Отчёт по ПДД. «Правила дорожного движения каникул не знают»


МБОУ «Кундравинская средняя общеобразовательная школа»
Описание профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с учащимися и пропаганде безопасности дорожного движения.
Девиз: «Правила дорожного движения каникул не знают»
На дорогах нашей Челябинской области ежегодно погибает более 700 человек, 5000 получают травмы и увечья. Сводки о ДТП, которые ежедневно поступают в Управление ГИБДД УВД Челябинской области просто устрашающие. Суммированные цифры складываются в картину катастрофы, перед которой бледнеют потери, связанные со стихийными бедствиями. Каждый год в стране в автопроисшествиях исчезает в мирное время население целого города масштаба районного центра: погибает около 25 – 30 тысяч человек и 900 человек получают ранения. В условиях интенсивности движения транспорта по улицам и дорогам с каждым годом наблюдается все большее и большее количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Обучение детей ПДД начинается в дошкольном образовательном учреждении, а если ребенок не посещает детский сад? В школе работа по обучению детей безопасному движению на улицах города, села должна начинаться с первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.
Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. Во главе с заместителем по учебно-воспитательной работе Песцовой Н.А. каждый год разрабатывается целый ряд мероприятий профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с учащимися и пропаганде безопасности дорожного движения. Цель данной работы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города, села. Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется с 1 класса вне сетки часов учебного плана. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж. Обучение ПДД мы включаем даже в общий учебный процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства создаются тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и села т.д.
Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед доводится до сведения учеников сводки о ДТП на улицах нашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учим детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не носят характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.
 В течение трёх лет ведётся кружок ЮИД «Друзья Светофорика». Все мероприятия с детьми проводятся по рабочей программе. Работа с детьми осуществляется с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Важным направлением в деятельности кружка “Друзья Светофорика” является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Целью этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость соблюдения правил дорожного движения для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального становления. Занятия ориентированы на формирование у ребенка чувства ответственности, расширение знаний и навыков по ПДД.
Цель работы: обучить детей безопасному поведению на улице. Использовать различные методики приёмы, формы в работе для использования на практике знаний.     
  В начале учебного года определили основные задачи кружка:
Развивать у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге; Совершенствовать знания через игровую деятельность ситуацию общения, изобразительную деятельность;
Создавать предметно-развивающую среду;
Способствовать изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.
    В ходе обучения детей ПДД применяли различные методические приемы: игровые, словесные, взаимодействие с игровыми персонажами, наглядные, инсценировки отдельных детей, художественное слово, практические действия с предметами и игрушками, с магнитной доской разбор проблемных ситуаций.
Дети организовывают мероприятия в других классах: «Посвящение первоклассников в «юные пешеходы»». Проведение тематических викторин в начальных классах по ПДД. Проведение конкурса детского рисунка на тему «Безопасное движение». Презентация-концерт ЮИД в 1-2 классах. Показывали мультфильмы по ПДД и обсуждали поступки героев. Составляли презентации, посвящённые ПДД.
    Для проведения занятий создан «Уголок безопасности», где имеются: магнитная доска, различные виды транспорта (макеты, игрушки), дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, плакаты для детей, художественная литература, альбом «Уроки светофора». Оформлен родительский уголок с информацией о ПДД.
    В течение всего времени проведены занятия по темам: «Наш друг светофор», «Знакомство с улицей города. села», «Путешествие по городу, селу», «Помощники на дороге», «Осторожно: зимняя дорога», «Я грамотный пешеход», «Осторожно: перекресток», «Пешеход на дороге». Полученные детьми знания на занятиях далее закреплялись на игровых ситуациях по темам: «Как правильно вести себя на дороге», «Мы в автобусе», «Расположи правильно дорожные знаки», «Поведение в транспорте», «Как правильно перейти дорожную часть», «Мой любимый вид транспорта», «В гостях у Светофорика», «Как я иду в школу».
     Дети, обычно в таком возрасте, не умеют должным образом управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить и предвидеть возможность возникновения опасности в быстро-меняющейся дорожной обстановке. Для формирования пространственной ориентации и умения применять полученные знания я использовала подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Именно через игровую деятельность совершенствовались знания детей о ПДД. Например, в сюжетно-ролевых  играх дети применяли транспорт, магнитную доску с элементами ПДД. Ставили себя в условия выполнения различных ролей: инспектора, водителя, пешехода, пассажира, кондуктора, создавали определенную дорожную ситуацию, а также моделировали взаимоотношения людей в условиях дорожного движения. Подвижные, дидактические игры так же способствовали знанию детей. Проведено ряд подвижных игр: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили», «К своим знакам», «Стоп». Дидактические игры: «Транспорт», «Угадай, на чем повезешь», «Подбери по цвету», «Собери светофор».   На занятиях и беседах с детьми о ПДД использовались игровые персонажи. Одним из таких персонажей стал всезнайка Светофорик. Он знакомил детей с правилами дорожного движения, рассказывал о различных дорожных ситуациях, помогал искать детям правильное решение. Полосатая Зебра читала разные истории о ПДД, затем Айболит давал советы, как нужно вести в разных ситуациях и объяснял, как поступать правильно, кто совершает ошибки. Чтение художественных произведений, обсуждение их, способствовало расширению и закреплению знаний детей. Дети анализировали поведение героев, различные ситуации, возникшие с ними, объясняли, как следовало поступать в той или иной ситуации. Например, рассказ «Как Зебра Рита лисенка спасала», обратил внимание детей на опасность весной на льду. В этом рассказе Зебра Рита и Айболит давали советы детям о правилах поведения и безопасности на льду. Рассказ «Здравствуй зима»-поучительный для детей. Тут любимые персонажи помогли детям понять, что зимой тоже бывают опасности в холод и гололед и давали добрые советы, чтобы не было неприятностей во время зимних развлечений на катках и горках. А советы такие: нужно кататься в специально-оборудованных катках, против часовой стрелки в одном направлении с остальными, чтобы ни с кем не столкнуться. Не брать на каток острые предметы. В холод избегать сырой обуви. Если покраснели щеки, нос, лучше пойти домой, а если появилось чувство жжения, покалывания, идти домой надо обязательно! Детям чтение и обсуждение поучительных произведений очень нравятся. Они с большим удовольствием слушают и принимают участие в обсуждении.
    Кроме чтения рассказов, сказок с участием персонажей, детям читаю стихи, загадки, пословицы о правилах дорожного движения. Это делало занятия более яркими и интересными. Если дети что-то не поделили между собой и не уступали друг другу, приводила пример из произведения Сергея Михалкова «Бараны». Даю понять, что они в этой ситуации являются, как участники дорожного движения, которые других не уважают и не соблюдают правил хорошего тона.
     Полученные детьми знания также закреплялись в рисовании. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети строили различные машины, городские улицы, здания.
    Думаю, проводимый мною кружок детям принес много интересного, полезного и поучительного.
В школе каждый год проводится конкурс стенгазет на тему «Безопасность на дорогах». В школьной библиотеке (зав. библиотекой Зудина Л.А.) была организована выставка литературы, плакатов и листовок «Знайте правила движенья как таблицу умноженья». Выставку посетило 98 % учащихся. В выставке рисунков поучаствовали ученики 4-х классов. В течение декады классные руководители проводили с классами беседы, посещали выставку литературы и проводили мероприятия по ПДД. с Детьми, добирающимися к месту учебы на школьном автобусе, ответственные за перевозку детей провели инструктаж по технике безопасности. Учащимся были напомнены правила поведения при движении автобуса, посадке и высадке. В период 1 четверти классными руководителями были проведены классные родительские собрания на тему безопасности детей, на которых были освещены вопросы: о необходимости использования водителями и пассажирами ремней безопасности, детских удерживающих средств, о возрастных ограничениях самостоятельного появления детей на дорогах без сопровождения взрослых и вождении велосипедов, скутеров и мопедов. Были разъяснены меры ответственности детей и родителей за несоблюдение правил дорожного движения.
Для подготовки и проведения занятий и экскурсий привлекаем общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.
Учитель начальных классов высшей категории: Жданова И.В.