Статья Использование пословиц и поговорок при изучении правил русского языка в начальных классах
Использование пословиц и поговорок при изучении правил русского языка
в начальных классах
Современная школа уделяет изучению пословиц большое внимание, особенно на уроках русского и родного языков, и литературного чтения. И это не случайно, ведь пословицы и поговорки, созданные народом, обогащают наш язык, придают им выразительность, точность. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней. Пословицы стали добрыми помощниками при изучении нового материла, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.
Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.
Прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.
Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запомнились. В этом отношении примерами являются пословицы. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по-своему содержанию доступна учащимся.
Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением
На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с формой этого слова или однокоренным словом, в котором гласный звук находится под ударением.
Флот морской – границ часовой.
Смелость города берёт.
Посуда любит чистоту.
На хороший цветок и пчела летит.
На языке медок, а на сердце ледок.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Нет земли краше, чем страна наша.
Тот герой, что за Родину горой.
Апрель с водою – май с травою.
Вода на лугу – сено в стогу.
По лесу ходи – под ногами смотри.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Какие труды, такие и плоды.
Зернов колосу – торопись зажать полосу.
Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.
Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов и перед парным согласным. Поэтому учитель обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо усвоили метод подстановки и не затруднялись в его применении. Пословицы, которые могут быт использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приёма, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов
При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов учитель приводит поговорку Береги нос в большой мороз. Записывает её на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз. Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. учитель предлагает подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы согласный на конце слова был слышен ясно. Дети делают вывод, что для проверки нужно, чтобы после парного согласного стоял гласный или сонорный согласный. Под пословицей записываются слова: нос – носы, носик; мороз – морозы, морозец. При этом сомнительные согласные на письме выделяются.
Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле.
На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами:
Слаще всех плодов – плод честного труда.
Свой глаз – алмаз.
Дороже алмаза свои два глаза.
Учащиеся читают пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетради столбиком. После этого в пословицах подбирают к выписанным словам однокоренные слова или формы этих же слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными: плод – плодов, плодить; глаз – глаза, глазок; алмаз – алмазы, алмазный.Закончив работу, учитель предлагает ученикам написать пословицу Зелёный наряд радует взгляд и подобрать к словам с сомнительными согласными на конце проверочные слова.
Кто любит труд, того и люди чтут.
Терпение и труд всё перетрут.
Сорвать прут – небольшой труд.
В мае дождь – будет рожь.
Был бы покос, да пришёл мороз.
Красная ягодка, да на вкус горька.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Бровь да глаз рядом живут.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.
На мышку и кошка – зверь.
Зимою шубка не шутка.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Не будь тороплив, а будь памятлив.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
В зимний холод всякий молод.
Снег на полях – хлеб в закромах.
В чужих руках всё дело легко.
Не в бровь, а в глаз.
Наш народ растёт из года в год.
На сказки герой, а на работу слаб.
Зелёный наряд радует взгляд.
Хороший друг – это настоящий клад.
Пример героя зовёт на подвиг.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Спасибо, мороз, что снега нанёс.
Кошка клубком – на мороз.
Кошка на порог, а мышка в уголок.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Хвост голове не указка.
Хлеб – всему голова
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Старый друг лучше новых двух.
Снег глубок – год хорош.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Слова с непроверяемыми безударными гласными
Учащиеся начальных классов в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова. Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов. Лучше использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными.
У коровы молоко на языке.
Мороз да метели под февраль налетели.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если учащиеся уже умеют работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.
Сам погибай, а (товарища) выручай.
Всякая (дорога) вдвоем веселей.
Собирай по (ягодке), наберёшь кузовок.
Не гони коня кнутом, а гони (овсом).
Корова на дворе – (молоко) на столе.
Не та (собака) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.
Лежебоке и (солнце) не в пору всходит.
Ленивому всегда (праздник).
Два друга – (мороз) да вьюга.
(Мороз) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
На (капустнике) козёл не караульщик.
Учёному везде (дорога).
Что написано пером, то не вырубишь (топором).
Слово не (воробей), вылетит – не поймаешь.
На смелого (собака) только лает, а труса кусает.
Ласточка день начинает, а (соловей) кончает.
В 3-4-м классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работ. На доске записывается несколько пословиц с пропущенными словами.
Крепкую дружбу и … не вырубишь
Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчёркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или подчёркивая простым карандашом безударные гласные.
Радостная жизнь сердце веселит.
Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Честный труд – наше богатство.
Рукам работа, душе праздник.
Сердце матери лучше солнце греет.
Ленивому и будни праздник.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Дождливое лето хуже осени.
Москва от глаз далеко, да к сердцу близка.
Солнце пригреет – всё поспеет.
Без коллектива и жизнь не счастлива.
У дороги конца нет.
Знающий дорогу не устаёт.
С хорошим попутчиком – половина дороги.
Не спеши языком, торопись делом.
Языком капусту не шинкуют.
Больше землю удобряй. Выше будет урожай.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без капусты щи не густы.
Слова с двойными согласными
Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и двигательный образы. Поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так при объяснении написания слов с двойными согласными хорошо использовать ИКТ, где на экране удобно показывать пословицы, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчёркиваются.
У коллектива большая сила.
Хороша нива только у коллектива.
Ссора до добра не доведёт.
В субботу на работу, а в воскресенье – на веселье.
Добрый друг лучше ста родственников.
Недаром говорится, что нужда коллектива боится.
Утренний дождь не долог.
Хороший лён – дохода миллион.
Русский солдат не знает преград.
Всякая ссора красна миром.
Утренний дождь путника не остановит.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Осенняя сушь, что острый нож.
С ремеслом дружи, в коллективе живи.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
Храброму не нужна длинная шпага.
По дрожжам пирогов не узнаешь.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Длинный язык до добра не доведёт.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Важно обратить внимание учащихся на то, что написание одних слов с удвоенными согласными нужно просто заучить (коллектив, дрожжи, жужжать, суббота), а для запоминания других требуется знание состава слова. Например, длинный, каменный, русский – удвоение согласных происходит здесь на стыке корня и суффикса. А в словах поддакивать, оббежать – на стыке приставки и корня.
Слова с мягким знаком как знака мягкости и как разделительного знака
Учащиеся учатся различать ь, который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь, отделяет согласный звук от сочетания звуков, обозначаемых на письме гласными буквами е, ё, ю, я. При закреплении этого материала можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком, который указывает на мягкость предыдущего звука; в другой столбик – слова с ь как разделительным знаком.
Маленькое дело лучше всякого безделья.
Больше дела, меньше слов.
От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
Мужество рождается в борьбе.
Умел взять – умей и отдать.
Без терпенья нет уменья.
Без ученья нет уменья.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
С трусливым и болтливым в беду попадёшь.
Одной рукой узла не завяжешь.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Слова с мягкими и твёрдыми согласными
Порядок время бережёт.
Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
Поле труд любит.
И медведя люди учат.
Всякий человек вперёд смотрит.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Правописание жи-ши, ча-ша, чу-шуУмел начать – умей и окончить.
Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
Не давши слово – крепись, а давши – держись.
Живи сяк своим умом.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Кто дрожит, тот и бежит.
Не верь чужим речам, верь своим очам.
Жить – Родине служить.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
Сам погибай, а товарища выручай.
Любую ошибку можно исправить.
Жизнь дана на добрые дела.
Чужой славой не проживёшь.
Жизнь правде посвящай.
На чужой сторонке и летом холодно.
Кто с техникой дружит, тому она и верно служит.
С книгой жить – век не тужить.
С песней дружить – и в бою не тужить.
Шила в мешке не утаишь.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Не спеши языком, торопись делом.
Конь бежит – земля дрожит.
Век живи, век учись.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Январь год начинает, а декабрь кончает.
Час от часу не легче.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Чужая сторона – дремучий бор.
Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.
На чужой сторонушке рад свой воронушке.
Чужим богат не будешь.
Правописание слов с предлогами и приставками
Труд и накормит, и научит.
Язык до Киева доведёт.
Родина поучает, Родина и выручает.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Сначала подумай, потом говори.
Скромность всякому к лицу.
Сорока на хвосте принесла.
Без труда нет плода.
День на минуту, болтовни на час.
Имена существительные с шипящими на конце
Спящий кот мышь не поймает.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Идёт дождь, даст он рожь.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Книжка лучший товарищ.
Ростом с мышь, а храбрый малыш.
Наука – источник знаний, знание – светоч жизни.
Будет день – будет и ночь.
Здоровому врач не нужен.
Ложь человека не красит.
Всякая вещь хороша на своем месте.
Имя прилагательное
Дождливое лето хуже осени.
Зима снежная – лето дождливое.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Зимнее солнце плохо греет.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Без хорошего труда нет плода.
Хорошим слово мир освещается.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ленивой лошади любая дорога кажется длинной.
Родная сторона – мать, чужая сторона – мачеха.
Старый друг лучше новых двух.
Чёрная земля белых рук не любит.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонений
Добрые вести не лежат на месте.
Труд кормит, а лень портит.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Суди о человеке по его труду.
Белые ручки чужой труд любят.
В труде рождаются герои.
Солдата к славе ведут ученье и труд.
Умный товарищ – половина дороги.
Нашей Армии сыны – Родине верны.
Будет и на нашей улице праздник.
Делу – время, потехе – час.
И на солнце есть пятна.
Наша сила в крепости тыла.
Ленивому Микишке всё не до книжки.
По наружности о человеке не суди.
Богаче Сибири нет земли в мире.
Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Глаголы 2-го лица единственного числа
Не с глаголами
Упустишь минуту – потеряешь час.
Тише едешь, дальше будешь.
В решете воду не удержишь.
Слезами горю не поможешь.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Нет друга – так ищи, а найдёшь – береги.
Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь поведёшь.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
С трусливым и болтливым в беду попадёшь.
Одной рукой узла не завяжешь.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.
С малого начинай – достигнешь большого.
Летом не соберёшь, зимой не найдёшь.
Если не сдержишь слова, не сдержишь и клятвы.
Завяжешь пояс на ходу, на ходу он и развяжется.
Снег с углём не смешаешь.
Железо не откуешь – плуга не сделаешь.
Обдумай то, о чём говоришь, даже когда шутишь.
На час отстанешь – в день не догонишь.
Ветер не привяжешь, тень не схватишь.
Семь раз упадёшь, восемь раз встанешь.
Упадёшь в воду, сухим не выйдешь.
Пальцем хлеба не отрежешь.
Из пасти льва добычу не вытащишь.
Семена не отберёшь – урожай не соберёшь.
По шилу кулаком не ударишь.
Делаешь наспех, людей насмешишь.
Усердным трудом всё получишь, а лениться будешь – всё потеряешь.
Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
Торопливость делу не помогает.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Правда ни в огне не горит, и в воде не тонет.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Без росы и трава не растёт.
Мир строит, война разрушает.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Не спеши языком, торопись делом.
Семеро одного не ждут.
Доброе слово само себя хвалит.
Правда глаза колет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто не сеет, тот не жнёт.
Сладким портят, а горьким лечат.
Где не бывал, о том не сказывай.
Пшеница боится позднего дождя.
Цветок не распустится – плод не завяжется.
Золото и в болоте светится.
Только трус отрекается от своего слова.
Трудолюбию учатся три года, а лени – три дня.
Когда гусеница хочет растянуться, она сначала сжимается.
Цветы опадают, аромат остаётся.
Будешь лениться – узнаешь голод.
Неопределённая форма глагола
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Без дела жить, только небо коптить.
Учить – ум точить.
Учиться никогда не поздно.
Волков бояться – в лес не ходить.
С умным разговаривать – что мёду напиться.
Надо беречься, чтобы не обжечься.
Не трудиться, так хлеба не добиться.
Легко сказать, да тяжело сделать.
Личные местоимения
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У него на вербе груши растут.
Друг тот, кто в беде с тобой.
В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.
Кто любит труд, того люди чтут.
Кто дрожит, тот и бежит.
Использование пословиц и поговорок позволяет ненавязчиво усваивать грамматический материал, развивает мышление учащихся, прививает интерес к русскому языку, обогащает народной мудростью и словарный запас..Пословицы и поговорки используются на уроках русского языка при повторении отдельных тем или целых разделов грамматики. Организуя такой урок, учитель должен тщательно продумать домашнее задание, подготовить наглядные пособия.
Литература
Лисицина Т.В., Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 145 с.
Интернет-источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/11/14/poslovitsy-i-pogovorki-na-urokakh-russkogo-yazykahttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/22/ispolzovanie-poslovits-i-pogovorok-na-urokakh-russkogohttp://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/ispolzovanie-poslovic-na-urokah-ruskogo-jazyka-v-nachalnoi-shkole.htmlhttp://pandia.ru/text/79/153/98555.phphttp://festival.1september.ru/articles/650249/http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_russkogo_jazyka/poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_jazyka/11-1-0-46