Рабочая программа по предмету ИЗО 6 класс c тематическим планом создана в соответствии с требованиями ФГОС Неменский 2016-20176
Содержание программы
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.
Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.
Учащиеся должны знать:
Особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
Основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
О выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
О выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
Работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
Выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
Добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
Передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
Передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
Передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
В рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
Пользоваться различными графическими техниками
Оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
По окончании 6-ого класса учащиеся должны:
Знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
Знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
Понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
Знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
Называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
Понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
Знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
Знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
Пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
Активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 8 часов
Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов
Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов
Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 8 часов
Программа рассчитана на 34 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» 35 часов в год.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
По программе Б. М. Неменского, «Изобразительное искусство»
1 четверть: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» - 8 часов
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
№ Дата Тема урока. Тип урока. Кол-во часов Планируемые результаты Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Дом. Задание
1. Ф ПВведение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 1 1.Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства;
Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли Ознакомление с видами искусства
Дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные;
Воспитать мотивацию к учебной деятельности;
Развить интерес к искусству;
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей Сбор информации по данной теме, разбор открыток
Принести природный материал: веточки, колоски, зонтичные растения
2.
Ф ПРисунок - основа изобразительного творчества.
(Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. )Работа карандашом разной твердости 1 Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком; Развивать навыки овладения техникой рисования; Учить выполнять рисунок карандашом с натуры; Воспитать мотивацию к учебной деятельности. Принести словари по изобразительному искусству
Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек
3. Ф ПЛиния и ее выразительные возможности. 1 Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий) Анализ результатов собственной художественной деятельности Сравнение и анализ работ обсуждение Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Привитие любви к произведениям искусства Трава и её движение. Зависимость от погоды Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серова
4. Ф ППятно как средство выражения Композиция как ритм пятен (Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени) Работа красками 1 Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен. Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка Развить приемы работы с красками
Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО ) Умение отличать и выполнять тональные соотношения. Найти работы русских художников о природных явлениях
Вырезать из картона форму посуды, расписать
5. Ф ПЦвет. Основы цветоведения.
Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы», «Розовая страна» «Изумрудный город» «Страна золотого солнца». Работа красками. 1 Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетанияВоспитать художественный вкус
Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона.
Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому Развивать творческую фантазию Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты.
6. Ф ПЦвет в произведениях живописи.
Изображение осеннего букета с разным настроением - радость, грусть, нежность. Работа красками. 1 Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.
Развивать технику работы с красками
Учить находить гармонические цветовые сочетания Знать понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить. Воспитать художественный вкус, наблюдательность
Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей Сбор информации по данной теме. Подобрать листья осенние разных цветов и форм.
7. Ф ПОбъемные изображения в скульптуре
(Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы) 1 Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные
Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. Поиск информации по данной теме Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти
Принести книжки о животных с яркими иллюстрациями, можно фотографии
8. Ф ПОсновы языка изобразительного искусства.
Свободная тема 1 Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании Выполнение конкурсных заданий Знать виды пластических и изобразительных искусств Работа в парах Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства. Написание реферата по теме; рисунок по замыслу
Составить кроссворд(5-6 слов), используя приобретенные знания.
Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт» -8 часов
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
Художественное познание: реальность и фантазия.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
№
Ф ПТема урока. Тип урока. Кол-во часов Планируемые результаты Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Домашнее задание
1 Художественное познание: реальность и фантазия.
Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир» 1 Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве. Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения
Развивать навыки решения композиционных задач
Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, отечественная история) Учить приемам работы карандашом
Написать мини-рассказ к рисунку
2. Ф ПИзображение предметного мира- натюрморта
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например, кухонной утвари.
Работа красками 1 Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства;
Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре;
Формирование представлений о ритме и цвете Воспитывать эстетическую восприимчивость
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. а) Учить изображать различные предметы;
б) Развивать приемы работы красками;
Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта
Суметь выразить свою творческую фантазию в худ. воплощение
3. Ф ППонятие формы Многообразие форм окружающего мира
Конструирование из бумаги простых геометрических тел. 1 Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.
Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира
Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры, основы композиции на плоскости Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности). Развивать пространственные представления
Сбор информации по данной теме «Народ. промыслы, Гжель» Мульти медийная презентац. Гжель. Посуда и игрушки.
4. Ф ПИзображение предмета на плоскости и линейная перспектива
Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом 1 Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс» Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки
Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта Учить приемам объемного изображения геометрических тел
Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта Сбор информации по данной теме «Натюрморт в живописи, графике, скульптуре»
5. Ф ПОсвещение. Свет и тень.
Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками. 1 Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета
Развивать приемы работы красками
Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением
Познакомить с понятиями « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением
Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. Изобразить геометрические тела
Подобрать иллюстрации с гжельскими узорами
6
7 Ф П«Натюрморт в графике» «Цвет в натюрморте»
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне. 2 Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей
Развивать технику работы кистью
(Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен
Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта
Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры.
8. Ф ПВыразительные возможности натюрморта.
Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве 1 Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира; Воспитывать художественный вкус; Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства;
Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт)
Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника. Оформление своих творческих работ
Закончить дома натюрморт, если не успели выполнить на уроке.
Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» - 10 часов
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты. Художники – наши земляки.
№
Ф ПТема урока. Тип урока. Кол-во часов Планируемые результаты Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Домашнее задание
1. Образ человека- главная тема искусства
Свободная тема. Работа красками. 1 Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета
Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В БоровицкийИстория развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.
Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Оценить внимание и эрудированное участие в беседе
Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека
Подобрать зрительный ряд с изображением портретов
2. Ф ПКонструкция головы человека и ее пропорции
Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.) 1 Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица.
Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус
Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) Дать понятие средней линии и симметрии лица
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу
Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица;
Найти и прочитать материал в исторической литературе Сбор информации по данной теме
«Великие творения людей» по теме Автопортрет
3. Ф ПИзображение головы человека в пространстве
(Объемное конструктивное изображение головы.) Работа карандашом 1 Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека
Развивать наблюдательность
Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы
Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. Сбор иллюстраций по теме
4. Ф ПГрафический портретный рисунок и выразительность образа человека
Рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок - в цвете. 1 Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями
Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность.
Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе
Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Творческое обсуждение работ Описание внешности и характера литературного героя Автопортрет: история возникновения и развития.Граф. портрет Дюрера,Леонардо да Винчи.
5. Ф ППортрет в скульптуре
Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером 1 Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры
Развивать пространственное мышление
Поиск информации, создание алгоритма деятельности Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметные связи ( литература, технология, изобразительное искусство) Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Воспитание любви и интереса кПроизведениям
худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Описание внешности и характера литературного героя
Подобрать небольшие литературные фрагменты, характерезующие человека по его предметному окружению.
6. Ф ПСатирические образы человека
Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей 1 Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом
Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей
Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство)
Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении Подобрать из газет, журналов, открыток изображения портрета
Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений.
7. Ф ПОбразные возможности освещения в портрете
Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель 1 Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию
Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью (черной);
Понимать роль света в разных видах искусства. Театр, кино Уметь применять полученные знания при выполнении работы. Подготовить реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина
8. Ф ППортрет в живописи
Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше 1 Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках
в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками
Роль живописи портрета в истории искусства Композиция в портрете Уметь активно работать в технике коллажа Сбор информации по данной теме
Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи
9. Ф ПРоль цвета в портрете
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). 1 Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете
Воспитывать интерес к человеку как личности
Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет? Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. Подобрать материал на тему: Великие портретисты
10. Ф ПВеликие портретисты (обобщение темы)
Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка. 1 Обобщить знания учащихся о жанре портрета
Воспитывать творческую активность, интерес к искусству Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах
Выражение творческой индивидуальности Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. Оформление своих творческих работ
Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 8 часов
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников.
Городской пейзаж. Мой белый город.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл.
№ Ф ПТема урока. Тип урока. Кол-во часов Планируемые результаты Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Домашнее задание
1. Жанры в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. 1 Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи
Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история). Работа в художественно-конструктивной деятельности. Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗОПросмотр презентации на тему «Жанры» дискуссия
2. Ф ПИзображение пространства
(Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. 1 Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве.
Знать правила воздушной и линейной перспективы. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы
Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой
Сбор материала для кроссворда
3. Ф ППравила линейной и воздушной перспективы.
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой 1 Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода.
Уметь использовать выразительные возможности материала.
Роль выбора формата Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа
Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы.
Оценить. Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью. Репродукции и фото разобрать и составить композицию- выставку из пейзажей
Уметь отличать работы Рериха от Левитана.
4. Ф ППейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями 1 Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.
Развивать творческое воображение.
Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе; Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами.
Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками
Сбор иллюстраций с изображением пейзажей
Наброски с натуры городских пейзажных набросков
5. Ф ППейзаж- настроение. Природа и художник.
Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния. 1 Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.
Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история) Развивать творческое воображение, технику работы кистью
Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры
6.
7. Ф ПГородской пейзаж
Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа 2 Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века.
Развивать творческое воображение, технику работы карандашом.
Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы
Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. Воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам- краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.) Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов
8. Ф ПВыразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Выставка лучших работ учащихся за учебный год 1 Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении изобразительного искусства в жизни людей. Знать виды и жанры художественной деятельности Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка
Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; ; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.) Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году Оформление своих творческих работ