Урок русского языка на тему Упражнение в написании слов с сочетаниями жи — ши (2 класс
Русский язык. 2 класс, система Л.В.Занкова.
Тема урока: Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ - ШИ.
Цели урока:
1.)Формирование навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ - ШИ;
2.) Развитие внимания и памяти, речи и орфографической зоркости;
3.) Воспитание бережного отношения к природе, привитие любви к русскому языку;
Форма урока: урок- путешествие.
Тип урока: закрепление изученного.
Оборудование: слайды презентации «Правописание сочетаний ЖИ - ШИ»;
Учебник: Полякова А.В. Русский язык. 2 класс.- М. Просвещение, 2005г.;
Шклярова Т.В.Сборник упражнений по русскому языку для 2класса.- М: «Грамотей», 2009г.
Организационный момент.
Настрой на работу.
-Поприветствуем гостей и друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, но в классе пусть будет тёплая обстановка, и урок пройдёт с пользой для всех.
2. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1)
- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие на поезде и по ходу движения поезда будем выполнять разного вида задания. Но чтобы отправиться в путешествие, мы должны вспомнить, а какое правило, мы выучили на прошлом уроке? ( Сочетание ЖИ - ШИ пиши с буквой И) Сегодня мы будем упражняться в написании слов на это правило.
Итак, в путь!
Минутка чистописания. (Слайд 2-3)
-Начнём урок с минутки чистописания.
Ж ж Ш ш
Лыж_. , мыш_. и уж_.
С буквой и всегда пиши.
(красиво и правильно написать, вставить пропущенные буквы)
Работа по теме урока
Самостоятельная работа. (Слайд 4-5)
-Ребята, наш поезд отправляется со станции «Жишино». Но чтобы он отправился нам нужно выполнить задание – списать слова и вставить пропущенные буквы.
Ж. раф, морж . , уж . , мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . .
Проверка.
Работа в группах. (Слайд 6)
-Ребята, мы проезжаем рощу. Нас ждёт задание - списать предложение, вставить пропущенные буквы и выделить основу предложения. Разноуровневые задания: 1 группа -1 предложение, 2 группа – 2 предложение, 3 группа- 3 предложение.
Пчела жужж . т.
Змея ш . пит.
А рыж . й кот отлежал себе ж . вот.
Проверка.
Комментированное письмо. (Слайд 7) (Учебник: Полякова А.В. Русский язык. 2 класс.- М. Просвещение, 2005г.)
Стр.86 Упражнение 162.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Мы прибыли на станцию «Зарядкино» и нам пора отдохнуть. (Слайд 8)
Стоит в лесу избушка (руки смыкают в домик)А в ней живёт Петрушка (руки в стороны)К нему идут зверушки (шаг на месте)Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)
Олени (изобразить рога)Носороги (кулачки к носу)Медведи из берлоги (переваливаясь изображать медведя)Приходят друг за дружкой (шаг на месте)Попрыгать – поиграть (прыжки и повороты)
Работа по развитию речи. (Слайд 9)
-Мы прибыли на станцию «Чащино». В лесу есть волшебное место, где растут растения, в названиях которых мы встретим знакомое правило.
( на слайде высвечиваются слова : рыж.ки, ш.повник, ж.молость, ландыш.)
Нужно составить с этими словами предложения. А как нужно относиться к растениям? (беседа о бережном отношении к растениям)
Игра «Доскажи словечко». (Слайд 10)
Проезжаем поля , где в небе летают
(ржи, стрижи)
Работа по вариантам. (Слайд 11)
-Остановка Речная. Погода испортилась. Пассажиры, полюбуйтесь красотой пейзажа из окна. Что вы наблюдаете? (на слайде высвечиваются и исчезают слова: ерши, шалаши, камыши, лужи)
Выполняем задание по вариантам из сборника (Шклярова Т.В.Сборник упражнений по русскому языку для 2класса.- М: «Грамотей», 2009г.):
1в.- страница 17, упражнение 51
2в.- страница 17, упражнение 52
(вставить пропущенные буквы)
Ассоциация. Найди пару. (Слайд 12)
-Остановка «Парная». Нужно подобрать словам из 1 столбика ассоциацию из 2 столбика.
этаж . пуш . стый
ж . вотное круж . ть
груш . ж . ть
снеж . нка свеж . й
Тест «Сочетание ЖИ – ШИ» (Слайд 13)
-Остановка «Тестовая». Каждому выдаётся тест на индивидуальных листах.
Тест
1. Правописание каких сочетаний надо запомнить?
1) жа-ша
2) жи-ши
3) жу-шу
2. Какая буква пропущена в скороговорке: «Шла шапки – сшла тапки»?
1) и
2) ы
3. Какая буква пропущена в пословице: «Ученье и труд рядом жвут»?
1) и
2) ы
4. Какое слово написано с ошибкой?
1) часы
2) стучать
3) шыло
5. Какие буквы надо вставить в лесенку, чтобы слова имели форму множественного числа?
Уж__
Душ__
Пляж__
Камыш__
Ландыш__
Стеллаж____
5.Итог урока. (Слайд 14)
-Наше путешествие подходит к концу. Остановка «Конечная». На какое правило нам встретились в пути слова?
(В буквосочетаниях жи – ши после ж и ш пишется буква и)
6. Рефлексия. (Слайд 15)
- Ребята, выберите предложение для итога нашего урока:
Я научился
Я почувствовал
Я понял
Мне было интересно!
Мне было неинтересно!
7. Домашнее задание. (Слайд 16)
Стр 87, упр. 166
- Урок окончен. Всем спасибо за урок!
Литература:
1. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс.- М. Просвещение, 2005г.
2. Шепитько Н.Г. Нестандартные уроки по русскому языку. 2 класс.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2004г.
3. Фролова Л.А. Русский язык: тесты: 2 класс: учебно- методическое пособие- М. АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009г.
15