Конспект урока литературы на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман (11 класс по программе 12-летнего обучения))


Дата ______________
Предмет: русская литература.

Учитель Бутримова Наталья Александровна
Класс: 11 «А» по программе 12-летнего обучения.
Урок № 37

Название занятия
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман.

Общие цели
На примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.

Результат
обучения
В ходе урока учащиеся будут знать о сюжетно-композиционном своеобразии и идейно-художественной проблематике романа, использование автором формы семейной хроники (распад, гибель семьи). Покажут навыки работы в малых группах при создании характеристики образа Иудушки как носителя определенной идеологии и морали, закрепят умения работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, создавать постеры по теме.

Ключевые идеи
Благодаря применению кумулятивной беседы, обсуждению в коллаборативной обстановке, учащиеся будут знать:
- историю создания романа «Господа Головлевы»,
- прототипы главных героев романа,
- характеристику образов-персонажей,
- причину «гибели» семьи,
- сущность и роль иронии Салтыкова-Щедрина в изображении сюжетной канвы романа «Господа Головлевы»;
будут уметь:
- работать в группах,
- вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;
- объяснять роль главного образа – Иудушки в полной деградации и гибели семьи Головлевых,
- составлять характеристику героев,
- сравнивать образы-персонажи, объяснять связь между происходящими событиями и Иудушкой,
- делать выводы через составление постера.

Источники
1.К.Д.Бейбытова, Г.И.Власова, Т.В.Кривощапова. Пробный учебник по русской литературе для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. – Алматы «Мектеп», 2013 г.
2. Русская литература (хрестоматия). Пробное пособие для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ. Сост. К.Д.Бейбытова, Т.П.Мацакова.- Алматы «Мектеп», 2013 г.
3. М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы».- Гослитиздат, Москва, 1938 г.

Материалы и оборудование
Учебник, бумага для создания постеров, маркеры.



Критерии оценки за урок (по 10-бальной системе)

«5»- 9-10 баллов
«4» - 7-8 баллов
«3» - 5-6 баллов
«2» - от 1-4 балла

№ задание
Критерии
Баллы




При ведении кумулятивной беседы
Ученик знает содержание художественного текста,
- отвечает на проблемные вопросы с опорой на текст,
- анализирует образы-персонажи,
- делает выводы,
- использует первоисточник.
5 баллов


10 баллов


10 баллов

10 баллов
5 баллов





Работа в группах
- в рамках работы в коллаборативной среде ученик видит причинно-следственные связи и показывает это при составлении схемы «Причины гибели семьи Головлевых»,
- анализируя образ главного героя романа Иудушки, ученик фиксирует полный объем информации в виде постера, выделяя главное;
- правильно извлекает информацию, составляя конспект и делая выводы;
- выступает с сообщением в роли спикера, защищая составленный постер.
10 баллов






20 баллов





10 баллов


10 баллов




Рефлексия
- Ученик анализирует собственную деятельность, извлекая «уроки жизни» из произведения, письменно фиксирует в виде тестов незаконченных предложений.
5 баллов







Оценивание
В течение урока ученик наблюдает за собственной деятельностью и работой членов группы.
5 баллов







Ход занятия


Этапы проведения занятия
Время – 45 минут
Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент
2 минуты

Психологический настрой на урок.
Учитель желает ученикам здоровья, хорошего настроения, плодотворной работы.
Деление на группы (по цветовой гамме). Учитель раздает ученикам цветные картинки (на выбор). Формируются 3 рабочие группы по общему цвету.
Учитель сообщает тему и цели урока.

II.Актуализация опорных знаний.
5 минут
1. Введение в тему урока (тему записывают в тетрадь). (СЛОВО УЧИТЕЛЯ): На предыдущих уроках мы уже сделали вывод, что М.Е.Салтыков-Щедрин является достойным преемником Гоголя, а в мировой литературе его имя стоит рядом с “великими насмешниками” Аристофаном, Ювеналом, Рабле, Свифтом, Мольером и другими. Прочитав роман, трудно с первого взгляда разглядеть в трагической судьбе героев сатирическое. Но мы попытаемся это сделать, а также попробуем выяснить, почему прошло столько лет, за это время дважды изменился социальный строй, ушло в прошлое крепостное право, а Иудушка, Стёпка - балбес, Пашка - тихоня оказались так живучи.

Целевые установки
Кумулятивная беседа с использованием учебника-хрестоматии.
10-11 минут
1. Постановка проблемных вопросов к теме урока:
- В чём гениальность этого романа?
- Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?
(В истории создания романа мы говорили о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною
·, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание).
- Какие события, наносящие удар власти матери, изображены в романе?
(отмена крепостного права; смерть мужа; упрочившееся положение Иудушки, его разорительные планы; МАТЬ ПРОКЛИНАЕТ ИУДУШКУ )
- Кого изобразил автор в образах-персонажах романа? (своих родных, семью). Ученики подробно описывают прототипов каждого героя:
Отец Владимир Михайлович– бесхарактерный, приниженный. Образ отца семейства Головлевых.
Мать Ольга Михайловна Салтыкова – образ Арины Петровны. Сильная. Властная натура, которая в муже и детях видит лишь обузу. Внуки – «щенки».
Брат Николай Евграфович – образ Степки-балбеса – изгой в семье, неудачник. Образ жизни: праздность, непригодность ни к чему, запои. Мать подавляла его личность угрозами, побоями. Он безвольный, податливый, нетрудоспособный. Именно он дает Порфирию Владимировичу прозвище «Иудушка-кровопивушка». Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере возвращения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который “жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании”.
Старший брат Дмитрий Евграфович – образ Иудушки – лицемер, пакостник, тиран, кровопивушка.
Младший сын Павел угрюмый и нелюдимый, апатичный, равнодушный, уходит в запои. НЕНАВИДИТ ИУДУШКУ, мстит ему. Умер от смертельной болезни. Автор называет Пашку - тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва.

- Назовите ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ семьи Головлевых.
«Головлят» представляют
- Володенька (покончил жизнь самоубийством) и Петенька (проиграл казенные деньги. Не получил от отца помощи, умер по дороге на каторгу) – дети Порфирия Владимировича.
Аннинька (вынуждена вернуться в семью) и Любинька (самоуюийство) – дети дочери Анны – племянницы Иудушки. Провинциальные актрисы, кутежи, пьянство.
- Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу?

Работа в группах с использованием учебной литературы (учебник, художественный текст).
Составление учебного конспекта.
Создание постера.
20 минут
1. В группах (на отдельных листочках) составляют схему «Причины гибели семьи Головлевых»:
Причины гибели семьи Головлевых

Затем учащиеся дают характеристику каждой причине, которая ведет к духовному распаду семьи.
ВЫВОД: Какой механизм запущен в этой семье? (В этой семье запущен механизм разрушения, разъединения семьи; нравственная и физическая гибель).
- Ярким представителем лицемерия, стяжательства и накопительства является главный герой Иудушка.

2. Создание постера «Главный виновник гибели семьи Головлевых». Образ Иудушки. Изобразить на постере основные черты характера Иудушки, которые привели к гибели его семью.
(Иудушка
– заполучил имение Павла,
- прибрал к рукам капитал отца и матери,
- обрек на гибель поочередно своих сыновей,
- повинен в гибели племянницы Любеньки,
- является «душою и двигателем разрушения семьи»,
- эгоист, жадный, накопитель, ЛИЦЕМЕР- главное его оружие, хищный кровопийца,
- взгляд его «загадочный», источает яд или или сыновнюю почтительность. В его глазах видят удушающую петлю,
- личность ничтожная, мелкая, хотя держит в страхе всех окружающих паразитирует и несет гибель,
- паук, клейкая сладкая паутина слов убивает родных,
- пустословие о семье, о боге, капитале,
- ласкательные слова – приторно-фамильярные).
3. Дополнить характеристику Иудушки в постерах других групп.
4. Защита постеров спикерами групп.

ВЫВОД: Главная роль во всех бедах принадлежит Иудушке. Пробуждение одичалой совести было слишком поздним. В главе «Расчет» он уже не Иудушка, а Порфирий Владимирович. МАСКА СНЯТА.
- Поиски прощения (запоздалое понимание собственной вины ведут Иудушку в сырую мартовскую ночь перед Пасхой «на могилку к покойнице маменьке» (замерз по дороге).
- Чтение отрывка из романа, глава «Расчет», стр. 295-301.

Рефлексия
5 минут
Закончить предложения:
1. На этом уроке я понял (а), что

2. Урок дал мне для жизни

3. Мне захотелось



Оценивание

Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.

Обсуждение
1 минута
Учащиеся обсуждают и добавляют записи по окончании работы.

Домашнее задание
1 минута
Написать эссе, используя тезис «М.Е.Салтыков-Щедрин не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть»



15