Конспект открытого занятия для разновозрастной группы детей «Полезные и вредные привычки»


Конспект открытого занятия
для разновозрастной группы детей.
«Полезные и вредные привычки»
Цели:
 Обобщить знание детей из областей нравственной и этической культуры вокруг понятия «полезные» и «вредные» для здоровья привычки
Коррекционные задачи:
Образовательные:
 закрепить знание пройденного материала о «вредных» и «полезных» привычках
 учить делать выводы о пользе и вреде привычек и обосновывать их;
Воспитательные:
 показать отрицательные результаты плохих привычек и поступков;
 формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.
Развивающие:
 развивать память, внимание, логическое мышление, групповую деятельность
Предварительная работа:
 Проработана литература.
 Подготовлены карточки.
 Подобранны фонограммы.
 Создание наглядной мультимедийной продукции /презентация/.
 Заучивание стихов.
Оборудование:
 Магнитофон.
 Презентация.
 Раздаточный материал: карточки опроса.
Форма проведения:
Обобщающая– закреплениХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитатель:
– Ребята, у вас на партах лежат карточки.
Ы У О Р
У П О У
И О В Ч
У К О А
– Что записано на карточках?
Ответы детей:
– Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
– Какое слово у вас получилось?
Дети: У нас получилось слово «привычка»
II. Введение в тему
Воспитатель:
– Что означает слово «привычка»?
Ответы детей.
– ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря древнеримский философ Цицерон сказал:
« привычка – вторая натура».
– Как вы понимаете данное высказывание?
Ответы детей.
Воспитатель:
– А у вас есть привычка?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Внимательно рассмотрите данные картинки. Ребята, а как вы думаете на какие две группы можно разделить изображенные на картинках действия?
( на полезные и вредные привычки). Можно ли данные действия назвать привычками?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель:
- тема нашего занятия «Полезные и вредные привычки»
– Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.
Привычка- это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка рано ложиться спать, чистить зубы, заправлять постель и так далее.
Привычки формируются в результате многократных повторений. Когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Увидеть, как формируется привычка, нам поможет игра «Привычка».
Описание игры:
Дети встают в круг. Если команда ведущего начинается со слова «Прошу!», то все выполняют различные движения: «Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять левую руку» и так далее. Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники игры привыкли выполнять их. В определенный момент воспитатель перед командой не произносит слово «Прошу», и тогда дети не должны выполнять его указания.
III. Основная часть
1. Работа по карточкам
Воспитатель:
– Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочтите задание и выполните его.
1. Прочитай список привычек.
2. Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой «+»
3. Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой «–»
4. Если ты не знаешь, какая это привычка, то поставь напротив «?»
Список привычек:
спать с открытой форточкой
обманывать
быть аккуратным
умываться
чистить зубы
грызть ногти
сутулиться
класть вещи на место
выполнять домашнее задание
заниматься спортом
пропускать уроки
говорить правду
быть трусливым
лениться
курить
читать лежа
мыть за собой посуду
драться
конфликтовать
осторожность
(вешаем на доску хорошие и плохие привычки)
(После выполнения задания детьми проводится обсуждение)
Воспитатель:
– Итак, какой вывод мы можем сделать? Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.
Воспитатель: Мы уже с вами сказали, что привычки бывают полезными и вредными. Предлагаю посмотреть детский юмористический журнал «Ералаш»
«Серега, выходи!
Воспитатель: Какие привычки вы заметили у героя данного сюжета?
2. Информационный материал
Один мудрец сказал:
«От трудного – к привычному
от привычного – к полезному,
от полезного – к приятному.»
- Давайте попробуем разобрать это интересное высказывание.
Ответы детей
– Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, я привыкла поздно ложиться спать, а кто-то наоборот, ложиться рано; кто-то привык терпеть боль, а кто-то – нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
– Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Мы уже с вами сказали о том, что привычки бывают полезными и вредными.
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на здоровье человека?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Перечислите еще раз полезные привычки?
Ответы детей: чистить зубы, заниматься спортом, соблюдать режим и др.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим, несколько привычек, которые нужно в себе формировать –
1) аккуратность.
Я говорю
Какой ужас! В беспорядке
Вещи, книги и тетрадки.
Даже письменный твой стол
Очень удивляется:
Как такой вот беспорядок
Быстро получается?
Воспитатель:
Почему надо приучать себя к аккуратности и как это сделать?
Ответы детей.
Воспитатель:
2) осторожность.
Я говорю
Сказали мне: «Ты с этим – осторожно!
Так навредить себе серьезно можно».
Но я бежал во весь опор
И не смотрел на светофор.
Какой спортивный ждал успех!
Задравши нос, не слушал всех.
Вот в гипсе у меня рука,
Будь осторожней, детвора!
Воспитатель:
А, правда, ребята, надо или нет быть осторожным? Опасно ли нарушать запреты взрослых?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Привычки наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем не задумывается над тем, что читать лежа, сквернословить, лениться, — это тоже вредные привычки, которые наносят серьезный вред здоровью.
Не секрет, открою кстати,
Что мальчишки любят драки,
Хулиганы, забияки,
Непослушными растут…
Даже взрослым строят рожи…
Надо с ними быть построже?
Все спускать — они, похоже,
До инфаркта доведут?
- Давайте, попробуем разобраться – привычка драться – хорошая или плохая? Ответы детей.
Воспитатель:
Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.
Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг). Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает.
Вывод – лучше всего не иметь вредной привычки – это не начинать пробовать вообще!
– Ребята, а как вы думаете, от чего же зависит здоровье человека?
Ответы детей
Воспитатель:
– Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (то здоровья родителей), от условий внешней среды (от экологических условий). А вторая половина здоровья зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
– Ребята, а как вы думаете, что входит в понятие «здоровый образ жизни»?
Ответы детей
Воспитатель:
Игра: «Слова – в предложения».
В здоровом теле, здоровый дух.
Если хороши щи, так другой пищи не ищи.
Поработаешь до поту, поешь в охоту.
Какая еда- такая и ходьба.
Каково житьё- таковы еда и питьё.
И обед не обед, коли к обеду хлеба нет.
На вкус и цвет товарища нет.
Гости едят не то, что хотят,
а что им подают.
(Нижеуказанные предложения разрезаются на части и раскладываются в разные конверты. Детям нужно сложить части так, чтобы получились связные предложение.)
– По современным представлениям, в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
1. Отказ от вредных привычек.
2. Активный двигательный режим.
3. Рациональное питание.
4. Закаливание организма.
5. Личная гигиена.
6. Положительные эмоции.
– А как вы считаете, с кем приятнее вам будет общаться: с человеком, который имеет вредные или полезные привычки?
Ответы детей.
Воспитатель:
– Конечно же, вы правы, человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему здоровью, у него также портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятно общаться, так как подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих.
– Ребята, а как вы думаете, какие поступки и привычки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?
– Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?
– Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?
V. Итог.
– Подошло к концу занятие. Давайте подведем итог.
– Итак, о чем говорили сегодня?
– Какие привычки называют полезными?
– Какие вредными?
– К чему приводят вредные привычки?
– Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать?
– Какие основные выводы можем сделать?
Выводы:
Существуют разные привычки: полезные и вредные.
Хорошие привычки можно в себе развить
Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек.
Не иметь вредной привычки помогает сила воли.
Ребята, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье:
Каждый твёрдо должен знать:Здоровье надо сохранять.Нужно правильно питаться,Нужно спортом заниматься,Руки мыть перед едой,Зубы чистить, закаляться,И всегда дружить с водой.И тогда все люди в миреДолго, долго будут жить.И запомните, ведь здоровьеВ магазине не купить
Использованная литература:
1. КулиничГ.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей» - М.:ВАКО.2009.
2. Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек»
3. Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
4. Усова Т.М. «Приемы психофизической разгрузки» («Здоровье детей» №16 2008 г.)
5. Худенко Е.Д. (раздел «Охрана здоровья и физическое развитие» тема: «Вредные привычки» февраль 3 неделя),