаты и их надо растормошить.
У детей психопатического склада агрессия иной природы. Здесь как раз необходимо обращать на неё особое внимание, фиксироваться на ней (одёрнуть, остановить, не дать ещё больше раскалиться)
Агрессия психопата происходит от излишней расторможенности, и ему совершенно необходимы жесткие рамки, чтобы, насколько это, возможно, упорядочить царящий внутри хаос. Далеко не все родители это понимают, и еще меньше таких, которые способны на деле оказывать стойкое сопротивление разбушевавшемуся ребенку. Большинство пасует и даже подводит под свою слабость теоретическую базу: дескать, жесткий отпор вызывает, чуть ли не стрессовое состояние и только усиливает агрессию.
Поначалу психопатичный ребенок может в ответ на строгое отношение к своему буйству забиться в истерике, крушить все вокруг, броситься на взрослого с кулаками. Но если не дрогнуть, не сорваться на ответную истерику или не поспешить «загладить свою вину», мгновенно уступив ребенку и задобрив его ласками и подарками, - произойдет неожиданное: «агрессор» испытает что-то вроде душевного просветления после бурного переживания.
Когда попадаются такие дети, не надо бояться бурной реакции на жесткий отпор, а, напротив – в какой-то мере провоцировать её. С такими детьми эффективнее работать в дошкольном возрасте. Т.к. они еще совсем (или почти совсем) не умеют сдерживаться. В школьном возрасте ребенок волей-неволей приучается умерять свои капризы на людях. И хотя это вроде бы положительный момент, однако, агрессивная психопатическая энергия, загнанная внутрь, исподволь дестабилизирует психику, затуманивает интеллект. С ними лучше начинать работать как можно раньше. В работе с агрессивными детьми-психопатами следует, с одной стороны, вызвать разрядку, с другой – обеспечить сильное положительное подкрепление. Дав ему понять, что «номер не пройдёт», не менее важно, как только он прекратит свое буйство, немедленно возвысить, «назначить» в чем-то самым лучшим, самым главным.
Агрессия психопата, вызванная ситуацией, непродолжительна. Она есть следствие дисбаланса, эмоциональной нестабильности. В таком ребенке легко вызвать жалость, раскаяние, прилив самых нежных чувств к тому, кто только что был объектом его гнева.
У агрессии бывает еще более сложная природа – шизофреническая.
Такие дети в ответ на самое невинное, часто случайное внешнее раздражение (предположим, кто-то толкнул, проходя мимо) дают совершенно неадекватную реакцию: начинают кричать, ругаться, бросаются в драку.
У ребенка-шизофреника все наоборот: задели локтем – сделали нарочно, чтобы оскорбить. А кто может оскорбить? Недоброжелатель. Это противник – враг. Агрессия не затухает, а разрастается порой до вселенских масштабов. Часто дети жалуются, что кругом одни враги. Свою агрессию считают вынужденным сопротивлением всеобщей враждебности. Переубедить их крайне трудно, в ряде случаев – невозможно.
Они ригидны, то есть не пластичны. Кажется, что имеешь дело не с человеком, а с незыблемой скалой. Работая с детьми- психопатами стоит фиксироваться на агрессии. Но при этом следует обучить ребенка контролировать свои чувства, умерять бурные порывы.
Фиксироваться на агрессии шизофреника следует по-другому и с другой целью. Во-первых, в отличии от психопата фиксация должна происходить не в сам момент агрессии, а с упреждением или, напротив, постфактум. Такие дети любят анализировать, рассуждать, они резонёры. Что ж, надо этим воспользоваться. Получив отпор, ребенок не должен чувствовать себя отвергнутым бесповоротно и навсегда.
Во-вторых, необходимо неустанно внушать, что агрессивность – недостаток, проявлять её дурно. Вроде бы такая очевидная вещь! Но что очевидно для обычных людей, может быть вовсе не очевидно для шизофреника. В нем живет глубинная неадекватность на уровне самых простых человеческих отношений. И он вполне может считать, что не делает ничего плохого, кидаясь на окружающих с криками и кулаками. Напротив, он бывает уверен, что «воспитывает хулиганов», по меньшей мере, отстаивает своё поруганное достоинство. Главное же, что ему нужно постараться внушить: агрессия невыгодна, нерациональна. У нас есть возможность навязать правильную модель поведения опосредованно, под предлогом работы над ролью.
- Вживайся в образ. Ты же артист! Ну-ка покажи, как ты сдержался и не дал сдачи, когда мальчик вчера толкнул тебя на переменке!
-Да, я не сдержался, я его стукнул!
- А ты сыграй! Как будто ты сдержался. И скажи, что ты в этот момент почувствовал, как ты убедил себя сдержаться? Молодец! Здорово! Посмотрите, ребята, какой талантливый актер А как ты был потом собой доволен, горд? Покажи! Замечательно! (Бурные аплодисменты).
НЕВРОЗЫ – это пограничные состояния. Так вот: границу перейти недолго!
У нормальных детей агрессия – реакция на усталость, обиду, излишнее давление со стороны окружающих, на внутренний (боль в животе) или внешний (ссоры близких) дискомфорт. Но эта агрессия не закрепляется, не входит в привычку, не становится патологической составляющей характера. Хотя, если источник дискомфорта становится постоянным, это почти обязательно приводит к вторичной невротизации.
Нельзя не учитывать и природных особенностей, в том числе и половых. Мальчики. Как правило, более агрессивны и конкурентны, чем девочки. Детскую агрессивность не только можно, но и полезно переводить в игровую стихию. Полезны шумные игры, возни, драка подушками и т.д., но под наблюдением взрослых
Детскую агрессивность важно эвелировать, то есть переводить на более высокий уровень, облагораживать. Очень мирным драчливый ребенок все равно не станет, но при правильном воспитании он может стать миротворцем: защищать слабых и давать отпор их обидчикам.
Помогите успешно работать на уроке, сделайте урок легким, превратите его из утомительного занятия в радостное постижение мира, в поле положительных эмоций.
Для начала снимите утомление
ОЖИВЛЯЛКИ, ПРОГОНЯЛКИ УТОМИЛОК (по рекомендации врача-целителя Васильевой И.А.)
1. Сложить ладони под грудью пальцами вверх, сдавите основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напрягите мускулы плеч и груди, втяните живот и потянитесь вверх (как будто вы, опираясь о руки, выглядываете из окна)
2. Руки в замок, обхватить ими затылок, локти вперед. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, тяните ровно, чтобы было приятно.
3. Разотрите уши: мочки, потом целиком ладонями: вверх- вниз, вперед-назад. При этом поцокайте языком, как лошадка.
4. Массаж биологически активных зон:
- От уровня сосков до яремной ямки, с усилием, снизу-вверх по спирали, не отрывая пальцев. Отдельно, легко – яремную ямку.
- На шее под челюстями: слева, справа – мягко поглаживают большими пальцами рук.
- Перед - и за- – ушными раковинами. Указательный и средний пальцы – с силой. Улучшит зрение и слух.
- Середина лба «третий глаз». Положите три пальца на лоб, мягко надавливая, пока не почувствуете углубление.
5. «Ворона» - звук «кааарр» - поднять мягкое небо и маленький язычок (беззвучно, с закрытым ртом)
6.«Колечко»: с усилием скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу, постарайтесь дотронуться языком до маленького языка (беззвучно, с закрытым ртом), быстро, еще быстрее.
7. «Лев»: дотянитесь языком до подбородка.
8. Улыбнитесь и разрешите детям посмеяться.
9. Быстро, быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: «Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь!».
10. Закиньте голову назад, выдвиньте вперед подбородок так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание - дышите тихо-тихо, как только возможно. Посидите так около минуты. В голове ясно, распрягите плечи, руки, потянитесь и - за работу!
13PAGE 15
13PAGE 14715
15