Конспект классного часа Новые приключения Колобка
Классный час «Новые приключения Колобка»
Учитель Кубрак Татьяна Анатольевна
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1-4 классов. Её актуальность в том, чтобы каждый ребёнок понял ценность хлеба, научился бережно и с уважением относиться к хлебу. Главная задача учителя заинтересовать детей.
Используемый материал способствует формированию начал экологической культуры у детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, творческую, а также формированию гуманного отношения детей к природе.
Различные формы (путешествие, игры, разыгрывание диалогов, слушание сказки) позволяют учителю разумно сочетать интеллектуальную деятельность с элементами занимательности.
Цель: дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания
человека;
развивать чувство гордости за работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности;
воспитывать чувство любви и бережное отношение к хлебу;
прививать культуру потребления хлеба.
Оборудование: сюжетные иллюстрации по теме «Хлеб», выставка книг («Зернышко»,«Золотые серпы»,«Делу время, потехе час», сказка «Пшеничный колосок», сказка «Легкий хлеб», В.Дацкевич «От зерна до каравая»); репродукции картин В.И.Баринова-Кулеба «Первый хлеб», З.Е.Серебрякова «Жнива»; костюмы учащихся (Колобок, Мышка, Воробей, Паук, Солнышко, Ватрушка, Баранки, Бублик, Каравай); хлеб на вышитом рушнике; плакаты с пословицами.
Ход проведения
Учитель: - Ребята, сегодня мы встретимся со сказочным героем и отправимся вместе с ним в сказочное путешествие, где умеют разговаривать птицы и животные. Посмотрите, как сегодня оформлена классная доска, послушайте загадку, которая поможет вам разгадать, чему будет посвящена наша встреча. Вот вам загадка: «В какой-то миг народился пых-пых-пых!
Он пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку он не сел.
Вышел оттуда – не пых, а чудо:
Румяный, блестящий, с корочкой хрустящей.
- Что же это, дети?
Дети: - Хлеб
Учитель: - Правильно, это хлеб. Все мы любим хлеб, он всегда у нас на столе.
- А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?
Дети: - Пыхтел, румяный, блестящий, с корочкой хрустящей.
Учитель: - В народе говорят «Хлеб – всему голова». Как вы понимаете это выражение?
- А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Дети: - Хлеб хлебу брат.
- Хлеба нет – корочка в честь.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- Хлебушко – калач дедушка.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Хлеб – начало всех начал.
- За обедом хлеб всему голова.
Учитель: - Молодцы, ребята!
- Где же наш сказочный герой? Что-то долго его нет, давайте его позовём. Пусть он услышит, где его ждут. Для этого пусть мальчики громко потопают ногами, а девочки громко похлопают в ладошки.
(Появляется Колобок)
Колобок: Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
На сметане я мешён,
В печку жаркую сажён.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
К вам в гости я пришел.
-Здравствуйте, дети!
Дети: - Здравствуй, здравствуй, Колобок!
Учитель: - Расскажи нам Колобок, почему так долго шёл?
Колобок: - Задержался я, друзья, долгим был мой путь, столько приключений… Когда мне надоело лежать на окошке, спрыгнул я с окошка на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке, встретил я мышку.
(Появляется мышка )Мышка: - Как вкусно пахнет! Привет, Колобок! Какой ты большой и аппетитный! (Облизывается)
Колобок: -Привет! А ты кто такая? Откуда бежишь? Что несешь?
Мышка: - Я мышка-полёвка. Была я на колхозном поле, нашла пшеничный колосок, несу его в свою норку. Видишь, как много в нем зернышек!
Колобок: - Ты питаешься зернышками? Значит, ты меня не съешь?
Мышка: - Нет! Мне хватает зернышек!
Колобок: - А что такое зернышко?
Мышка: - Разве ты, Колобок, не знаешь из чего ты сделан? (И мышка убежала)
Колобок: - Не стал я догонять мышку. А очень хочу знать, из чего испекла меня бабушка?
Учитель: - Ребята, помогите Колобку узнать, какой не простой путь его появления на свет.
- А ты, Колобок, слушай внимательно и запоминай.
(Выступления детей)
1 ученик: - Вспахали весной колхозники землю плугами. Потом разрыхлили землю боронами. И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землёй прикрывает.
2 ученик: - Полил землю дождик. Зёрнышки в земле набухли и проросли. Каждое зерно пустило в землю корешок, а наверх – зелёный росточек. Из ростков выросла зелёная травка, а потом стебельки и на них колосья.
3 ученик: - Стоят колос к колосу так густо, что и земли между ними не видно. А в каждом колосе – зёрна. Пройдёт много времени – созреют зёрна. Колосья станут сухие, золотистые, а зёрна – твёрдые.
4 ученик: - Тогда колхозники пустят на поле комбайн. Он и колосья срезает, и зёрна из них вымолачивает, и в грузовики насыпает. Грузовики везут зерно на элеватор, чтобы оно проветрилось, просушилось под солнцем, и лучше в зиму сохранилось.
5 ученик: - С элеватора везут зерна на мельницу. На мельнице их смелют. Получится мука. Отвезут муку на хлебозавод, из муки замесят тесто, а из теста выпекут хлеб.
Колобок: - Спасибо, ребята, за интересный рассказ.
- А почему же меня назвали не хлеб, а Колобок?
Учитель: - «Колобок» (колобуха) – чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки и все поскрёбки квашни, что оставлялись на закваску. Получался пышный, особо ноздреватый, мягкий, хорошо пропечённый и долго не черствеющий хлеб.
Колобок: - Теперь я знаю, как я появился на свет.
- Но что-то я устал сидеть, пора бы размяться.
Учитель: - Ну-ка, ребятки, давайте отдохнём.
(Проводится физкультминутка)
Физкультминутка «Весёлый воробей»
Скачет в парке воробей
То правее, то левее,
То назад, то вперёд.
Всюду зёрнышки клюёт.
А когда свой завтрак съел,
Прочь из парка улетел.
Колобок: Как вовремя, ребята, вы вспомнили про воробья. Путешествуя по дорожке, я тоже повстречался с ним.
(Появляется воробей)
Воробей: - Чив-чирик! Привет! Ты кто? Вкусно пахнешь, съем тебя!
Колобок: - Я весёлый Колобок,
Но не ешь меня, дружок,
Я сегодня не простой –
Я волшебный, я живой.
Из муки пшеничной вышел
И к ребятам в школу я спешу.
Воробей: - Ну, тогда я тебя не съем. Смотри, сколько здесь на мусорной свалке хлебных кусочков! Их я поклюю и не буду голодным.
Колобок: - Смотрю я и вправду на мусорной свалке много хлебных кусочков. Вот только непонятно мне, почему они среди мусора. А вы, мальчишки и девчонки, не знаете?
Дети: - Их специально оставили для птиц и бездомных животных, чтобы им было чем поживиться.
-Хлеб стал черствым, сухим и его выбросили.
- Малыш ел хлебушек, уронил на землю, кусочек хлеба стал грязным и его выбросили.
Учитель: - К сожалению, Колобок, иногда такое случается, что люди вместе с мусором выбрасывают хлеб.
- Давайте послушаем белорусскую народную сказку «Корочка хлеба»
(Инсценирование сказки. Действующие лица: автор, солнце, паук.)Автор: Всё утро мужик пахал своё поле. А в полдень сел перекусить, что из дому принёс. Съел варёную картошку с солью да с луковкой. Потом принялся за воду с хлебом. Мякиш сжевал, а корочку бросил. И опять принялся за работу.
Увидел это паук, лапками корочку обхватил и поволок её прочь. На краю поля стояла берёза, паук с корочкой забрался на вершину. Сел на ветку, вниз длинную паутинку свесил.
Тут поднялся ветер, паутинку закружил и паучка вместе с ней. Летят паук с паутинкой всё выше да выше… И закинуло их на облачко.
Плывёт облачко по небу, проплывает мимо солнца. Поднял лапками паук корочку, показал солнцу.
Паук: - Солнышко ясное, ты хозяин всему живому на земле. Землю согреваешь, под твоими лучами урожай зреет. Да, видно, ты людям даёшь много хлеба, они его и съесть не могут. Взгляни, солнышко красное, бросил мужик корку! Свой труд, твой дар ногами затоптал.
Автор: Нахмурилось на такие слова солнце, закрылось тучами. Потом выглянуло в просвет и говорит пауку.
Солнце: -Ну, раз так, значит будет в это лето урожай невелик! Чтобы люди запомнили, что хлеб беречь надо.
Автор: И опять скрылось за тучами. Как солнышко сказало, так оно и вышло. А ты над сказкой этой подумай. Коли сметлив, сам поймёшь. Коли недогадлив, другие растолкуют.
Учитель: - Чему учит эта сказка?
Дети: - Нужно бережно относиться к хлебу.
Учитель: - Каждому нужно помнить
Взял кусок хлеба – съешь его,
Не хочешь есть – не бери.
Колобок: - А пусть ребята расскажут, как нужно беречь хлеб.
1 ученик: Хлеба к обеду в меру бери,
Он – драгоценность, им не сори!
2 ученик: Хлеб режь да ешь от всей души,
Силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.
3 ученик:С хлебом не играйте!
Хлеб наш уважайте!
4 ученик:Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
5 ученик:Но если всё же лишнее купили,
Отдайте птицам крошки хлеба эти. (Любовь Колударова)
6 ученик: И если примечу кусок в небреженье –
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Принять и спасти это чудо земли. (Е. Благинина)
Учитель: - Колобок, почему ты огорчился? Ты чем-то расстроен?
Колобок: - Да, мне стыдно, потому что я поступил неправильно. Ведь меня никто не выбрасывал, а я сам отправился в путь-дорожку. Теперь я понимаю, что моё место на столе. Вот почему старичок, который увидел меня на дорожке, поднял меня, поцеловал и отнёс в хлебный магазин. А это не простой старичок – это пекарь. Он передал вам вот этот коробок, в котором подарок для вас. А ещё в магазине на полках я увидел свою родню, познакомился с ними. Вот они встречайте их!
(Звучит весёлая музыка, выбегают дети, изображающие различные персонажи – изделия из теста и муки)
Ватрушка: - Я Ватрушка сладкая,
Сдобная и гладкая.
Я вкусное творение,
В центре у меня варенье!
Баранки:Мы сестрички-баранки,
Испеклись спозаранку,
К чаю торопились –
Вот и прикатились!
Бублик:Я Бублик,
Кольцо у меня не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее…
Ну и объеденье!
Каравай:Я пшеничный Каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай:
На столе я – главный!
Без меня обед не в счет,
В праздники и в будни:
«Хлебу – слава и почет» -
Говорят все люди.
Учитель: Становитесь, ребятки, в хоровод.
(Проводится игра-хоровод «Каравай»)
Игра-хоровод «Каравай»
Как мы осенью собрали небывалый урожай,
И на праздник урожая испекли мы каравай.
Вот такой ширины, вот такой вышины.
Каравай, каравай, славим новый урожай!
(Учитель вместе с Колобком открывают коробок и вынимают из него подарок – каравай. Всех угощают караваем) Учитель: Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся. (В. Хлебникова)
Колобок: Я рад очень встрече с вами, много интересного узнал, но мне пора возвращаться к бабушке и дедушке. До свидания!
(Колобок уходит, напевая)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
На сметане я мешен,
В печку жаркую сажен.
Возвращаюсь я теперь
К деду с бабой поскорей!
Учитель: - Подходит к завершению наш классный час. Сегодня мы говорили о хлебе. Помните всегда!
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид,
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет…
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И нынче кормит хлеб людей –
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень! (Ольга Стратонович)