Конспект урока по русскому языку «УПРАЖНЕНИЕ В НАПИСАНИИ СЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» 2 класс


УРОК ПО ТЕМЕ:
«УПРАЖНЕНИЕ В НАПИСАНИИ СЛОВ
С СОЧЕТАНИЯМИ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
2 класс,
проведенный в рамках семинара
«Особенности содержания и методики обучения и воспитания в 1-х классах в целях реализации ФГОС начального общего образования средствами развивающей системы Л.В.Занкова».
Удовкина Ирина Юрьевна-
учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 22»
16.11.2011г.
Цели:
-уточнение представлений учащихся о мягких звуках [ч’], [щ’]; формирование умения правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу;
-развитие умения правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши;
-развитие умения подбирать родственные слова;
-развитие внимания, памяти, логического мышления;
-развитие умения работать в парах и самостоятельно;
-воспитание аккуратности, усидчивости.
Ход урока
Минутка чистописания.
Слайд 1
-Посмотрите на картинку. Какая буква здесь повторяется много раз?
-Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня на минутке чистописания?( мы потренируемся писать строчную и заглавную буквы А.)
II. Работа над темой.
Слайды 1-3
1.- А кто из вас посчитал,сколько здесь букв «А»?(40 А)
- Какое слово вы услышали?(сорока). Запишите его. Что мы сейчас с вами сделали?(отгадали ребус). Хочите еще поотгадывать ребусы?(да).
- Отгадайте ребусы. Запишите ответы в столбик.
2.– Как зовут детёнышей?
Сорока - сорочата Заяц - зайчата
Волк – волчата.
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова? (ЧА пишется с буквой А.)
– Как вы думаете над какими орфограммами мыс вами сегодня будем работать на уроке?(по теме «Сочетания ча-ща, чу-щу».)
3. Слайд 4
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
– Прочитайте выразительно.
– Каким словом из этого стихотворения можно дополнить каждый ряд слов?
Запись на доске
1) Чудо, чудесный, чудесница, … .(чудной)
2) Чары, очаровать, чародей, … .(чародейка)
– Напишите эти слова. Подчеркните орфограммы. Как можно назвать эти слова?
–Какое задание вы предложите к этим словам?

«Тик-так»
-Поставьте руки на пояс. Сейчас я буду называть вам слова. Слушайте внимательно! Если назову слово с мягким шипящим звуком, то вы делаете наклон вправо, а если с твердым шипящим – влево.
Груши, щуренок, шишки, частенько, жильё, чулок, снежинка, свеча, тишина.
-Садитесь и послушайте тишину в нашем классе…
3. Выборочный диктант «Кто больше?»
– В стихотворениях, которые я вам сейчас прочитаю, есть слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Постарайтесь запомнить как можно больше слов с этими сочетаниями.
1)Прослушать и запомнить.
2)записать слова, которые запомнили.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут.
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
-Посчитайте, сколько слов вы записали? Кто запомнил 5 слов , а кто больше? Сколько? Обменяйтесь тетрадями и проверьте написание слов.
Слайд5
(Чуть, камыши, в тиши, жывут, живой, чяйка, чайник, чаек, чай, отвечай, щука, жила, угощяла.)- Сверьте слова в тетради и на слайде.( Учитель держит паузу, кто-нибудь из детей обязательно заметит ошибку, а за ним найдут ошибки и остальные дети).
- Ребята, какие вы молодцы! А что же вам помогло найти у меня ошибки?(знание правил: жи-ши пиши с и , ча-ща пиши с а, чу-щу пиши с у).
Работа с учебником.(по вариантам)
1 вариант 2 вариант
Упр. 171, с. 89 Упр.167 с.88
IV. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах?
Домашнее задание: упражнение172, с. 90.