Урок по математике на тему Решение задач на нахождение периметра и площади геометрических фигур(3 класс)

Урок математики
3 класс
Тема: Решение задач на нахождение периметра и площади геометрических фигур.

Цель: совершенствовать умения находить периметр и площадь геометрических фигур различной форм.

Задачи урока:

Образовательные:
Расширить представление учащихся о геометрических фигурах;
отработать навык самостоятельного применения правила нахождения периметра и площади;
закрепить знание таблицы умножения;
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, через проектную деятельность;
Воспитывающие:
воспитывать положительное отношение к учёбе, через эмоциональное восприятие материала урока;
воспитание эстетической культуры личности ребенка.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический.

Формы организации педагогической деятельности:
коллективная – на этапе постановки проблемы и актуализации знаний;
индивидуальная и групповая – на этапе разрешения проблемы.


На уроке будут формироваться коммуникативная компетенция: умение вести диалог в паре, умение ориентироваться в пространстве;
Компетенция разрешения учебной проблемы: определять проблему, планировать свою деятельность по разрешению проблемы, выполнять работу по заданному алгоритму.

Оборудование: таблица с алгоритмом и формулами, модели геометрических фигур для учителя и детей, наборы снежинок для рефлексии, проектные листы у каждого ученика, мультимедийный проектор, компьютер.

Предполагаемый результат: развитие интереса к уроку математики, умение применять свои знания на практике, умение действовать по алгоритму, желание детей сделать мир вокруг себя красивее.


Ход урока.

I. Орг. момент. Создание психологического комфорта.
- Кто сегодня пришёл в школу в хорошем настроении?
Посмотрите на доску, здесь два личика - грустное и весёлое. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для выражения плохого настроения на 20 мышц больше. Сколько мышц мы напрягаем, когда грустим?
- Так давайте чаще улыбаться и радоваться первому снегу и приближающемуся Новому году.
Урок сейчас науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

II. Мотивация. Вступительная беседа учителя.
- В нашем посёлке объявлен конкурс на самый лучший зимний двор. Скоро на школьном дворе будут лежать большие сугробы снега. (Слайд1) Как же сделать зимний двор интересным и красивым?
Ученики: Можно вылепить из снега фигуры животных, сказочных персонажей.
- Вы хотите участвовать в этом конкурсе и создать зимний проект школьного двора?

III. Актуализация знаний.
- Что же мы будем строить? Это сможем узнать, расчистив от снега площадку для строительства и решив следующие задания.
1. Устный счёт

1) Одна группа ребят выбрала под строительство участок прямоугольной формы со сторонами 6 м и 5 м, а другая - квадратной формы со стороной 5 м. Чей участок займёт большую площадь?
(появляется слово «снежная») (Слайд 2)

2. –Поиграем в снежки, один называет пример, другой – отвечает, повторим таблицу умножения и разгадаем второе слово:
7*8 = * 30 : 6= 9* 3= * 36 : 4 = *
9* 5 = 9 * 9 = 49 : 7= * 64 : 8 = *

56, 45, 5, 64, 27, 7, 9 ,8 (Слайд 3)
К р е п о с т ь


(Переворачиваю «снежки» обратной стороной) Какое слово получилось?
Дети: крепость.

- Сегодня на уроке мы будем создавать проект снежной крепости (Слайд №4)
Поможете мне?
- Посмотрите, какие бывают крепости из снега ( Слайд 5,6,7)
- Как вы думаете, как математические знания могут помочь в создании проекта?
- Вычисления, геометрические фигуры, единицы измерения

IV. Основная часть.

-- Для выполнения проекта нам необходимо повторить, что вы знаете о геометрических фигурах.
Назовите геометрические фигуры. (Слайд 8)
- У каких фигур нельзя найти периметр?
- Значит, периметр можно найти только у многоугольников.

2.
А что такое периметр?
- Как найти периметр треугольника? (Повторили формулу).
- Какие способы нахождения периметра прямоугольника вы знаете?
- А если у прямоугольника все стороны равны? Это.
Как найти периметр квадрата?
- Вспомним алгоритм нахождения периметра различных фигур.
Если у каждой фигуры он находится по своей формуле, что надо сделать сначала? (Слайд 9)
А) Какая это фигура?
Б) Измерь стороны.
В) Вспомни способ нахождения периметра.
Г) Выполни действия.
Д) Запиши ответ
(Алгоритм на доске на плакате)


3. –Площадка для крепости готова. Надо заложить фундамент - основание крепости.
Фундамент будет прямоугольной формы. Его длина 7см, а ширина 3см. Давайте спроектируем основание на листе. Начертите прямоугольник с заданными сторонами. Обозначьте стороны и найдите периметр. Пользуемся алгоритмом (С комментированием: один читает алгоритм, другой отвечает). (Слайд10)

V. Физкультминутка. (Музыка ?)

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Марш на месте – не спеша,
Как погода хороша, не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам.
Лёгкие прыжки. Мягкие шажки.
Вот и вся зарядка. Тихая посадка.

VI. Самостоятельная работа по вариантам.
- На ваших листах чертеж геометрической фигуры. Пользуясь алгоритмом, по вариантам найдите периметр своей фигуры.
- Кому нужна моя помощь?
- Взаимопроверка.
- Самопроверка (слайд №11)


VII. Решение текстовой задачи.
- Теперь у нас много снежных фигур, можно складывать из них стены.
- Прочитайте задачу (слайд12)
Ребята сложили 3 ряда квадратных фигур по 8 штук в каждом ряду и ещё 20 треугольных фигур. Сколько всего фигур использовали ребята?
( после разбора самостоятельно) (На слайде решение и ответ для проверки)

IX. Работа в парах.
- На каждой парте лежит конверт с геометрическими фигурами. Проявите творчество и сложите из них макет своей крепости.

- А у меня получилась вот такая крепость.
(На магнитной доске)
- Какой зимний двор без новогодней ёлочки! (на обратной стороне доски елочка с шариками)
- Около крепости мы поставим ёлочку, но сначала выполним задания: что записано на шариках? Какая самая маленькая единица измерения длины? А самая большая? Выразить 4см в мм, 7м в см, 80мм в см, 60дм в см.

X
·. Итог урока. Рефлексия.
- Чем мы занимались сегодня на уроке? Понравилось вам проектировать снежную крепость? Будете участвовать в конкурсе снежных фигур, чтобы украсить ваш школьный двор?
- У каждого из вас на парте лежит по 4 снежинки. Посмотрите на экран.
Здесь записано 4 предложения: (Слайд 13)

Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться.

Какое из них выразит ваше отношение к уроку? Возьмите снежинку с номером выбранного вами предложения и прикрепите около моей крепости, а свои работы поставьте на выставку.

(Слайд№13 – Молодцы! Спасибо за урок!)






























Деловая игра «Строим дом»
(урок закрепления пройденного по темам «Величины», «Сложение и вычитание многозначных чисел» 4 класс).
Цель урока: Совершенствовать навыки выполнения действий с величинами.
Задачи урока:
развивать умения выполнять действия с величинами, вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел; закреплять умения решать задачи на нахождение части от целого;
развивать логическое мышление, внимание, интерес к предмету;
воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе, чувства уважения к людям разных профессий.
Оборудование: , магнитная доска, переносная доска, перфокарты, плакаты с рисунками дома, кирпичей, крыши, окон, кошки.
Учитель: Урок сейчас науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
Сейчас мы выполним математический диктант. Нужно без ошибок записать ответы к выражениям, которые я буду диктовать:
Математический диктант:
Уменьшить 100 в 4 раза
Найти сумму 80 и 30
Уменьшить 90 на 23
Чему равна разность 180 и 60
Увеличить 30 в 5 раз
Найти частное 490 и 7
Найти произведение 40 и 6
(При проверке ученики называют ответ, учитель прикрепляет к магнитной доске карточку с ответом. На обратной стороне написаны буквы: А, О, К, Р, Т, Й, С).
Учитель: Расставьте ответы в порядке убывания. (Переворачивает карточки обратной стороной) Какое слово получилось?
Дети: Стройка!
Учитель: Слово «стройка» у нас с вами получилось неслучайно.
(К доске выходят два ученика)
1 Ученик: У меня растут года. Будет и 17. Где работать мне тогда, чем заниматься?
2 Ученик: Нужные работники столяры и плотники.
1 Ученик: Столяру хорошо, а инженеру лучше. Я бы строить дом пошел. Пусть меня научат.
Учитель: Ребята, сегодня знания математики помогут нам построить дом. Мы будем играть в деловую игру «Строим дом».
II. Устный счет:
Сейчас мы будем выбирать макет будущего дома. Здесь 8 домиков. Какой из них не достроен? Какой фигуры не хватает?
План готов, и вокруг сто работ на тысячу рук. Надо расчистить площадку от камней.
1.

Чтобы в работе был порядок, выполним примеры
на порядок действий.



2.






Первая бригада выбрала под строительство участок прямоугольной формы со сторонами 60 м и 50 м. Вторая бригада - квадратной формой со стороной 50 м. Какая бригада сэкономила на строительстве забора?
III. Тест:
Площадка готова. Надо заложить фундамент дома. Мы будем выполнять тест.
1. Найди периметр треугольника со сторонами 4 см, 5 см и 7 см.
14 см; 15 см; 16 см
2. Найди площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 3 см.
22 см2; 24 см; 24 см2
3. Найди длину стороны квадрата, периметр которого 36 см.
6 см; 4 см; 9 см
4. Периметр квадрата 32 см. Чему равна его площадь?
16 см2; 64 см2; 64 см
5. Найдите ширину прямоугольника, длина которого 9 см, а площадь 36 см2.
45 см; 324см; 4 см
6. Одна сторона прямоугольника 9см, это на 6 см меньше его другой стороны. Вычисли площадь прямоугольника.
27 см2; 24см2; 135см2
(Проверка на экране)
IV. На фундаменте мы будем выкладывать стены. У каждого на парте есть «кирпичик», где записан пример на сложение или вычитание многозначных чисел. На доске макет дома с ответами. Решив свой пример, вы крепите «кирпичик» к нужному ответу.
V. Каменщики выложили стены, теперь нужна крыша. Мы - кровельщики. И должны решить эту задачу:
Кровельщики должны прибить 210 листов жести. В первый день они прибили 13 EMBED Equation.3 1415 всех листов, а остальные листы в следующие два дня поровну. Сколько листов жести прибили в третий день? (Решение с комментированием).
(Учитель переворачивает крышу цветной стороной)
Учитель: По крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
VI. Ф/пауза:
Дети: Мы дружно трудились, немного устали
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведем
И очень глубоко всей грудью вдохнем.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
VII. Работа с перфокартами:
Учитель: Чего не хватает у нашего дома?
Дети: Окон!
Учитель: Чтобы поставить оконные рамы, мы должны выполнить задание на перфокартах, где в «окошечки» надо поставить знаки «>», «<», «=».
9 м 3 дм ( 903 дм
6 а 50 м2 ( 700 м2
50 см (500мм
99 м2 ( 1 а
35 км ( 30500 м
(Проверка на зкране)
VIII. Решение задач на нахождение площади (плакат с садом ):
Учитель: Перед домом разбили сад. Ширина сада - 30 м, а длина в 2 раза больше. Узнайте площадь сада.
(Один ученик решает на переносной доске, остальные самостоятельно)
IX. Решение уравнения.
Учитель: А сейчас узнаем номер этого дома. Решите устно уравнение:
x * 60=1800
Дети: Номер дома 30.
Учитель: Дома вы решите уравнения под №. стр.
X. Геометрический материал.
Учитель: Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны
И заживут ребята в нем
Удобно и просторно!
Прежде чем заселять в дом жильцов, по народному обычаю, чтобы в доме жилось счастливо, мы запустим в него кошку.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Сколько треугольников на чертеже?
XI. Итог урока:
Учитель: Какие знания помогли нам построить такой красивый дом?
С какими профессиями сегодня вы познакомились?
Я благодарю вас за работу на уроке, за активное участие в строительстве и дарю каждому маленький домик.
(Выставление оценок за работу на уроке).









200-80:2+6 (300-90):3+7
600-120:(4+2)

60 м
50 м

50 м