Урок русского языка. 4 класс. Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Конспект урока по русскому языку в 4 б классе. Учитель: Чехмейстер Н.С.
Тема: Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: фотопрезентация: портрет А.А. Пластова, репродукции его картин.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
( ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ ЦИКЛА. П.И.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА».
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ И.СУРИКОВА «ЗИМА»)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится. (СЛАЙД 2. ПАДАЕТ СНЕГ).
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни короче.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (СЛАЙД 3. КАРТИНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗИМЫ).
Учитель: Дорогие ребята! Приглашаю вас в царство Зимы.

II. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ.
- Ответьте на вопрос: «Какая у нас зима? (Холодная и снежная, морозная и вьюжная, длинная, вовсе не холодная, а пушистая и белоснежная).

Учитель: Наша зима действительно разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег, мороз, холод. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная, и снежная, с метелями и вьюгами, с солнцем.
- Часто в своей речи мы употребляем слово ПЕРВЫЙ.
- С какими воспоминаниями, событиями жизни у вас ассоциируется это слово?
(Первый цветок, первый месяц, первое сентября, первый прилет птиц, первая любовь, первый снег).
- А кто помнит, когда выпал первый снег в прошлом году? (НОЧЬЮ).
Учитель: Правильно, он выпал ночью. Утром, выйдя из дома, мы увидели, как красиво стало вокруг. Снежинки бесшумно опускались на ветки деревьев, на землю, покрывая все вокруг белым одеялом. Воздух стал чище и свежее. Мы с вами шли в школу, а снег все падал и падал.
- Ребята, а вы рассматривали снежинки? На что они похожи? (На звездочки, на маленькие цветочки, на стрелки). (СЛАЙД 4. ПОКАЗ СНЕЖИНОК).

III. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ И ОПИСАНИЕ ПЕРВОГО СНЕГА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
Учитель: Наша зима воспета русскими поэтами, композиторами и художниками. Нигде в мире нет такой красивой зимы, как в России.

У ПУШКИНА ОНА ХОЛОДНАЯ, СПОКОЙНАЯ И ВЕЛИЧАВАЯ:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

К.БАЛЬМОНТ, ВСТРЕЧАЯ ЗИМУ, ВОСКЛИЦАЕТ:
«Светло-пушистая, снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!»

С.ЕСЕНИН РИСУЕТ ЗИМУ НЕМНОГО ГРУСТНОЙ:
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна».

А Ф.ТЮТЧЕВ ПИШЕТ:
«Чародейкою – зимою
Заколдован лес стоит».

-Снег – настоящее чудо зимы. Какой бывает снег? (Холодный, мокрый, грязный, белый, пушистый, серебристый).
- Всегда ли снег белый?
- Какой бывает снег днем? (Белый, голубой, светло-синий, ослепительный, он блестит на солнце). (СЛАЙД 5).
-А вечером? ( Серый, синий, фиолетовый, темный). (СЛАЙД 6).
- Какой бывает снег утром, когда всходит солнце? (Белый, розовый, пушистый). (СЛАЙД 7).
Учитель: Действительно, и день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом
хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.
Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.
Встали зори красные
Озаряя снег
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег. (А.Блок).

IY. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ А.А. ПЛАСТОВА И ЕГО КАРТИНОЙ «ПЕРВЫЙ СНЕГ».
Учитель:(СЛАЙД 8) Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области в семье иконописца.. Родители мечтали, чтобы их сын был священником. Поэтому сначала он учился в духовном училище, а затем в Симбирской духовной семинарии.
С детских лет он очень любил рисовать. Он уезжает в Москву, решив посвятить себя искусству. Там он окончил Московское училище живописи.
После окончания училища Пластов вернулся в родную деревню. В деревне он был своим человеком и по собственным словам «никогда не испытывал недостатка в натуре». Художник очень любил деревню и многие свои картины посвятил родной деревне, природе, жизни людей. Это «Весна», «Ужин тракториста», «Летом», «Косцы», «Фашист прилетел» и другие.
Внимание художника всегда привлекали дети. И поэтому на его картинах мы часто видим деревенских детей. Это «По грибы», «Пастушок», «Витя-подпасок» и, конечно, «Первый снег». «Первый снег» - одна из лучших картин художника. Он написал ее в 1946 году, через год после войны. Эта картина сейчас находится в картинной галерее города Твери.
Учитель: И, действительно, ребята, картина «Первый снег» - одно из самых очаровательных лирических произведений А.А.Пластова. (СЛАЙД 9).
Он передал свое ощущение зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знал жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

Y. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- О каком времени года мы говорим?
- Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились.
- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
-Изобразите, как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!
- Вы пришли веселые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на уроке.

YI. РАБОТА ПО КАРТИНЕ.
1.- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).
- Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (Деревенскую улицу, дом, детей).
- Почему вы решили, что это начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля).
- Какое время суток изобразил художник? (Утро).
-Как вы догадались? (Снег выпал ночью, а сейчас утро).
Учитель: Проснувшись утром, дети выглянули в окно и удивились – за одну ночь все побелело:
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

2.Работа с толковым словарём.
ПЕЙЗАЖ – картина природы в живописи или литературном произведении.
ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.
ФОН – основной цвет, на котором пишется или рисуется что-нибудь.

3.Работа в группах.
Сейчас мы с вами поработаем в группах.
- Первая группа поработает над описанием детей.
- Вторая группа будет работать над описанием предметов, которые нарисованы на картине, над пейзажем.
- Третья группа работает над фоном и красками картины.
- Для этого вы должны будете ответить на поставленные вопросы.

группа:
- Кого изобразил художник на переднем плане? ( Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке).
- Кто они? (Это деревенские дети. Они радуются первому снегу).
- Как выглядит девочка? ( Девочка не успела одеться. Она накинула на голову большой платок и в одном легком платье выскочила на улицу).
- В чем она обута? (На ногах валенки не по размеру, видно обувалась второпях).
- Почему она запрокинула голову и щурит глаза? ( Девочка любуется первым снегом и щурит глаза, потому что ей на лоб, на щеки и нос падают и тают снежинки).
- Что выражает ее лицо? (Радость).
- Посмотрите на мальчика. Что вы можете сказать о нем? (Мальчик решил погулять)
- Как он одет? (Он одет теплее, чем его сестра. На нем шапка-ушанка, теплое пальто, ботинки).
- Куда смотрит мальчик? ( Он смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов).
- Какие чувства он испытывает? ( Он спокойнее сестры, но тоже радуется первому снегу. Он невольно вскидывает голову вверх). (СЛАЙД 10 ).
-Посмотрите внимательно на слайд, выберите те слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей. (Радость, удивление, восторг).

радость
восторг
волнение

удивление
восхищение
беспокойство

испуг
грусть
интерес


Вывод: Дети удивлены, обрадованы, они с интересом и восторгом смотрят на первый снег. Они очень любознательны.

2).группа.
- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник? (Все побелело).
- Что еще показал художник на переднем плане? (Крыльцо дома, березу, палисадник, ворону).
- Только ли дети рады первому снегу? (Первому снегу радуется и ворона).
- Что вы знаете и можете сказать о вороне? (Ворона – птица, которая не улетает в теплые страны, а переселяется к зиме поближе к жилью человека. Она спокойно и важно шагает по первому снегу, как будто рада ему и хочет его попробовать).
- А зачем понадобилась ворона художнику? ( Черная ворона – словно пятно на свежевыпавшем снегу и от этого снег кажется еще белее).
- Что еще показывает художник на переднем плане? (Березу).
- Как выглядит береза? (Береза старая, она широко раскинула свои ветки).
- Почему ветки березы художник отклонил в одну сторону? (На улице ветер. Художник показивает направление ветра и направление полета пушистых воздушно=легких снежинок).
- Кто сидит на березе? На березе сидит сорока. Она весело стрекочет).
- Что вы можете сказать о небе? (Небо серое, покрыто серыми тучами).
Учитель: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины. (СЛАЙД 11).

небо
дети

ворона
береза

снег
земля

сорока
палисадник


Вывод: На картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу. Все предметы, особенно на втором плане, видны не отчетливо, так как идет снег

3). Группа.
- Какой фон картины? (Фон картины серо-сиреневый
- Какие цвета использовал художник? (Белый. Серый, сиреневатый, желтый, коричневый).
- Есть ли яркие краски? (Нет).
- Почему? (Потому, что их приглушает белый цвет).
- Какие цвета главные в картине? (Белый, серо-сиреневый).
- Какие цвета главные в картине? (Белый и сиреневато-голубой).
-Почему? (Белый снег – это цвет снега, сиреневый с розоватым оттенком – цвет утра. От этих цветов картина кажется нарядной и красивой).
Учитель: Выберите те цвета, которые помогут вам показать цвет и настроение картины. (СЛАЙД 12).

Голубой
коричневый

белый
синий

черный
желтый

серый
розовый


Вывод: Все яркие цвета в картине отсутствуют. Их приглушил белый цвет – цвет снега и сиреневатый – цвет утра, от этого картина радостная и нарядная.

YII. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
1.Учитель: Чтобы написать сочинение, нам нужно составить план.
- Сколь пунктов будет в вашем плане? (3)
- О чем мы будем писать в первой части? ( О том, какую радость испытали дети от первого снега, о том как они одеты).
- Как озаглавим первую часть? (Варианты детей).
- О чем мы будем писать во второй части? (О предметах, которые находятся на втором плане: о березе, о вороне, о небе).
- Как озаглавим вторую часть? (Варианты детей).
- О чем мы будем писать в третьей части? (О цвете и настроении картины).
- Как озаглавим этот пункт плана? (Варианты детей).
Учитель: Посмотрите на картину глазами художника. Будьте внимательны и наблюдательны. Вспомните прочитанные произведения о зиме, о том, о чем мы говорили на уроке и это поможет вам в написании сочинения.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Радостное чувство восторга при виде первого снега. Художник показал светлый и поэтический праздник природы, который никого не оставит равнодушным).
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (Какие ощущения вызывает у меня эта картина).
- Выберите лучший вариант, из предложенных на слайде. ( СЛАЙД 13).

У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.


Учитель: В план сочинения мы с вами включим четвертый пункт и выскажем свое отношение к картине.

ПЛАН (СЛАЙД 14).
Радость детей от первого снега.
Пейзаж картины.
Цвет и настроение картины.
Мое отношение к картине.

2.Составление устного сочинения по вопросам плана.

YIII. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

- Прочитайте слова на доске и объясните их написание:
ДЕВОЧКА, СНЕЖОК, УДИВЛЕНИЕ, СМОТРИТ, СНЕЖИНКИ, СЧАСТЛИВА, ВОСТОРГ, ДЕРЕВНЯ, ПАЛИСАДНИК, ВОРОНА, СОРОКА, ЖИЛЬЕ, СТРЕКОЧЕТ, ТАЕТ, ПРАЗДНИК, НАСТРОЕНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

2. - Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения
Выглянула в окно и удивилась, выбежала на крыльцо, накинула платок на голову, застыла на месте, глаза блестят, спокойно и важно шагает, весело стрекочет, оделся потеплее, деревенская улица, художник использует.

IX. Написание сочинения учащимися.

X. ИТОГ.
- Чем занимались на уроке?
- По какой картине мы писали сочинение?
- Понравилась ли вам картина? Чем?
- Какие трудности вы испытывали?
- Какое настроение у вас вызвал этот урок?
- Спасибо за урок.







































15