Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Семинар-практикум для родителей
«Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
Материалы и оборудование: экран и мультимедиа проектор; бейджи трех цветов на каждого родителя; 3 стола; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджи у родителей; музыкальный центр, диск с веселой и спокойной музыкой; картины с временами года; листы с заданиями для каждой команды; ручки; листы бумаги и цветные фломастеры.
Ход семинара – практикума
1. Приветствие
При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета.
- Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас.
«Давайте поздороваемся и познакомимся!» - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.
Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят свое имя.
2. «Мозговой штурм»
- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.
- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно, тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома».Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».
1. Что такое связная речь?
2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?
3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!
З. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»
Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.
- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ) .
Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.
Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.
- Скажите, для детей 5-6 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему?
По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь.
4. Практикум «Когда моя семья со мной»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации? »
Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.
5. Игровой практикум
В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны?
Звучит музыка, в зал входят дети.
- Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.
- Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры-описания. Согласны?
Игра «3агадки»
Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать конфеты, которые съедите в группе.
Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно.
Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их.
-Молодцы!
Дети под музыку уходят из зала.
6. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картинке»
- Пришла пора проверить, что вы запомнили.
Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.
- Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование.
Описание - вы зритель перед картиной:
2 часть - перечисление всех моментов, расположение деревьев, состояние погоды, наличие или отсутствие солнца, снега, дождя и т.д.
3 часть - отношение к картинке.
Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть); затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть) ; чем все закончилось (нет на картине, 3 часть) .
Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель:
-Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.
-Что вы видите на картине?
-О чем эта картина?
-Как ее можно назвать?
-Давайте придумаем рассказ по этой картине.
7. Игра «Прямой эфир»
Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты.
Родители по одному от группы по желанию берут микрофон – кеглю и дают устные рекомендации по развитию связной речи.
8. Обратная связь (с мячом)
- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?
- Что понравилось? Что нет?
15