Элементы лингвистического анализа художественного текста на уроках литературного чтения
Тема: «Элементы лингвистического анализа художественного текста на уроках литературного чтения»
Сложен и многоцветен мир слов, их сочетаний и переплетений в нашем повседневном общении. Но более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в художественный текст, получают особые эстетические функции и становятся фактами одного из самых действенных искусств – литературы.
Технология современного урока предполагает, что уроки литературного чтения в начальных классах призваны также решать проблему, связанную с адекватным восприятием и пониманием детьми произведений искусства слова. Поэтому на уроках должен присутствовать лингвистический анализ текста. На страницах художественного текста мы постоянно встречаемся с такими словами и оборотами, которые нашему обыденному общению несвойственны. Именно поэтому в процессе преподавания художественной литературы приобретает большое значение лингвистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка, а также верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов.
Важность лингвистического анализа является первостепенной. Часто учителя ссылаются на нехватку времени, на отсутствие у ребенка абстрактного мышления, на сложность проведения анализа. Но любой художественный текст – это информация, выраженная определенными языковыми средствами. В современной начальной школе большое внимание уделяется рассмотрению психологического восприятия художественной литературы младшими школьниками. Оно имеет ряд особенностей:
схематизм восприятия;
односторонний характер осмысления многозначного слова;
конкретность в представлении слова – образа;
восприятие отдельных деталей вместо целостной картины;
неспособность представить события и образа в динамике;
непонимание поступков героев;
неполнота переживаний.
Младшие школьники не мыслят абстрактными категориями, поэтому с большим трудом будут улавливать оттенки текста. Но необычно употребленное автором слово они заметят сразу, почувствуют его переносное значение.
При рассмотрении, каких примеров литературы необходим лингвистический анализ художественного текста?
В учебниках начальной школы в большом объеме представлены стихотворные тексты. Стихотворения на уроках чтения следует рассматривать как произведения искусства, поскольку главным здесь является процесс чувства, которое ребенок переживает при восприятии текста. Школьники чувствуют необычность звукописи, находят эпитеты и сравнения. В учебнике «Литературное чтение» (составитель Л.Ф. Климанова и др.) представлены поэтические произведения С. Есенина, А. Блока, современных детских поэтов. Хочу привести фрагменты уроков, включающих элементы лингвистического анализа художественного текста.
С. Есенин «Черемуха».
Учитель. В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать все живое, распускается прекрасное дерево с большими душистыми цветами. Это черемуха. О ней сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, потому что черемуха – дерево, которое похоже на стройную невесту в белой фате. Сегодня я прочитаю вам стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, которое так и называется «Черемуха».
Учитель выразительно читает стихотворение.
Учитель. Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, праздничное, печальное, грустное? Объясните свой выбор.
Учащиеся отвечают, что почувствовали радостное настроение поэта.
Учитель. А какие чувства возникли в вашем сердце?
Учащиеся. Восхищение, радость, грусть…
Учитель. Запомните, ребята, лирические стихи отражают не события, а душевное переживание поэта, его настроение. Мы прочитали это стихотворение и можем в своем воображении нарисовать и черемуху, и ручей, даже почувствовать аромат цветов.
Ученики самостоятельно читают стихотворение.
Лингвистическое комментирование.
Даны словосочетания из текста. Учитель устно объясняет их значение:
роса медвяная – ароматная, с запахом меда;
зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
вкрадчиво – осторожно;
под кручею – под обрывом и т.д.
Работа с поэтической лексикой.
Учитель. Как называются эти слова?
Учащиеся. Эпитеты.
Учитель. Что такое эпитет?
Учащиеся. Это слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Учитель. Эпитет – это образное художественное определение предмета. Он помогает автору нарисовать, а читателю представить картину. Давайте придумаем эпитеты к слову черемуха.
Учащиеся. Белоснежная, пушистая и т.д.
Учитель. Найдите в тексте цветовые эпитеты.
Учащиеся. Серебряный ручей, зелень золотистая.
Учитель. Что они означают?
Учащиеся. Серебряный – со стальным блеском, золотистая – с золотым блеском.
Учитель. Найдите эпитеты, которые помогают описать свойства предметов.
Учащиеся. Зелень пряная, роса медвяная, черемуха душистая.
Учитель. Как вы думаете, ребята, чем привлекает черемуха автора?
Учащиеся. Она душистая, на коре дерева – роса, около корней серебряный ручей.
Учитель. На кого похожа черемуха? С кем ее сравнивает поэт?
Учащиеся. С красивой девушкой.
Учитель. Как мы это узнаем?
Учащиеся. «И ветки золотистые, что кудри завила…»
Учитель. Для того, чтобы мы ярче представили себе предмет, Есенин вводит сравнения. В жизни мы часто используем сравнения. Огромный как медведь, солнце как желтый шар и т.д. Сравнение присоединяется словами: как, словно, будто, что, точно. Иногда выражается творительным падежом: снег лежит полотном. Найдите сравнения в этом стихотворении.
Учащиеся. «И ветки золотистые, что кудри завила…»
Учитель. Черемуха девушка, а кого автор представляет юношей?
Учащиеся. Серебряный ручей.
Учитель. Как вы догадались? Прочитайте этот отрывок.
Учащиеся.
Ручей волной гремучею.
Все ветки обдает.
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Учитель. А теперь обратим внимание на словосочетания: сияет в серебре, зелень горит. Зелень покрыта росой, капельки росы сияют, точно серебро. На солнце роса как будто горит. Это переносные значения слов. Перенос значений на основе сходства сравнивания называется метафорой. А сейчас представьте, что вы поэты. Подберите сравнения и метафоры для слов: черемуха, глаза, береза.
Учащиеся. Черемуха печалится, береза как царевна, глаза как озера.
Учитель. Ребята, а есть в этом стихотворении предметы, которые Есенин изображает как живые существа?
Учащиеся. Черемуха, роса, ручей.
Учитель. Докажите примерами из текста.
Учитель. Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, являются олицетворениями. Олицетворение – разновидность метафоры. Дома придумайте сказку о черемухе. Примеры эпитетов, метафор, сравнений и олицетворений выпишите в тетрадь.
Урок заканчивается коллективным чтением стихотворения «Черемуха», подведением общих итогов.
Уроки чтения, включающие в себя элементы лингвистического анализа текста, очень полезны младшим школьникам. Во-первых, расширяется кругозор, во-вторых, ученик начинает мыслить образно, в-третьих, в дальнейшем он будет правильно оценивать и воспринимать сложные произведения, в-четвертых, приучаясь мыслить абстрактными категориями, ученик начинает выразительно говорить и писать. А это очень важно для работы над изложением и сочинением.
Я считаю, что учитель, работающий творчески, совершенствующий технологию образовательного процесса, обязательно будет использовать на уроках лингвистический анализ текста, потому что это уже не просто вид работы, а назревшая необходимость.