Конспект урока по обучению грамоте на тему Сильная и слабая позиция звуков. Смысл текста
Тема: Сильная и слабая позиция звуков. Смысл текста.
Цель: расширить опыт учащихся в определении сильной и слабой позиции гласных звуков, совершенствовать навык чтения.
Задачи:
1. Учить различать сильную и слабую позицию гласных и согласных звуков в слове, находить нужную информацию в тексте в соответствии с поставленной задачей; пополнить активный и пассивный словарь.
2. Развивать умение группировать слова по заданному признаку, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать выбор.
3. Учить взаимодействовать в процессе коллективной и групповой работы, выслушивать и воспринимать как альтернативу иное мнение.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Музыкальный фрагмент «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
Ход урока
Организационный момент
Звучит «Спортивный марш», учащиеся под руководством учителя делают зарядку.
- Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока?
о спорте
- А что такое СПОРТ? Как вы понимаете значение этого слова?
варианты ответов
- Я дополню и подкорректирую ваши ответы: слово СПОРТ в переводе с английского - ИГРА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ –это организация соревнований тренировок с различными комплексами физических упражнений, НО в отличие от физкультуры имеет целью не только укрепить здоровье, но и достичь высоких результатов и побед в состязаниях.
Работа над новым материалом.
- Поскольку урок наш – это урок чтения, то мы с вами в течение этого урока будем совершенствовать умение читать, а ещё будем учиться находить в тексте рассказа ответы на вопросы.
Прочитайте слова в верхней части страницы 65.
- Прочитайте первый столбик слов.
Как мы называем такие слова?
родственные, однокоренные
- А какие признаки родственных слов вы можете назвать?
близкие по смыслу, имеют общую часть (корень)
- Какую букву нужно вставить в пустую клетку, объясните.
О, потому что в слове спорт в сильной позиции стоит буква о
- Молодцы, тогда впишите пропущенную букву в слово свисток.
Как будете рассуждать?
Слова СВИСТ и СВИСТОК однокоренные. В слове СВИСТ в сильной позиции звук И, значит в слове СВИСТОК напишу букву И, потому что корни пишутся одинаково в однокоренных словах.
- Впишите буквы согласных звуков на конце слов ЛОЗУНГ ФЛАГ
- Как будете рассуждать?
Слова однокоренные, корни пишутся одинаково, в сильно позиции звук …, значит впишу букву …
- Давайте сделаем маленький, но очень важный вывод: как не ошибиться в выборе буквы на месте звука в слабой позиции?
Надо найти для него родственное слово, в котором этот звук в сильной позиции (т.е. отчётливо звучит)
Есть такое стихотворение, чтобы запомнилось легче:
Безударный гласный -слуху вы не доверяйте!
Стоп! Писать опасно! Удареньем проверяйте.
Работа с текстом.
- Ещё раз прочитайте слова в столбиках. Они подсказывают вам, о чём пойдёт речь в рассказе. Вы догадались, о чем мы сегодня поговорим? (о спорте)
- Как называется текст? (учитель спрашивает ученика, читающего целыми словами)
- Что бывает на спортивном празднике?
Соревнования, болельщики, награждение…
- Где обычно проходят спортивные праздники?
на стадионе.
- Составьте как можно больше слов из букв слова СТАДИОН
-А какие виды спорта вы знаете? (дети отвечают)
-Давайте теперь прочитаем наш текст.
Учитель читает текст, дети внимательно слушают.
-Вам понравился этот текст? О чем он?
-Я задаю вопросы, а вы зачитываете предложения или слова – ответы.
(выборочное чтение)
-Чем украшен стадион?
-Кто принимал участие в соревнованиях?
Впишите имя первоклассника, который стал третьим.
-А теперь давайте прочитаем этот рассказ еще раз.(чтение по цепочке)
-Ответим на вопросы в азбуке (Кто летает?…)
-Ребята, человек придумал такие виды спорта, в которых он может показать все свои способности. В нашем классе тоже есть спортсмены, которые уже имеют награды. Давайте их поприветствуем: … (дети под музыку выходят к доске, рассказывают о своем виде спорта).
- Я хочу спросить: а почему вы выбрали спорт? (здоровье, сила, выносливость). Да, люди спорта – особые люди: красивые, здоровые, жизнерадостные.
-Рассмотрите запись ЗДОРОВЬЕ. Объясните, как связаны все эти слова?
-Молодцы. Разгадаем кроссворд. (дети вместе с учителем разгадывают кроссворд).
Далее выполняют задания в рабочей тетради «Я читаю».
Итог урока с рефлексией.
- Урок понравился?
- А что нового узнали?
- У кого из вас появилось желание заняться спортом?
-Молодцы. Урок окончен.