Рабочая программа по курсу Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр (7 класс)
«Рассмотрено»
Председатель МО учителей математики и информатики
________Т.Н. Барышникова
Протокол № 1
от «28» августа 2014года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________ И.С.Кукина
«_____» августа 2014года «Утверждаю»
Директор МОУ «ГИМНАЗИЯ №5»
______________ В.В.Киреев
Приказ № 246
от « 01 » сентября 2014года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Решению уравнений и неравенств, содержащих параметр и модуль»
в 7-А, 7-Б классах
учителя высшей квалификационной категории
Барышниковой Татьяны Николаевны
Рассмотрено на заседании педагогического совета.
Протокол №1
от 29 августа 2014года
г. Саратов
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ основу положена программа по математике для классов с углубленным изучением математики в основной школе.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Цели курса: - развить математическое мышление, - изучение различных методов решения задач, - углубление знаний по основному курсу, - развитие интереса к математике, - формирование целостной системы решения упражнений с модулями и параметрами, - формированию навыков организации учащимися самостоятельных микроисследований.
Данный курс рассчитан на 34 часа, т.е. 1 час в неделю, предполагает четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Программа составлена на основе сборника: «Факультативные курсы. Сборник № 2, часть 1. – М.: Просвещение, 1990». В программе приводится распределение учебного времени, каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи, для самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий является: урок-лекция, урок закрепления нового материала, практическая работа, творческие задания.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
определение модуля и его геометрический смысл,
алгоритм раскрытия модуля,
приемы решения уравнений и неравенств с модулем,
различные способы решения уравнений с параметрами,
приемы построения графиков уравнений, содержащих модуль.
Учащиеся должны уметь:
Решать упражнения на преобразование выражений, содержащих знак модуля,
Решать уравнения и неравенства определенных видов с модулем,
Решать линейные уравнения с параметрами.
Литература
1. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы по математике. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002
2. В.В. Локоть. Задачи с параметрами. Учебное пособие.- М.:АРКТИ, 2003
3. Ершова, А. П, и др. Тетрадь-конспект по алгебре для 7, 8 классов - М.: Илекса. 2004
4. Ершова, А. П, и др Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 7,8 класса - М.: Илекса. 2004.
5. Лебединская Е. А. и др. Задания для обучения и развития учащихся, М.:Интелект-центр, 2002.
6. Л.И. Звавич и др. Новые контрольные и проверочные работы по алгебре для 7, 8 класса.
7. Зив, В.А. Гольдич.. Дидактические материалы по алгебре для 7, 8 класса. - СПб: ЧеРо-на Неве, 2003.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля (20 часов)Понятие модуля, алгебраический и геометрический смысл. Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. Некоторые свойства модуля. Решение уравнений, содержащих знак модуля. Метод интервалов решения уравнений, содержащих модуль. Построение графиков функций, содержащих знак модуля. Графическая интерпретация решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. Решение неравенств, содержащих знак модуля.Тема 2. Уравнения и неравенства с параметрами (14 часов)Что такое параметр. Основные понятия. Линейные уравнения с параметрами. Графический способ решения уравнений с параметрами. Линейные неравенства с параметрами. Системы уравнений с параметрами. Уравнения с параметрами, содержащие переменную под знаком модуля.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока Тема дата
план факт
7»А» 7 «Б»
1 Модуль, алгебраический и геометрический смысл 06.09.14 2 Модуль, алгебраический и геометрический смысл 13.09.14 3 Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. 20.09.14 4 Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. 27.09.14 5 Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. 04.10.14 6 Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. 11.10.14 7 Некоторые свойства модуля. 18.10.14 8 Некоторые свойства модуля. 25.10.14 9 Решение уравнений с модулем. 15.11.14 10 Решение уравнений с модулем. 22.11.14 11 Метод интервалов решения уравнений, содержащих модуль 29.11.14 12 Метод интервалов решения уравнений, содержащих модуль 06.12.14 13 Построение графиков функций у = |f(x)|, y = ||f(x)| + a| . 13.12.14 14 Построение графиков функций у = |f(x)|, y = ||f(x)| + a| . 20.12.14 15 Построение графиков функций у = |f(x)|, y = ||f(x)| + a| . 27.12.14 16 Построение графиков функций y = f(|x|), y = f(|x|) + a, y = |f(|x|) + a|. 17.01.15 17 Построение графиков функций y = f(|x|), y = f(|x|) + a, y = |f(|x|) + a|. 24.01.15 18 Графическое решение уравнений с модулем. 31.01.15 19 Графическое решение уравнений с модулем. 07.02.15 20 Графическое решение уравнений с модулем. 14.02.15 21 Что такое параметр. Основные понятия. 21.02.15 22 Линейные уравнения с параметрами. 28.02.15 23 Линейные уравнения с параметрами. 07.03.15 24 Линейные уравнения с параметрами. 14.03.15 25 Графический способ решения уравнений с параметрами. 21.03.15 26 Графический способ решения уравнений с параметрами. 04.04.15 27 Линейные неравенства с параметрами. 11.04.15 28 Линейные неравенства с параметрами. 18.04.15 29 Системы линейных уравнений с параметрами 25.04.15 30 Системы линейных уравнений с параметрами 02.05.15 31 Системы линейных уравнений с параметрами 08.05.15 32 Уравнения с параметрами, содержащие переменную под знаком модуля 16.05.23 33 Уравнения с параметрами, содержащие переменную под знаком модуля 23.05.15 34 Уравнения с параметрами, содержащие переменную под знаком модуля 30.05.15 Календарно-тематическое планирование по «Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр и модуль» для 7 кл. при 1 уроке в неделю, всего 34 часа.
№ п/пТема Кол-во час Основные виды учебной деятельности Результаты освоения образовательной программы
Вид контроля Дата проведения
Предметные Личностные МетапредметныеПлан Факт
7 «А» 7 «Б»
1-2 Модуль, алгебраический и геометрический смысл 2 Формулировать определение модуля, его алгебраический и геометрический смысл. Выполнять вычисления выражений, содержащих модуль. Знать определение модуля, его алгебраический и геометрический смысл. Выполнять вычисления выражений, содержащих модуль. Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества Работа у доски, индивидуальная работа по карточкам 06.09.14
13.09.14 3-6 Раскрытие знака модуля, преобразование выражений, содержащих модуль. 4 Формулировать определение модуля, его алгебраический и геометрический смысл. Выполнять преобразования выражений, содержащих модуль, раскрывать модуль. Знать определение модуля, его алгебраический и геометрический смысл. Выполнять преобразования выражений, содержащих модуль, раскрывать модуль. Понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни Практическая работа, проблемные задания 20.09.14
27.09.14
04.10.14
11.10.14 7-8 Некоторые свойства модуля. 2 Формулировать свойства модуля, применять свойства для преобразования выражений и вычислений. Знать свойства модуля, применять свойства для преобразования выражений и вычислений. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности Фронтальный опрос 18.10.14
25.10.14 9-10 Решение уравнений с модулем. 2 Решать простейшие уравнения с модулем алгебраическим и геометрическими способами. Уметь решать простейшие уравнения с модулем алгебраическим и геометрическими способами. Понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни Устный опрос, работа у доски, индивидуальная работа по карточкам 15.11.14
22.11.14 11-12 Метод интервалов решения уравнений, содержащих модуль 2 Решать уравнения, содержащие модуль методом интервалов. Уметь решать уравнения, содержащие модуль методом интервалов. Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества Работа у доски, индивидуальная работа по карточкам 29.11.14
06.12.14 13-15 Построение графиков функций у = |f(x)|, y = ||f(x)| + a| . 3 Строить по точкам графики, выполнять построение графиков функций, используя алгоритмы построения графиков функций у = |f(x)|, y = ||f(x)| + a| . Знать алгоритмы построения графиков функций у = |f(x)|, y = ||f(x)| + a| , уметь строить графики. Понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни Практическая работа, проблемные задания, самостоятельная работа 13.12.14
20.12.14
27.12.14 16-17 Построение графиков функций y = f(|x|), y = f(|x|) + a, y = |f(|x|) + a|. 2 Строить по точкам графики, выполнять построение графиков функций, используя алгоритмы построения графиков функций y = f(|x|), y = f(|x|) + a, y = |f(|x|) + a|. Знать алгоритмы построения графиков функций y = f(|x|), y = f(|x|) + a, y = |f(|x|) + a|, уметь строить графики. Понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни Работа у доски, индивидуальная работа по карточкам 17.01.15
24.01.15 18-20 Графическое решение уравнений с модулем. 3 Решать уравнения с модулем графическим способом Уметь решать уравнения с модулем графическим способом Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества Практическая работа, проблемные задания, самостоятельная работа 31.01.15
07.02.15
14.02.15 21 Что такое параметр. Основные понятия. 1 Формулировать понятие параметра, решать простейшие уравнения с параметром. Знать, что такое параметр, и что значит решить уравнение с параметром. Уметь , решать простейшие уравнения с параметром. Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества Фронтальный опрос 21.02.15 22-24 Линейные уравнения с параметрами. 3 Решать линейные уравнения с параметром, формулировать ответ. Уметь решать линейные уравнения с параметром, записывать ответ. Понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни Работа у доски, индивидуальная работа по карточкам 28.02.15
07.03.15
14.03.15 25-26 Графический способ решения уравнений с параметрами. 2 Решать уравнения с параметрами на основе графических представлений. Уметь решать уравнение с параметром графическим способом. Понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни Практическая работа 21.03.15
04.04.15 27-28 Линейные неравенства с параметрами. 2 Формулировать понятие неравенства с параметром, иметь представление, что значит решить неравенство с параметром. Уметь решать линейные неравенства с параметрами Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества Фронтальный опрос 11.04.15
18.04.15 29-31 Системы линейных уравнений с параметрами 3 Решать системы линейных уравнений с параметрами Уметь решать системы линейных уравнений с параметрами Понимать смысл поставленной задачи, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни Работа у доски, индивидуальная работа по карточкам 25.04.15
02.05.15
08.05.15 32-34 Уравнения с параметрами, содержащие переменную под знаком модуля 3 Решать уравнения с параметрами, содержащие переменную под знаком модуля Уметь решать уравнения с параметрами, содержащие переменную под знаком модуля Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества Практическая работа, проблемные задания, самостоятельная работа 16.05.23
23.05.15
30.05.15