Презентация на тему Обогащение словарного запаса у дошкольников


Тема: « Обогащение словарного запаса у дошкольников»
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально установленный контакт матери и отца с малышом развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Осуществлять задачу обогащения словаря - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Развитие словаря имен прилагательных также является одной из важных проблем формирования лексического строя речи. Имена прилагательные в русском языке являются второй по многочисленности (после существительных) частью речи. Обогащение словарного запаса дошкольников именами прилагательными необходимо для развития лексического состава, грамматического строя, связности речи и речевых способностей детей в целом. Данная часть речи используется для обозначения признаков различных объектов, т.е. выполняет функцию описания воспринимаемых предметов, явлений, событий. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.
Систематизация запаса слов.
Как же подразделяется эта система?
Названия предметов
Имена существительные, отвечающие на вопросы: Кто? Что?
*Овощи,фрукты,одежда.посуда,мебель,обувь,деревья.цветы.звери.птицы,насекомые,транспорт.(Кто? Кошка. Что? Стул.)и т.д. Явления природы(дождь. гром, молния .снег). Времена года(зима, весна, лето, осень) Дни недели. время суток, люди…
Названия действий и состояний
Глаголы, отвечающие на вопрос: Что делает?
*Действия людей (Девочка что делает? Девочка моет посуду.)*Способы передвижения животных, транспорта.(Кошка что делает? Кошка умывается.)*Наименования звуков. издаваемыми животными и людьми.
*Наименование явлений природы (вечереет. смеркает, моросит..)Названия признаков предметов
Имена прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Н-р: Мяч
*По цвету-какой-красный
*По форме- какой -круглый
*По величине и размеру- большой или маленький
*По температуре- теплый или холодный
*По вкусу- безвкусный
*По качеству поверхности- гладкий,
*По материалу- резиновый, пластмассовый и.т.д.
*По принадлежности-мой, твой ,и т.д.
Названия признаков действий
Наречия, отвечающие на вопросы: Где? Когда? Как? Каким образом?
*По месту или направлению (Внизу, впереди, слева…)
*По времени( Вчера, осенью…)
*По образу (способу) совершения действия (ловко, быстро, неуклюже…)
*По причине совершения действия (нечаянно, сгоряча…)
*По цели (назло, специально, нарочно…)
Очень важно следить чтобы словарь равномерно обогащался по всем группам слов. Надо ли обьяснять, насколько сложную работу предстоит проделать ребенку и насколько важна помощь взрослых в систематизации и обогащении словаря по каждой тематической группе. В плане систематизации очень важно также, чтобы ребенок овладел умением подбирать слова, как близкие по значению, по смыслу -Синонимы ( хороший, добрый, ласковый, приветливый) ,так и слова с противоположным значением- Антонимы (далеко- близко, говорить- молчать. Широкий- узкий, сладкий- кислый…)
Паронимы- разные по смыслу, но близкие по звучанию слова
(Дождевой червь,- Дождливый день, вечер)
Омонимы- разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. (Коса-девичья коса, орудие труда.) Ключ.. Лук…
Слайды с играми.
Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр, так как кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру. Систематическое применение дидактических игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Предлагаю принять во внимание перечисленные выше игры, активно их применять в своей работе как на занятиях так и в индивидуальной работе с детьми. .Дидактические игры вызывают интерес к занятиям, повышению внимания, речевой активности, что способствует лучшему усвоению учебного материала.