Нормы оценки по литературе в 10-х классах





НОРМЫ ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ   ОБУЧАЮЩИХСЯ
10-х классов ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1.Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания  изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться ими при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
Оценкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий
- прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
- умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
- умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора, при анализе художественного произведения;
- привлекать текст для аргументации своих выводов;
- хорошее владение литературной, речью.
Оценкой "4" оценивается ответ, который
- показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
- умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев;
- роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
- умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений;
- умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
- владение литературной речью.
Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Оценкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о
- знании и понимании текста изучаемого произведения;
- умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- знании основных вопросов теории.
Но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Оценка сочинений

   В основу оценки сочинений по литературе положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
-  правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия;
- верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения;
- доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы;
- умение делать выводы и обобщения;
- точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
-  соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
-  точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка "5" ставится за сочинение,
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение,
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее;
- обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-  логическое и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценка "3" ставится за сочинение, в котором
- в главном и основном раскрывается тема;
- в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ по теме;
- допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи, в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Оценка "2" ставится за сочинение, которое
- не раскрывает тему, что свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без вывода и обобщений ;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок, тавтологии или плеоназма.



Заголовок 115