Конспект ООД по познавательному развитию Путешествие в космос


муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 5 «Тынденок» г. Тынды Амурской области
Организованная образовательная деятельность
по познавательному развитию
на тему: "Путешествие в космос"
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Голодникова Марина Витальевна
2016 год
Цель: Обогащение представлений детей о космосе, о звездных созвездиях, развитие логического мышления старших дошкольников.
Обучающие задачи:
Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи.
Закрепить знания цифр; обратный счёт в пределах 10; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (вправо, влево, вверх, вниз); закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (сравнение чисел).
Расширять кругозор детей о космосе.
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования "на воздушных шарах
Развивающие задачи
Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи
Вызвать положительные эмоции: радость, дружеские взаимоотношения, взаимовыручку.
Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Развивать навык самооценки, взаимоконтроля и самоконтроля.
В группу входит воспитатель с детьми и обращает внимание на необычное украшение группы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно украшена сегодня наша группа. Что она вам напоминает?
Дети: планетарий, космос, звездная страна, небо
Воспитатель: А если наша группа так похожа на космос, как вы думаете, куда мы с вами можем отправиться?
Дети: В космическое путешествие.
Воспитатель: Вы правы, а кто же проводит нас в это путешествие….кажется, я знаю такого человека.
ВХОД ЗВЕЗДОЧЁТА под музыку
Звездочет: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Звездочет: Я, ребята, звездочет
Звездам всем я знаю счет,
Вы на небе их ищите,
Там их сотни, даже тысячи.
Вы мне можете не верить,
Но попробуйте проверить!
Я не просто так пришел к вам, мне звезды путь указали. Они мне сказали, что здесь находятся самые умные и послушные дети. А пришел я к вам из звездной страны.
Звездочет: В моей звездной стране случилась неприятность. Еще совсем недавно созвездие Большой Медведицыярко сверкало на небе, а теперь его не видно. Огромные астероиды приблизились к нему. Они закрыли собой все звезды этого красивейшего из созвездий, и скоро оно навсегда исчезнет с нашего небосклона.
(1 слайд)
Вот и решил я обратиться к вам за помощью. Помогите спасти созвездие Большой Медведицы. Ведь без него на небе будет скучно. Я знаю, что вы добрые ребята и всегда приходите на помощь в трудную минуту.
Звездочет:Вы готовы отправиться со мной в опасное, но увлекательное путешествие?
Дети: Да!
Скажите, что такое созвездие?
Созвездие - это несколько звезд, которые находятся рядом.
Звездочет: Правильно, ребята.
Звездочет: У меня есть волшебная палочка с волшебной звездочкой. Она вам поможет превратиться в маленьких звездочетов. Закройте глаза.
(звучит музыка, звездочет касается палочкой каждого ребенка.В это время на ребенка одеваются колпачки)
Звездочет: Откройте глаза. Вы теперь настоящие звездочеты.
мы можем отправиться в космос.
Ребята, займите свои места на космическом корабле. Произнесем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5.4,3,2,1 - пуск!
Звездочет: Ребята, посмотрите в иллюминатор.
Наш космический аппарат путешествует по Вселенной. Сейчас мы пролетаем мимо звезд...
(Презентация "космос")
Какая это необыкновенная красота! Посмотрите, на ваших столах находятся карты звездного неба, а на них нет звезд. Космический ветер разметал их по всей вселенной. Давайте с вами поместим их на место.
Игра "Разложи звезды на листе"
Звездочет: Дети, по моим указаниям, разложите звезды на вашем небе.
В центре - желтая звезда, в верхнем правом углу - красная, в нижнем правом - оранжевая, в верхнем левом - серебристая, в нижнем левом - золотая.
Звездочет: Ребята, молодцы. Посмотрите, как красиво получилось!
(Гимнастика для глаз. Презентация)Продолжаем наш полёт.
(звучит сигнал тревоги)
(2 слайд)
Звездочет: Дети, поступил сигнал тревоги, к нашему кораблю приближаются осколки метеоритов. Мы спасемся, если правильно отгадаем загадки, тогда осколки повернут в другую сторону.
А теперь загадки.
1)Мы с вами в космосе летаемИ планеты пролетаем:Нептун, Плутон, Сатурн, Уран – Сосчитай скорее сам! (четыре)2) В небе сияли четыре звезды:Одна из них погасла,Другая вдруг упала.Сколько ярких звёзд на небе стало? (две)
3) В космосе летало 7 метеоров, три из них упало на Землю. Сколько осталось летать в космосе?
4) В нашей солнечной системе 4 планеты с твердой,земной поверхностью и еще 4 газовые гиганта. Сколько всего планет в солнечной системе?
5) Я задумал количество звезд, прибавил к ним три звезды. У меня получилось 7 звезд. Сколько звезд я задумал?
6) У Земли 1 спутник - Луна, а у Марса - на 1 спутник больше. Сколько спутников у Марса?
Звездочет: Молодцы, осколки метеоритов нам не страшны.
Продолжаем путешествие. Я предлагаю вам пройти в отсек отдыха и немного отдохнуть, ведь скоро нам предстоит трудное и опасное задание. Ложитесь на ковер и закройте глаза, головы положите на космические звезды (подушки)
Физминутка: «Звездное небо».Давайте с Вами закроем глаза
(дети ложатся на ковер, звучит музыка)Вы слышите с Вами кто – то говорит-Это говорят звезды.Посмотрите на звездное небо,Какое оно красивое.Давайте встанемИ попробуем дотянуться до звезд.Сначала одной рукой, потом другой.
(5 слайд)Посмотрите, падающая звездаДавайте подставим ладошкуИ загадаем желание.
Загадали? Скажу вам по секрету, я тоже загадал одно желание. Но я скажу о нем позже.
Внимание! Внимание! Мы подлетаем к созвездию Большой Медведицы.
Огромные астероиды уже совсем приблизились к созвездию и скоро его атакуют. После выполнения каждого задания, астероиды будут превращаться в космическую пыль, а звезды ярко загораться на небе. Выполнив все задания, мы спасем созвездие.
Игра "Поможем звездам".
(Дана карта звездного неба с изображением Большой Медведицы, звезды тусклые. Дети по очереди выполняют задание и переворачивают звезды.
(на каждой звездочке нужно расставить знаки: больше, меньше, равно; назвать соседей чисел).
4*5; 9*8; *6*; *8*; 5*5; 7*; 9....4.
Вот и снова загорелись на небе наши звездочки. Спасибо вам, ребята! Вы, молодцы! А сейчас я скажу вам о своем желании.Я хочу, чтобы после нашего путешествия у вас осталась частичка далекого, необыкновенного космоса. Подойдите к столу, вы видите на нем маленький кусочек неба.
(на столе стоят горшки с шарами синего цвета , кисть, салфетка, подставка, стакан с водой, гуашь белого цвета)
Звездочет: Я хочу, чтобы вы нарисовали созвездие Большой Медведицы, которое вам удалось спасти. Готовы? Вот теперь можете приступать к работе.
(звучит музыка, дети рисуют созвездие Большой Медведицы на синих шарах)Давайте посмотрим, какое красивое созвездие вы нарисовали.
(дети выходят со своим созвездием к звездному небу, становятся полукругом).
Вот и исполнилось мое желание, спасибо вам, ребята. Положите свои подарки на столы, они полетят с вами.
А сейчас пришло время прощаться со звездной страной. Я думаю, что вы, хотя бы иногда, даже когда станете взрослыми будете вспоминать наше чудесное путешествие. А я с вами прощаюсь! Встаньте рядом, возьмитесь за руки и закройте глаза. Скоро вы окажитесь на вашей родной земле.
(дети стоят на ковре, входит воспитатель)В: Ребята, познакомились с нашим гостем, кто он? Д: Звездочет.В: Откуда он прилетел? Что там случилось?Д: Ответы детей.
Чем вы помогли жителям звездной страны? Какие задания выполняли? Какие задания вызвали затруднения, какие понравились?
В: Понравилось вам путешествие, чем?Д: Ответы.В: А теперь Вы можете отдохнуть.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я предлагаю вашему вниманию интегрированное занятие по познавательному развитию, с использованием информационно-коммуникативных технологий. Это задания по формированию элементарных математических представлений с элементами художественно-эстетического развития. Я надеюсь, что оно Вам понравится и будет интересно детям. Ведь тема космоса и вселенной всегда актуальна и интересна.
Самоанализ к занятию.
Организованно-образовательная деятельность проводилось с 10 детьми подготовительной группы.
Цель организованно-образовательной деятельности
Обогащение представлений детей о космосе, о звездных созвездиях, развитие логического мышления старших дошкольников.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие  задачи:
продолжать расширять и уточнять представления детей о космосе.
Закреплять у детей  умения называть числа в обратном порядке,
формировать  умения  ориентироваться на листе бумаги,
закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (сравнение чисел),  
закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множеств на основе счета.
Продолжать решать арифметические задачи, правильно отвечать на проблемные вопросы
Интерес к деятельности  у детей сохранялся на протяжении всего времени.  Я считаю, что этому способствовали такие  методические приемы: игровые, словесные, наглядные, проблемные, практические.
Использование игровых приемов: игровой сюжет – путешествие в Звездную Страну и спасение созвездия Большой Медведицы.
А также детям были предложены игровые задания:
разместить звезды на карте звездного неба - ориентировка на листе бумаги;
отгадать загадки и решить задачи, чтобы избавиться от осколков метеоритов.
сравнить числа и назвать соседей чисел, чтобы спасти созвездие Большой Медведицы;
В основу проблемной эмоциональной ситуации был заложен мотив чувства сопереживания игровому образу (спасение созвездия Большой Медведицы, чтобы оно опять радовало жителей Звездной Страны и нас Землян)
Активно применяла приемы обеспечения эмоциональности: превращение детей в маленьких звездочетов, угроза опасности от осколков метеорита, сигнал тревоги, желание прийти на помощь в трудную минуту; восхищение красотой необъятного космоса; удовлетворение результатом собственных трудов: звезды Большой Медведицы загораются на небосклоне.
 Само занятие было построено в виде игры-путешествия, я старалась использовать разнообразные формы организации детей. Это индивидуальная работа  - ориентирование на листе бумаги, работа у доски, в процессе которой я могла видеть уровень усвоения материала каждым  ребенком, и фронтальная - умение  работать коллективно, уметь замечать ошибки других.
 Мы воспитатели всегда должны думать о здоровьесбережении детей, поэтому я старалась рационально подходить  к выбору динамических пауз: мы стояли, сидели за столами,  двигались и лежали т.е. использовали все свободное пространство группы. Также была проведена гимнастика для глаз. Включение физминутки способствовало  снятию мышечного напряжения, эмоциональному отдыху.
Как правило, дети  к концу занятия обычно уже «вырабатываются» и часто бывает очень сложно подвести итог занятия. Поэтому   я применила такой прием, как приход воспитателя, который все интересное пропустил и ничему не научился. Интерес активизирует мышление детей, и они с охотой делятся своими знаниями.
ООД интегрированное, поэтому применила инновационный метод нетрадиционного рисования (ватными палочками на воздушных шарах).
Дети были активны, эмоционально увлечены, сосредоточены, внимательны.
Основная масса детей с заданиями справилась, а я для себя отметила, что Даше трудно дается решение устных логических задач, а Арине ориентировка на листе бумаги, эти затруднения я исправлю во время индивидуальной работы с данными детьми.
Я считаю, что с поставленной целью и задачами организованной образовательной деятельности, я справилась и дети тоже. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30  минут.