Урок русского языка на тему В.Железников — рыцарь
Дата:
Предмет: литературное чтение
Тема: В.Железников
Тип. изучение нового материала
Цель.
Обучающая: познакомиться с произведением В.Железникова;
Развивающая: развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;
Воспитывающая: нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям.
Методы. ЧП, словесный.
Оборудование. учебник, тетрадь, иллюстрации, презентация.
Этапы
урока
Содержание учебного материала
1. Орг. Момент.
2. Актуализация прежних знаний.
3. Усвоение нового материала.
4. Физминутка
5. Закрепление нового материала.
6. Объяснение дом. задания.
7. Итоги урока.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Заслушивание пересказа с.140-143.
1) узнавание темы по словесному описанию
- Тему урока узнаете, если догадаетесь, о ком идёт речь: мужественный, сильный,
смелый, благородный, в доспехах.
- Да, тема нашего урока – рассказ Владимира Железникова «Рыцарь»
2) Из толкового словаря:
«Слово «рыцарь» появилось в средние века в Европе. Рыцарями называли воинов,
Тяжеловооружённых конных всадников. Для рыцарей обязательными считались
моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство. Позднее это слово
стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных,
благородных людей, вставших на защиту слабых и своей Отчизны.
3) – Составьте синквейн с этим словом. Работайте в парах.
4) – Кто хочет прочитать свой синквейн?
5) – У вас получились похожие синквейны.
На доске: 1. Рыцарь
2. мужественный, смелый
3. защищает, помогает, сражается
4. встаёт на защиту слабых
5. Воин
Этап осмысления (первичное восприятие, анализ первичного восприятия,
вторичное восприятие, анализ содержания текста)
1) Прогнозирование содержания текста по названию:
- Прочитайте название. Как вы думаете, о чём будет этот текст?
2) Чтение текста учителем (с. 144)
3) - Понравился ли вам рассказ?
4) – Сейчас вы будете читать этот рассказ, помечая непонятные слова карандашом.
- Подумайте, кого автор называет рыцарем.
(чтение вслух)
5) – Какие слова были непонятны?
– Кого автор называет рыцарем?
- Кто ещё является героем рассказа? (шофёр и бабушка)
- Что вы можете сказать о шофёре в начале рассказа? Какой он? Найдите в тексте
подтверждение. (улыбнулся – дружелюбный, доброжелательный)
- Каким вы увидели его потом? Подтвердите словами из текста. (обругал –
грубый)
- Что заставило шофёра изменить своё поведение? (Сашин поступок)
- Прочитайте, что почувствовал шофёр и о чём задумался после Сашиных слов.
6) – Как автор передаёт душевное состояние бабушки? (Бабушка испытывала
гордость за внука, радость, что у неё есть такой защитник.
- Вы заметили в тексте многоточие. Что это обозначает? (недосказанность,
что-то пропустили, сократили текст)
- А хотите узнать, что пропущено в рассказе?
у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у неё радостно было на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки Так у неё было хорошо на сердце»
- Автор передаёт радость души человека - через песню. Когда у человека в
душе радость, ему хочется петь. И говорят «душа поёт», т.е. душа радуется.
7) – Что пережил Саша?
(Мальчик был возмущён поступком шофёра. В его душе вспыхнул гнев и
переживание. Ему было обидно).
- Что увидел шофёр в глазах мальчика, что заставило его, взрослого человека,
извиниться? (Боль и обиду).
Жил на свете попугай.Крылья шире расправляй. (руки в стороны, влево, вправо)Он любил летать всех выше,Выше пальм, жирафов выше. (потянуться на носках, руки вверх)В гости к деткам прилетал,Вместе с ними отдыхал, (делать приседания)Прыгал, кланялся, шалил, (наклоны головы или туловища вперед)С малышами говорил.
- Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?
(Потому что он поступил благородно, как рыцарь - защитил бабушку. Он не
испугался сильного взрослого мужчину.)
- Составьте синквейн о Саше как рыцаре. Прочитайте свой синквейн.
1. Рыцарь (Саша)
2. смелый, благородный
3. заступился, защитил, отстоял
4. решительно заступился за бабушку
5. Защитник.
На доске появляются синквейн, составленный на этапе вызова и синквейн,
составленный на этапе рефлексии:
1. Рыцарь 1. Рыцарь (Саша)
2. мужественный, смелый 2. смелый, благородный
3. защищает, помогает, сражается 3. заступился, защитил, отстоял
4. встаёт на защиту слабых 4. Решительно заступился за бабушку.
5. Воин 5. Защитник.
- Сравните эти два синквейна. Рыцаря – воина сравниваем с маленьким мальчиком.
- Какой можно сделать вывод из всей нашей работы по этому рассказу?
(Даже самый маленький человек может быть настоящим рыцарем)
Пересказ – с. 144-147
- Подумайте о том, как вы относитесь к своим бабушкам, младшим сёстрам и
братикам. Вы для них обидчики или защитники?
- Вспомните когда и как вы защитили или помогли кому-то?
Инклюзив. Читать с.144-147
Дом.задание: Пересказ с. 144-145.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15