Сжатое изложение по тексту Паустовского К.Г
Автор урока Захарова Наталия Анатольевна, учитель русского языка и литературы «МОУ СОШ №5» г. Приозерск
Урок русского языка в 9 классе в формате подготовки к ГИА.
Тема. Сжатое изложение по тексту К. Г. Паустовского.
Цели: 1) обучение приёмам сжатия исходного текста;
2) развитие монологической речи учащихся (устной и письменной),
умения анализировать и делать выводы;
3) воспитание эстетических чувств.
Оборудование: текст (упр. 69), памятки, презентация учителя к уроку.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: развитие речи.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Внимательно прослушайте текст и определите его главную мысль.
(выделить ключевые слова, какое из них могло бы стать заголовком текста).
1)Однажды мы поехали рыбачить на Старую Канаву и возвращались на следующий день. 2) Подошёл маленький поезд, весь из пустых товарных вагонов. 3) Мы влезли в тот вагон, где было побольше народа. 4) Женщины везли кошёлки с брусникой и грибами. 5) Два оборванных и небритых охотника сидели, свесив ноги в открытых дверях вагона, и курили.6) Сначала женщины разговаривали о своих сельских делах, но вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон и женщины, вздохнув, замолчали.
7) Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат. 8) Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья.
8) Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза её казались золочёными. 9) Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать.
10) Когда женщины замолкли, охотник, в обмотках из солдатской шинели, сказал вполголоса своему спутнику: «Споём и мы, Ваня.»
11) У одного из них был густой мягкий бас. Он лился свободно, широко, и мы все сидели, поражённые этим необыкновенным голосом.
12) Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто даже не обернулся в её сторону, потому что это были слёзы не боли и горечи, а переполнявшего сердце восхищения.
2. Проверка первичного восприятия текста.
- Назовите подчёркнутые ключевые слова.
- Какое из них вы бы выбрали в качестве названия? Почему?
Выделение микротем (работа в группах).
- Из скольки абзацев состоит текст?
- Озаглавьте каждый абзац.
Возвращение с рыбалки.
Тихий закат.
Запела молодая женщина.
Запели охотники.
Необыкновенный голос.
Слёзы восхищения.
Проверка выполнения задания в группах.
Приёмы работы над сжатием текста.
- Соблюдая абзацное членение, сжато передайте содержание текста. Для составления текста используйте предложения составленного плана.
Работа над примером сжатия первого абзаца.
а) обращение к понятийному аппарату (работа с памяткой в парах);
б) нахождение приёмов сжатия в предложенном тексте.
Однажды мы возвращались с рыбалки в товарном вагоне маленького поезда. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками ягод и грибов, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре, вздохнув, замолчали.
Проверка.
Приёмы сжатия текста.
Составление плана.
Сокращение отдельных членов предложения.
Выделение ключевых понятий путём подчёркивания.
Установление между ключевыми понятиями смысловых связей.
Составление сложного предложения из слияния простых.
Разделение сложного предложения на простые.
Перевод прямой речи в косвенную.
Пропуск предложений с описаниями, рассуждениями.
Исключение имён собственных.
Составление осложнённого предложения из нескольких простых.
Ответ: 1, 2, 3,4, 8, 9, 10.
Работа над 2, 3 абзацами.
Из двух предложений составьте одно, используя приём 5.(2 абзац в парах, 3 – индивидуально).
Проверка.
Из окна поезда люди любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить.
Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из женщин стал ей подпевать.
-Какие типы сложных предложений у вас получились?
- Сократите предложение 4 абзаца, используя приём 7.
Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть.
Проверка.
- Самостоятельно сожмите 5 абзац, выбрав один из указанных приёмов.
5. Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников, который лился широко и свободно.(Приём 5).
Проверка.
-Какой приём вы применили?
- Прочитайте 6 абзац. Подчеркните ключевые понятия этого предложения, установите между ними смысловые связи.
(Женщины, женщина, никто; слушали, заплакала, не обернулся; слёзы восхищения).
-Что у нас получилось?
( Граммат. основы).
Составление текста.
Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся, потому что это были слёзы восхищения.
Проверка.
Чтение полученного текста, запись сжатого изложения в черновик.
- Посчитайте количество слов в вашем тексте.
5. Редактирование текста.
Один из критериев – 90 слов. У кого получилось больше, нужно сократить до 90.
У меня получился текст из 108 слов, значит, мне нужно убрать 18 слов, т.е. отредактировать черновик, зачеркнув лишние слова, но это не должно влиять на целостность, смысловую зависимость текста.
Однажды мы возвращались с рыбалки в товарном вагоне маленького поезда. В вагоне было много народу: женщины с кошёлками ягод и грибов, небритые и оборванные охотники. Сначала женщины разговаривали о своих делах, но вскоре, вздохнув, замолчали.
Из окна поезда люди (Они) любовались тихим закатом, слушали птичье щебетанье, которое даже шум поезда не мог заглушить.
Самая молодая женщина, воодушевившись, запела простую рязанскую песню, и кое–кто из женщин стал ей подпевать.
Когда женщины замолкли, один из охотников предложил своему спутнику тоже спеть.
Все были очарованы необыкновенным голосом одного из охотников, который лился широко и свободно. Все были очарованы необыкновенным голосом охотников.
Женщины слушали певцов. Самая молодая заплакала, но никто не обернулся, потому что это были слёзы восхищения.
Самая молодая заплакала, но никто не обернулся: это были слёзы восхищения.
Перед редактированием собственного текста детьми, показать на экране свои способы сокращения количества слов в тексте до 90.
6. Проверка работ в парах по критериям.
Выставление баллов.
15