Конспект урока Программировать — это просто!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»
Урок-событие
по информатике
«Программировать — это просто»
в рамках Всероссийской образовательной акции
«Час Кода - 2015»
9 класс
Подготовила: Вахрамеева Роза Геннадьевна
учитель математики, информатики и ИКТ
МБОУСОШ№4 г.Советский
г.Советский 2016.
Пояснительная записка.
Вопрос кем быть, неизбежно встает перед каждым молодым человеком и выбор профессии - это сложный и ответственный шаг. Молодежь ищет в работе что-то привлекательное, творческое, то есть стремиться быть квалифицированным специалистом. А работодатель хочет видеть не только квалифицированного специалиста, умеющие выполнять различные умения, навыки, но и компетентного специалиста.
В настоящее время требования к специалистам высокие. Компетентный специалист отличается от квалифицированного тем, что он обладает не только определёнными знаниями, умениями, навыками, но и способностями реализовать их в работе, в своей профессиональной деятельности.
Чтобы развивать информационные технологии и выпускать конкурентоспособные на мировом рынке продукты, нужны хорошие программисты. Это аксиома. Хороших программистов сегодня не хватает - это тоже, к сожалению, аксиома. Хотелось бы обратить внимание на аспект, который часто упускается из виду при решении этой проблемы. Как заметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, программистов, как спортсменов, нужно готовить с самого раннего возраста. И это принципиальный момент.
Тип урока: урок-событие. (Учащиеся принимают участие во Всероссийской образовательной акции «Час кода-2015»)
Форма урока: специализированная (тематическая) или профориентационная) акция.Конспект урока.
Тема урока: «Программировать — это просто»
Форма урока: специализированная (тематическая) или профориентационная) акция.Тип урока: урок-событие.
Цель акции:
повысить интерес обучающихся к изучению информатики и программирования;
осознать необходимость и доступность изучения информатики и программирования для своего будущего - жизни в XXI веке;
повысить престижность ИТ-специальностей;
развить алгоритмический и объектный стиль мышления;
привлечь обучающихся к активному использованию информационных технологий в практической деятельности.
Задачи акции:
увлечь как можно большее число обучающихся изучением информатики и программирования (в том числе тех, кто пока не проявлял интереса к предмету) посредством проведения урока-события с использованием интерактивного онлайн тренажера по знакомству с основами программирования;
вдохновить обучающихся на освоение программирования;
сформировать и поддержать интерес школьников к изучению информационных технологий и информатики.
Здоровьесберегающая цель:
эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы);
использовать коррекционные упражнения (для укрепления зрения, внимания);
следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).
Цели урока:
пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере;
развитие алгоритмического и объектного стиля мышления;
формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере посредством организации практической деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
воспитание морально – нравственных качеств личности, уважению к достижениям отечественной науки, людям, которые внесли свой вклад в развитие ИКТ;
развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный алгоритмический продукт;
развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);
формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
Методы и приемы:
методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;
методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;
методы самоопределения: рефлексия,
методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование
Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, работа с ИКТ.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, экран, компьютеры для работы учащихся с выходом в интернет, тетради и ручки учащихся.
Предварительная подготовка:
создание психологического настроя: рассказ о предстоящем деле;
подбор содержательного материала;
создание презентации;
прохождение всех уровней тренажёра «Искать сокровища».
План урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Актуализация знаний.
Просмотр видео-лекции-обращения.
Самостоятельная работа учащихся с онлайн-тренажёром.
Просмотр мультфильма «Про программистов».
Подведение итогов.
Ход мероприятия.
«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты;
чтобы сделать удивительное, нужны многие годы»
К. Гельвеций
I. Приветствие ребят. Проверка присутствующих. Настрой учащихся на работу (создание благоприятной атмосферы на работу).
II. Добрый день! Сегодня у нас с вами будет необычный урок, назовём его урок-событие. Скажите, пожалуйста, а что же такое урок-событие? (1 слад презентации)
-Урок, посвященный какому-то событию….
Правильно. 4 декабря считается Днем рождения российской информатики. 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение Исаака Семеновича Брука и Башира Искандаровича Рамеева – цифровую электронную вычислительную машину. Это первый официально зарегистрированный документ, касающийся развития вычислительной техники в нашей стране, а впоследствии и информатики (ведь появление такой техники повлекло за собой необходимость обучаться работе с ней, изучать ее устройство и возможности). Поэтому данный день с полным правом назван днем рождения российской информатики.(2 слайд презентации)
К этому событию приурочена Всероссийская образовательная акция «Час Кода - 2015». В данной акции, которая проходит в России второй год подряд я вам, и предлагаю принять участие. (3 слад презентации)
Участие в акции «Час кода» — это для вас уникальный шанс почувствовать себя частью большого и значимого события, заявить о своих способностях, осознать важность изучения информатики для своего успеха в будущем, и в течение урока овладеть азами программирования в простой, увлекательной форме, доказав себе и окружающим, что программирование доступно и интересно. (4 слад презентации)И так, тема нашего урока-события «Программировать – это просто!» (5 слад презентации)
III. Каждый из нас в повседневной жизни и на уроках информатика является пользователем ПК. А кто сможет сказать, в чем отличие работы программиста от пользователя?
-Пользователь выполняет работу на ПК используя прикладные программы(не создаёт их), а программист составляет программы для ПК используя разные языки программирования. (6 слад презентации)
Люди многих профессий в наше время используют компьютеры. А для каких целей нужен ПК учителю, композитору, модельеру, архитектору?
Учитель: готовить карточки с заданиями, создаёт презентации к уроку…
Композитор-сочиняет произведения музыкальные….
Модельер-создаёт эскизы, чертежи одежды….
Архитектор-проектирует здания, дома….(7 слад презентации)
Вопрос кем быть, неизбежно встает перед каждым молодым человеком и выбор профессии - это сложный и ответственный шаг. Молодежь ищет в работе что-то привлекательное, творческое, то есть стремиться быть квалифицированным специалистом. А работодатель хочет видеть не только квалифицированного специалиста, умеющие выполнять различные умения, навыки, но и компетентного специалиста.
В настоящее время требования к специалистам высокие. Компетентный специалист отличается от квалифицированного тем, что он обладает не только определёнными знаниями, умениями, навыками, но и способностями реализовать их в работе, в своей профессиональной деятельности.
IV. Чтобы развивать информационные технологии и выпускать конкурентоспособные на мировом рынке продукты, нужны хорошие программисты. Это аксиома. Хороших программистов сегодня не хватает - это тоже, к сожалению, аксиома. Хотелось бы обратить внимание на аспект, который часто упускается из виду при решении этой проблемы. Как заметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, программистов, как спортсменов, нужно готовить с самого раннего возраста. И это принципиальный момент. (8 слад презентации)
Программирование предполагает подчинение компьютера своей воле, создание алгоритма для достижения поставленной цели. Программирование для нас - не только профориентация. Прежде всего это развитие алгоритмического мышления
Сейчас мы вам предлагаем посмотреть видеоролик. Это яркая лекция-обращение представителей ведущих ИТ-компаний к молодежи, в которой они делятся своим взглядом на перспективу развития информационных технологий, на то, как изменится мир в самом ближайшем будущем, и рассказывают о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем. (9 слайд презентации, гиперссылка на видеоролик ChasKoda2015).
Скажите, пожалуйста, какие основные направления выделяют участники видеоролика?
-Ценность технологий в нашей жизни, Будущее развития интернета (облачные технологии), Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей), Будущее информационной безопасности, Будущее игр.
Какое направление заинтересовало больше вас?
Что же лежит в основе каждого направления? Какой знакомый термин из области информатики, употребляли ведущие специалисты?
-Программирование.
Что такое программирование на самом деле?
-Программирование-это когда ты объясняешь компьютеру (устройству), что тебе нужно, чтобы он сделал для тебя.
Программист-это тот, кто учит компьютер делать необходимые человеку вещи. (10 слад презентации)
Программист должен подстраиваться под окружающие его проекты и действительность, непрерывно получая новые знания и обучая этому компьютер.
Нужно ли быть гением, иметь особый склад ума, чтобы научиться программировать? Какими качествами должен обладать будущий ИТ-специалист?
Программировать может каждый! Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами». Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений.
Поэтому способность к самообучению – один из главных навыков, которым должен обладать программист. И очень часто необходим второй важный навык - умение работать в команде.
V. Информационные технологии играют, и будут играть определяющую роль в жизни человека 21 века.Получается, сегодня программирование становится второй грамотностью! Те, кто умеет программировать, становятся обладателями супер-силы, способной претворять в жизнь самые невероятные вещи, помогать себе и окружающим людям быстрее решать их проблемы и задачи, делать жизнь всего человечества лучше.
Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее и, самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее.
ИТ дают моментальный доступ к любой информации и знаниям, которые были накоплены человечеством за тысячи лет, оставляя человеку больше времени и пространства для творчества, личной жизни, общения и новых свершений.
Технологии развиваются очень быстро!
Мы будем жить в удивительное время: многие вещи, которые вы видите в фантастических фильмах, станут повседневной реальностью. Научиться программировать может каждый! Давайте попробуем вместе! Предлагаем вам игру «Искать сокровища» (11 слад презентации)
Сюжет игры.
Главный герой является искателем сокровищ и путешествует по миру в поисках сундуков с золотом. На каждом уровне главному герою требуется пройти по лабиринту к сундуку, не сбившись с пути. Также не стоит забывать и о возможности получения бонусов за сбор драгоценных камней, который можно взять по пути к сундуку. Для этого требуется придумать неочевидное решение задачи.
У главного героя есть помощник, который рассказывает о задаче уровня, дает советы и подсказки:
в начале уровня — рассказывает сюжетную историю, ставит игровую задачу и говорит о взаимодействии со средой уровня (ловушки лабиринта); знакомит учащегося с новым элементом управления (функциональным блоком-оператором);
в процессе прохождения уровня — дает комментарии и подсказки; по факту успешного прохождения уровня — показывает, как выглядит программный код на одном из популярных языков программирования.
Чтобы выполнить задание и пройти уровень, игроку, т.е. вам необходимо составить алгоритм из программных команд, которые представлены в виде визуальных блоков в центральной части окна экрана. Персонаж игры двигается согласно составленному вами алгоритму, и при выполнении поставленной задачи переходит на следующий уровень. Перед началом игры вам надо пройти простую регистрацию: возраст, регион и пол. (12 слад презентации)
Окно (интерфейс) тренажера состоит из:
игрового поля (слева), в котором двигается персонаж, таким образом, визуализируя процесс выполнения алгоритма;
списка доступных блоков (центральная колонка);
рабочего пространства для составления алгоритма/написания кода (справа);
ссылок на другие уровни и главную страницу сайта. (13 слайд презентации)
Ну что ж! Я вам желаем удачи! Присаживайтесь за компьютеры, включайте мониторы и начинайте проходить уровни.
(Ребята выполняют задания. Работа продолжается ориентировочно минут 20-25. Примерно проходят семь основных уровня. Если скорость прохождения высока, то можно выполнить и остальные уровни). (14 слад презентации на время прохождения уровней)Ребята, вы сегодня молодцы! Прошли все основные уровни. Побыли в роли начинающих программистов.
Сейчас нажмите, пожалуйста, кнопку, на которой написано «Я прошёл Час кода», впишите каждый свою фамилию и имя и сохраните сертификат участника Всероссийской образовательной акции «Час Кода-2015». (15 слад презентации) Сохранили? Молодцы! Выключайте мониторы, присаживайтесь за парты.
VI. Итак, ребята, вот мы и поработали с вами с тренажером «Искать сокровища», выполнили все задания, и у каждого из вас получилось. А теперь давайте продолжим следующие фразы:
на этом занятии мы освоили …
сегодня мы научились …
мне было сложно …
я понял, что …
я планирую ... (опрос по желанию на каждую фразу по 2-3 человека). (16 слад презентации)
Смотрите, за один урок кто то узнал много нового про программирование, кому то было легко, кому то не очень выполнять задания. Вы очень плодотворно потрудились при прохождении уровней тренажёра. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть и посмотреть небольшой мультфильм тоже «Про программистов». (17 слайд презентации, гиперссылка на мультфильм «Про программистов»)
VII. Сегодня, получив специальность в сфере информационных технологий, вы будете востребованы в любой компании, но необязательно устраиваться на работу – вы можете работать на себя, выполняя услуги для разных компаний или открыть собственный бизнес - стартап!
Понимая, как создаются, устроены и работают информационные технологии, и имея собственные классные идеи о том, как сделать жизнь и работу других людей удобнее и лучше, легко запустить любой ИТ-проект и в дальнейшем открыть свою компанию: для этого вам понадобиться ноутбук, знание основ программирования, немного свободного времени...
Получается, что (интеллектуальной) элитой становятся обладатели ИТ-профессий и ИТ-бизнеса, а выбирая эти сферы деятельности, вы обеспечите себя интересной и перспективной работой, свою семью достойным существованием, и будете пользоваться уважением в обществе.
Всех благодарю за участие в акции! Большое спасибо! До новых встреч! (18 слад презентации)
Используемые источники.
http://www.часкода.рфhttp://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-informatike-chas-kodahttp://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/formy-vneklasnoi-raboty.htmlhttp://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-soglasno-trebovaniyam-fgos-po-teme-poslanie-na-kosmicheskuyu-orbituhttp://multiurok.ru/http://www.rg.ru/2014/06/17/nikiforov.html
Приложение1.
Примеры прохождения уровней тренажёра.
3509010-3175-205740-3175
-3124200306705552450306705
Приложение 2.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент. Приветствует обучающихся. Мотивирует присутствующих на активную работу в течении всего мероприятия. Формируют представление о предстоящем уроке. Регулятивные (самоопределение к деятельности)Вступительное слово. Рассказывает об предстоящем уроке-событии. Участие в акции «Час кода» — это для вас уникальный шанс почувствовать себя частью большого и значимого события, заявить о своих способностях, осознать важность изучения информатики для своего успеха в будущем, и в течение урока овладеть азами программирования в простой, увлекательной форме, доказав себе и окружающим, что программирование доступно и интересно.
И так, тема нашего урока-события «Программировать – это просто!» Слушают выступление учителя по данной теме, просматривают слайд презентации. Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать)Актуализация знаний Организует подготовку и мотивацию учащихся по теме урока.
Определяют схожесть и различие работы программиста, на нескольких примерах рассматривают роль компьютера в профессиях. Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение:
Личностные,
коммуникативные (формулировка собственного мнения, умение слушать и слышать),Просмотр видео-лекции-обращения.
Предлагает посмотреть видеоролик. Это яркая лекция-обращение представителей ведущих ИТ-компаний к молодежи, в которой они делятся своим взглядом на перспективу развития информационных технологий, на то, как изменится мир в самом ближайшем будущем, и рассказывают о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем.
Ведёт диалог с учащимися по некоторым моментам видеоролика.
Скажите, пожалуйста, какие основные направления выделяют участники видеоролика?
Какое направление заинтересовало больше вас?
Что же лежит в основе каждого направления? Какой знакомый термин из области информатики, употребляли ведущие специалисты? Просматривают видеоролик.
Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение:
Ценность технологий в нашей жизни,
Будущее развития интернета (облачные технологии),
Будущее технологий для дома и человека (интернет вещей),
Будущее информационной безопасности,
Будущее игр.
Программирование Личностные,
коммуникативные (формулировка собственного мнения), Самостоятельная работа учащихся с онлайн-тренажёром. Организует работу за компьютерами на сайте http://www.часкода.рф/
Научиться программировать может каждый! Давайте попробуем вместе! Предлагаем вам игру «Искать сокровища» Слушают выступление учителя, работают за компьютерами, проходят уровни тренажёра. Познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, оценка своей деятельности).
Просмотр мультфильма «Про программистов». Подводит итоги работы над уровнями, акцентирует внимание заинтересовавшихся учащихся на самостоятельное прохождение более сложных уровней дома на официальном сайте акции. Предлагает просмотреть мультфильм «Про программистов» .Слушают выступление учителя, просматривают мультфильм. Коммуникативные, личностные, регулятивные.
Подведение итогов. Подводит итог всему мероприятию. Сохраняет всем участникам сертификаты за участие во Всероссийской образовательной акции «Час Кода - 2015». Благодарит за участие в акции. Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками, обмениваются мнениями об мероприятии, Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности)