Библиотечный урок Открывшаяся страничка сказки об осени из произведения К. Паустовского Жёлтый свет


Открывшаяся страничка сказки об осени из произведения
«Жёлтый свет» Константина Паустовского
Урок проводит заведующая библиотекой
БОУСОШ №3 станицы Динской Краснодарского края
Степанькова Ольга Николаевна.

Работа с читателями – одно из самых непростых направлений в работе школьного библиотекаря. Сложное, но очень интересное.
Каждый день в библиотеку прибегает много читателей: маленьких и больших, серьёзных и не очень.
Работая в школьной библиотеке, вижу, как меняется наш читатель.
Не спешу заявлять, что дети теперь пошли не те, читать не любят, книгу берут на один урок. Читатель, действительно, изменился, да и время другое, и другие источники информации. Жизнь изменилась, и чтобы быть «на одной волне» с подростками, надо многое изменить в себе, а чтобы быть интересным молодым людям, надо очень постараться. А воспитание вдумчивого читателя - каждодневный, кропотливый, не всегда заметный и не всегда благодарный труд, с результатом, который сразу не виден.
Читатели подрастают, уходят во взрослую жизнь, унося с собой кусочек тепла школьной библиотеки. Уходят и возвращаются. Возвращаются в сутолоке буден, для того чтобы хоть на минуту окунуться в ту атмосферу библиотечного тепла и уюта, туда, где можно поговорить почти обо всём «без жёсткого регламента урока», без нравоучений и назиданий, просто так. Я люблю такие минуты, именно в эти мгновения понимаешь, что даёшь человеку что-то большее, чем просто общение с книгой.
Мне хочется рассказать о своей работе с подростками, этими сложными, не всегда понятными окружающим личностями, яркими и индивидуальными, недоступными и ранимыми, спрятавшимися от нас за экранами компьютерного монитора. Они отгородились от нас, взрослых, другим виртуальным миром. Наушники от MP3- плеера, навороченный сотовый – попробуй пробейся. «Жёсткие, чёрствые, равнодушные, ничем не интересующиеся» - часто слышишь в их адрес.
Так ли это? Так. И не так. А вы пробовали просто взять понравившееся вам произведение и прочитать его вместе с детьми, прочитать и поразмышлять вместе над прочитанным.
Вы знаете, как внимательно умеют слушать подростки? К сожалению, им мало читали вслух в детстве. Единицы из них могут сказать, что засыпали под мамину сказку. Не вина их, а беда в этом. Мало кто знает радость совместного с родителями переживания над судьбами героев. Поводом для разговора может служить «открывшаяся страничка» любимой книги.
Я работаю со своими читателями, применяя технологию Развития критического мышления через чтение и письмо. Использую разные стратегии. Именно этим опытом мне хочется поделиться со своими коллегами
В библиотечной практике бывают такие моменты, когда в класс нужно пойти срочно: заменить заболевшего учителя. Именно в такие моменты обязательно нужно иметь под рукой готовый материал.
Бери, иди, читай и размышляй вместе с детьми. Повод для разговора на актуальные темы: бережное отношения к природе, к обездоленным и обиженным, к тем, кто находится рядом, но в череде твоих «очень важных дел» не замечается или как бы и не существует вовсе.
А надо только остановиться и оглянуться, задуматься о судьбе других.
Поможем детям сделать это на примере
Открывшаяся страничка сказки об осени из произведения «Жёлтый свет» Константина Паустовского
Подготовка.
Ha листе ватмана - большое дерево, на стволе которого вопрос:
«Что беречь?» Свои ответы на этот вопрос большие и маленькие участники урока напишут в конце на вырезанные из цветной бумаги листочках, грибочках, птичках, приклеят каждый на дерево или вокруг. Получится газета-плакат, как итог урока.
Каждый из присутствующих на занятии - и дети, и приглашенные взрослые: родные, старшие друзья, получили ксерокопию текста сказки, предварительно разделенного на смысловые части. Заранее сказку никто не читал, и в ходе занятия ее читают no частям. Поэтому части текста желательно делать на отдельных страничках, чтобы «заглядывание» «а что потом?» не мешало.
Читаем первую часть текста:
...Старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщииками), рассказывал мне сказку об осени. До тех пор я эту сказку никогда не слышал, - должно быть, Прохор ее выдумал сам.
- Ты гляди кругом, - говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, - ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная всякая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился.
Учитель. С кем мы знакомимся в начале текста?
Дети. С Прохором и с автором.
Учитель. Что мы узнали о Прохоре? Кем он был?
Дети и взрослые при ответе на этот вопрос составляют кластер.
Кластер - название такой схемы в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Or англ. cluster - гроздь.
(Вариантов такой работы может быть два. Первый - все работают по группам, каждая рисует свой кластер, а потом на доске составляют общий с учетом всех идей. Второй - кластер рисуется сразу на доске, когда участники урока с места говорят, что писать. Здесь самое трудное для учителя - писать все, что предлагают дети, не оценивая; что верно, что - нет. Неверные ответы дети отсеют и сами, но любой должны уметь доказать текстом.
Учитель. А что мы узнали об авторе?
Дети:
- Прохор называет его милым человеком.
- Это Паустовский. Он написал рассказ «Желтый свет». Он писатель.
- Мы знаем и другие его произведения (перечисляют названия).
- Автор и писатель выступают здесь в одном лице.
- Писатель написал произведение, рассказ «Желтый свет», а автор - герой произведения, который в нем зримо присутствует.
- Прохор беседует с автором и поучает его, поэтому он учитель.
Учитель. Анализируя начало текста, мы задаем различные вопросы
Какие из них «тонкие», а какие «толстые»?
Дети.
- Все вопросы о Прохоре, используемые при составлении кластеров, «тонкие». Они не требуют размышлений. Ответы на них легко найти в тексте.
- А можно задать «толстый» вопрос: когда про автора могут сказать; что он учился зря? Почему так могут сказать?
Ответ на этот вопрос требует размышления. Поэтому вопрос называется «толстым».
Дети пытаются дать ответ на «толстый» вопрос.

000000000000
Читаем вторую часть текста
К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле - главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил no ним из обоих стволов - и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли м в одночасье опали, а иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось, видел в лесу, есть лист желтый, и есть лист красный. До того вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не улетал. А леса и лето, и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. А снега не было. He было зимы; говорю! He было! Да и на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость? Какой с нее интерес? Убил дурак первую птицу - и загрустила земля.
Задания детям. Найдите в тексте предложения, в которых выражены
основные мысли сказки.
После обсуждения в группах они выделяют: ...человек в этом деле - главный ответчик.
В ходе урока высказывают свое мнение, почему же человек является главным ответчиком, поясняя, что их рассуждения являются ответом на «толстый» вопрос.
И второе предложение: Убил дурак первую птицу - и загрустила земля.
Дети. О земле говорят как о живом существе. Это олицетворение.
Учитель. Почему земля загрустила?
Вопрос «толстый» Пытаются ответить на него самостоятельно.
После обсуждения переходим к следующей части текста.
Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы, - и птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего He портить, а крепко беречь.
Учитель. Что беречь?
Дети, родители, гости пишут на заготовках свои ответы. А инициативная группа быстро приклеивает листочки и цветочки на нужные места. Далее дети комментируют то, что они написали..
И вновь возвращаемся к тексту. К его последней, четвертой, части.
- Что беречь?
Ну, скажем, птицу разную или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней
была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.
Сравниваем ответ Прохора и наши ответы на вопрос: что беречь?
И выделяем в тексте основную мысль: ...будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.
В конце урока проводим рефлексию.
Каждый текст чему-то учит.
- Чему научил этот текст нас?
Ребята рассуждают о важности бережного отношения ко всему живому.
- Понравилась вам сказка?
Сказка понравилась всем, но мнений о том, что в ней заложено было много разного. Каждое мнение нужно выслушать с вниманием и уважением. Каждый прав по-своему.