Урок по литературному чтению на тему: К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ»
Тема: В. К. Железников «Рыцарь. Чтение и анализ»
Цель: познакомить с рассказом В. К. Железникова «Рыцарь», используя приемы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.
Задачи урока:
-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;
- развивать творческое мышление
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);
- формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, «Чтение с остановками»,синквейн.
Ход урока.
I. Организационный момент. Нетрадиционное начало урока. (3 мин)
Дети показывают сценку по рассказу В.Осеевой «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
-Какие мысли возникли? (дети высказывают мнения)
-Как вы думаете, почему наш урок начался с этой сценки?
II. Изучение нового материала ( 23 мин)
Вызов
Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.
– Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников.(слайд 1)
- А кто такие рыцари? (выслушиваются мнения детей)
-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)
1) в Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (слайд 2 появляется изображение рыцаря)
2) самоотверженный, благородный человек.
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
-А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? Попробуйте.
На интерактивной доске: Саша, гараж, знал все марки автомобилей шофер, ведро воды, бабушка, «нашла, где стоять», бросился за машиной, он ничего не боится, было хорошо на сердце.
-Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.
2. Осмысление (чтение текста с остановками)
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
1) Чтение и анализ первой части (до слов: “И он, Саша, пошел в глубь гаража”). (читает хорошо читающий ученик)
- Каким представили себе Сашу в начале рассказа? Подтвердите свое мнение текстом.
(Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины и знал все марки советских машин, шофер казался ему необыкновенным человеком, Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку.)
- Что будет дальше и почему?
2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: “... шофера теперь считал лучшим своим другом”).(читает хорошо читающий ученик)
- Вспомните, из 1 части, как Саша заходил в гараж? (он боялся)
- Меняется ли в этой части состояние Саши? (да)
- Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа рассказа? (Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги”.)— Почему Саша жалел, что некому показать “шоферскую заметину”? (он гордился, что подружился с шофером)
- Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. («…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время»).
- Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?
- Как будут развиваться события дальше? Предположите.
Физминутка. (2 мин)
3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до слов “... и помахал Саше рукой”). (читает учитель)
— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)
- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)
Подтвердите свое мнение текстом.
— Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце этой части. Изменился ли сам Саша? (да, изменился)
- Чем вызван его отчаянный поступок? (заступился за бабушку)
- Какие чувства при этом испытывал Саша?(«…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»)
- Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте.
- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)
-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы»)
- С кем сравнивает автор Сашу в этом эпизоде? (с маленьким зверьком). Прочитайте этот отрывок.
-Что вы теперь можете сказать о Саше? (смелый, решительный, заступился за свою любимую бабушку)
- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?
- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы преодолели себя, свою слабость, нерешительность или еще какое-то чувство? Что вы при этом чувствовали?
- Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика»)
- Что будет дальше и почему?
4) Чтение рассказа до конца. (читает хорошо читающий ученик)
— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?
- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)
- А что за благородный поступок совершил Саша? (заступился за бабушку)
-Автор передает душевное состояние бабушки через песню, он говорит, что у нее «в голове запела старая, забытая песня». Как вы это понимаете? (она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо). Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это.
-Рассказ заканчивается предложением «Жив человечек». Что это значит, на ваш взгляд?
5) Работа над заголовком, рисунком. Определение главной мысли рассказа.
-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
-Почему же рассказ называется «Рыцарь»? Какое значение этого слова в рассказе? (благородный человек).
- Для рыцарей были важны такие человеческие качества, как честь и достоинство. ”Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям других рыцарей. В нашу повседневную жизнь вошли такие выражения из прошлого: “Рыцарский поступок, “Рыцарское отношение”.
- Как вы думаете, о каком человеке мы скажем, что он совершил «рыцарский поступок?» (о человеке, который совершил хороший поступок, благородный)
- А приходилось ли вам совершать рыцарские поступки?
- С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой - автор? Почему?
-К рассказу выполнен рисунок. Найдите в тексте предложения, которые можно подписать под рисунком. - О чем вы задумались, прочитав рассказ?
-На доске записаны предложения, Обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею. (Обсуждение в парах)
1) Близких надо любить.
2) Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.3) Надо слушаться старших.
Проверка.
3. Рефлексия
1) Восстановление деформированного плана. ( 4 мин)
- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок. (класс разделен на 6 групп)
План:
1. Саша заступается за бабушку.
2. Знакомство с шофёром.
3. Радостно на сердце.
4. Саша помогает шофёру.
-Что увидели? (план)
-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)
-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)
-Поработайте в группах.
-Проверим по доске. (на интерактивной доске появляется план, дети проверяют).
2) составление синквейна (по группам) (5 мин)
5 групп составляют синквейн, а 1 группа получает задание: выбрать пословицу, которая подходит к рассказу и объяснить ее значение.
Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:
Не спеши языком, торопись делом.
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Сделаешь худо – не жди добра.
Саша Саша
Решительный и смелый отчаянный и смелый
Услышал, бросился, крикнул покраснел, побелел, бросился
Саша заступился за бабушку Саша защитил бабушку
Рыцарь! Рыцарь!
Шофер
Грубый, невоспитанный
Обругал, крикнул, рассмеялся
Великодушно простите!
Виноват!
Проверка. 4-5 человек зачитывают свои творческие работы.
IV. Подведение итогов урока. (3 мин)
- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и,читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?
- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн, подготовить сообщение об авторе)
-Домашним заданием будет творческий пересказ по плану от имени Саши и плюс дополнительно задание из тех, что вы перечислили.
- И закончить урок я хочу словами испанского писателя 17 века Бальтасара Грасиана –и – Моралеса «Хочешь уважения – не начинай с оскорбления». Ребята, будьте добры, внимательны и терпимы к друг другу. Уважайте друг друга. Только тогда счастлив человек, когда счастливы его близкие.
-Урок закончен. Спасибо за работу.