Планирование непосредственной образовательной деятельности по математическому и сенсорному развитию в старшей группе (сентябрь)


Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №47 «Здравствуй»
Планирование
непосредственной образовательной деятельности по математическому и сенсорному развитию в старшей группе (сентябрь)
Составила: Кашуркина Н.И.
Сентябрь
1 неделя Тема недели «1сентября - День знаний»
Тема: Знакомство с понятием «точка».
Задачи:
Познакомить с понятием «точка»;
Обучать счету от 1 до 5;
Познакомить с составом чисел 2 и 3 из единиц;
Закрепить названия геометрических фигур.
Демонстрационный материал: набор мелких игрушек, мешочек; картина на которой всех объектов по 2, картина с домиками (из трех фигур каждый).
Раздаточный материал: листок бумаги в клеточку, карандаш; карточки с рисунками геометрических фигур; набор цифровых карточек;
Активизация словаря: точка, единица.
План:
1.Разминка
-Сколько ножек у двух кошек?
-Назови дни недели.
-Геометрическая фигура без углов.
2.Упражнение
-Назови соседей числа 3,4,5.
-Разложи цифры от 1 до 5
-Отсчитай столько предметов, сколько услышишь ударов на бубне.
-Найди столько предметов, сколько кружков на карточке
-Игра «Чудесный мешочек» (1, зан.1)
3 .Знакомство с понятием «точка»
-Возьмите карандаш и лист бумаги, нарисуйте точку потом две точки рядом, потом рядом друг с другом много точек.
-Что же такое точка? (это отметина, это пятнышко, это след от карандаша и т.д.)
4.Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
5.Знакомство с составом чисел 2 и 3 из единиц.
Состав числа 2 из единиц
-Какие предметы вы видите на картине? (мячики, листочки, яблоки, пирамидки)
-Чем они отличаются? (они отличаются по цвету, по размеру)
-По сколько предметов на картине? (всех предметов по 2)
-Сколько красных яблок? (одно яблоко)
-Сколько зеленых яблок? (одно яблоко)
-А сколько вместе? (два яблоко)
-Сколько нужно единиц, чтобы составить число2? (две единицы)
-Правильно, 1 и еще1, а всего 2.
-489585167640
Состав числа 3 из единиц
-Посмотрите на картину и скажите, какую цифру вы видите? (цифру три)
-Что еще нарисовано на картине? (нарисованы разные домики)
-Из каких геометрических фигур они нарисованы? (из треугольников, из квадратов, из прямоугольников, из кругов)
-Из каких геометрических фигур нарисован первый домик? (из 1 треугольника, из 1 большого квадрата и из 1 маленького квадрата)
-А сколько геометрических фигур надо, чтобы нарисовать такой домик? ( надо 3 фигуры)
-Сколько единиц нужно, чтобы составить число три? (три единицы)
-Правильно 1, 1 и еще 1, всего 3.
-Из какого числа фигур состоит каждый домик? (из трех фигур)
-1371601555754
3
1
2
3
4
5
4
3
1
2
3
4
5

6.Работа с раздаточным материалом.
-У вас на столе карточка с нарисованным человечком. Из каких геометрических фигур он нарисован? (из кругов, из треугольников, из квадратов, из прямоугольников).
-Сколько кругов? (кругов 6)
-Сколько треугольников? (треугольников 6)
-Сколько квадратов? (квадратов 2)
-Сколько прямоугольников? (прямоугольников 5)
5816604889500

-Нарисуйте дом, машину из геометрических фигур. (Игра «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур» см. Волчкову В.Н. занятие.№17. Рефлексия занятия
-Чем занимались на занятии?
-Из скольких единиц можно составить число 2 и 3?
-Что вам понравилось на занятии?
Используемая литература:
Волчкова В.Н. «Математика в старшей группе»,
Л.Н. Коротковских «Математика в старшей группе».
Сентябрь
2 неделя Тема « Овощи и фрукты».
Тема: Знакомство с понятиями «геометрическая фигура» и «геометрическое место точек».
Задачи:
1) Познакомить с понятиями «геометрическая фигура» и «геометрическое место точек».
2) Упражнять в счете от 1 до 5.
3) Учить составлять числа 4 и 5 из единиц.
4) Формировать представление о геометрических фигурах.

Демонстрационный материал: игрушки, 6-8 карточек с различным количеством предметов, картотека с загадками.

Раздаточный материал: счетные палочки, карточки с цифрами от «1» до «5», карточки с геометрическими фигурами, карандаши.
Активизация словаря: геометрия, «геометрическое место точек».
План:
1.Разминка
-Кто четвертым тянул репку?
-На крыльце сидит щенок. Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один и уселся рядом с ним. Сколько щенят?
-Назови число, следующее за числом 3.
2.Упражнение
-У меня на доске карточки с различным количеством предметов. Пересчитайте предметы на каждой карточке и покажите нужную цифру.
-Но сначала отгадайте загадки.
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)
-Сколько морковок на карточке?
В огороде вырастаю.А когда я созреваю,Варят из меня томат,В щи кладутИ так едят.(капуста)
-Сколько капуст?
Свежий и солёныйОн всегда зеленый.(огурец)
Игра «Сколько?» (с карточками ) , (1, зан.1)
3 .Знакомство с понятиями «геометрическая фигура» и «геометрическое место точек».
-Вспоминайте, как мы рисовали точку, потом две точки, потом много точек.
-Нарисуйте. 
-Мы назовем это фигурой, геометрической фигурой, или, если множество точек, можно назвать «геометрическое место точек»
Геометрия – это землемерие – землю меряем.
4. Состав чисел 4 и 5 из единиц.
-Вспоминайте, сколько нужно единиц, чтобы составить число 2(две единицы).
-Сколько нужно единиц, чтобы составить число 3 (три единицы).
-Какие игрушки у меня на столе игрушки?(1заяц, 1мишка, 1кукла, 1машинка).
-Сколько их? (игрушек четыре)
-Значит, сколько единиц нужно, чтобы составить число 4? (четыре единицы).
-Подумайте, можно ли составить число 5 из единиц?
-Число 5 больше или меньше числа 4? (5 больше числа4).
-На сколько 5 больше 4? (на 1).
-Значит, сколько единиц в числе 5? (пять единиц)

5.Физкультминутка
Овощи
В огород пойдем,                                  маршировать на месте
Урожай соберем.                                  идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем,                     имитировать, как  таскают
И картошки накопаем,                         копают
Срежем мы кочан капусты                  срезаютКруглый, сочный, очень вкусный.      показать руками
Щавеля нарвем немножко                   «рвут»
И вернемся по дорожке.                       идти по кругу, взявшись за руки
6.Работа с раздаточным материалом.
-У меня на доске карточка? Что нарисована на ней? (на карточке нарисованы геометрические фигуры).
-Назовите сначала фигуры верхнего ряда.
-Назовите фигуры нижнего ряда.
571516891000
-У вас на столе такая же карточка. Заштрихуйте все фигуры, кроме кругов.
7.Игры с палочками.
-Отсчитайте пять палочек. Составьте из палочек два треугольника, затем –квадрат и два треугольника.
245745190500
819154762500
8. Рефлексия занятия
 -Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?
-А что нового вы узнали?
-А какая игра вам больше всего понравилась, почему?»
Используемая литература: Волчкова В.Н. «Математика в старшей группе», Л.Н. Коротковских «Математика в старшей группе».

Сентябрь
3 неделя Тема: «Грибы. Ягоды»
Тема: Знакомство с понятием «линия» (множество точек).
Задачи:
1)Познакомить с понятием «линия»(множество точек).
2)Познакомить с цифрой «6» с помощью счета от 1 до 6 на слух (палочка Кюзинера фиолетового цвета).
Демонстрационный материал: схемы символы,
Раздаточный материал: карандаши , листы бумаги, раздаточный материал, палочки Кюзинера, логические блоки Дьениша.
Активизация словаря: линия, множество точек.
План:
1.Разминка
-У кого одна нога, да и та без сапога?
- Какой гриб растёт под берёзой?
-Ёжик по лесу шел. На обед грибы нашел. Два под березой, один под осиной. Сколько их будет в плетеной корзине?
2.Игра обручем.
-Посмотрите на карточки – символы, которые обозначают что? (цвет, форму, размер?)
-Разложите фигуры (блоки Дьенеша) так, чтобы внутри одного обруча были все синие и маленькие, а в другом – все большие и треугольные. (Возможны и другие варианты: круглые красные, прямоугольные – желтые).
(см.1.3.)
Схемы-символы

-2514609461500270129016065500
3.Знакомство с понятием «линия».
-Проведите линию и поставьте над ней все точки, из которых она состоит.
-Из чего состоит линия? (из множество точек)


4.Физкультминутка
«За грибами»
Все зверушки на опушке                  Идут по кругу, взявшись за руки. Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали,                             Скачут вприсядку, Рыжики срывали.                           Срывают «грибы». Лисичка бежала,                                Бегут, собирают «грибы». Лисички собирала. Скакали зайчатки,                         Скачут, срывают «грибы» Искали опятки. Медведь проходил,                          Идут вразвалку, Мухомор раздавил.                         топают правой ногой.

5.Знакомство с цифрой 6 с помощью счета от 1 до 6 на слух.
-Возьмите зеленый карандаш и уложите горошины в стручок. Закрасьте в нарисованном стручке горошинки. Сколько горошинок вы закрасили? (шесть горошинок).
Игра «Уложи горошины» (с карточками ), (см.1,3)
-12763574295
-Посмотрите на фиолетовую полоску. Как вы думаете сколько поместилось бы на ней полосок белого цвета? ( на ней бы поместилось шесть полосок).
6. Дидактическая игра «Ёжики» или «Посчитаем до 6»
-У вас на столе конверты с заданием. «Помогите ёжику взять столько грибочков, сколько показывает цифра».
-Какую цифру видите? (цифру 6)
-Сколько грибочков возьмет ёжик? (6 грибочков)
-Правильно. Ёжику нужно взять 6 грибочков.
-Посчитайте сколько грибочков у каждого?
7. Рефлексия занятия
-Чем занимались на занятии?
-С какой цифрой познакомились?
-Из чего состоит линия?
Используемая литература: Волчкова В.Н. «Математика в старшей группе», Л.Н. Коротковских «Математика в старшей группе».
Сентябрь
4 неделя Тема «Хлеб. Продукты питания»
Тема: Прямая и кривая линия.
Задачи:
1)Познакомить с прямой и кривой линией.
2)Закрепить умение считать до 6.
3)Научить составлять число 6 из единиц.

Демонстрационный материал: картинка с домиками, веревочки, стихи о цифре «6», атрибуты для игры «Магазин», картинка сказки «Репка».
Раздаточный материал: карандаши простые, листы бумаги, карточки с цифрами, палочки Кюзинера, кубики.
Активизация словаря: прямая линия, кривая линия.
План:
1.Разминка
-Назовите число, следующее за числом 3, 5; -Назовите число, которое стоит перед числом 4, 6; -Назовите число, которое стоит между числами 3 и 5, 4 и 6; -Назовите соседей числа 5, 2.
2.Знакомство с понятиями «прямая»и «кривая» линия.
-Постройте кубики в ряд. Что получили? (получилась дорожка)
-Какая дорожка получилась? (ровная, прямая)
-На что она похожа? Можно сказать, что она похожа на линию. (да можно)
-Правильно получилась линия.
-Из чего можно еще построить линию? (из камушек, из палочек и т.д.) -Расположите на листочке в один ряд точки. Поставьте между точками ещё точки, и ещё. Что получили? (получили линию)
……………
14916154572000
-Проведите на листе бумаги линию, а потом на втором листе, и дальше, дальше.
-Прямая линия не имеет ни конца, ни начала, она бесконечно продолжается во все стороны, у нее нет не изгибов, не углов.
Подумайте и скажите - что похоже на прямую линию?( палочка, дорога, линейка, проволока и т.д.)
Без конца, без края линия прямая. Хоть сто лет по ней иди, Не найдешь конца пути.
 -А теперь посмотрите, на что станет похожа проволока, если я согну? (на волны, на тропинку в лесу, на гусеницу и т.д.)
- Эта проволока стала похожа на линию, которая так и называется – кривая, видите, у неё есть изгибы.
3.Упражнять в использовании слова «прямая» и «кривая».
300926519621500
2622557366000263525768350012084057683500120777076835002628907683500263525819150012084058191500
3111501892300026289019113500
73914019685000

262890825500
(Показ картинки с изображением прямого и кривого домика) 
-Как вы думаете, из каких линий построены домики? (домики построены из прямых и кривых линий).
-Правильно. Домик, построенный из прямых линий стоит прочно, а домик из кривых линий вскоре упадет.
-Посмотрите, на полу лежат две веревки. Пройдитесь по ним. -По какой дорожке можно пройти быстрее? Выпрямите их и определите, какая дорожка длиннее? (кривая дорожка длиннее, чем прямая. По прямой дорожке дойдешь быстрее).4.Физкультминутка
Продукты»
Вы, ребята, не сидите,
Поскорее выходите
(Движения к центру и обратно)
Упражненья выполняйте
И продукты вспоминайте
(Движения к центру и обратно)
Вот покажем мы котлету,
Ведь ее вкуснее нету.
(Чередование движений: правая ладошка вверх, левая вниз и наоборот)
А теперь еще батон-
Очень мягкий, свежий он.
(Показать овал при помощи рук)
Мы проявим ловкость нашу:
Быстро сварим суп и кашу.
(имитация движений, производимых при помешивании каши)
А теперь пора опять
Нам работу выполнять
5.Упражнять считать до 6.
-Отсчитайте 6 кубиков. Поставьте цифру «6» и найдите нужную (фиолетовую) полоску, которая обозначает число 6.
- А теперь найдите желтую полоску и поставьте столько кубиков сколько обозначает эта полоска.(дети отсчитывают 5 кубиков и ставят рядом цифру «5»).
-Послушайте стихи о цифре «6»
Цифра шесть - дверной замочек:Сверху крюк, внизу кружочек.
Что за вишенка, дружок,Кверху загнут стебелек?Ты ее попробуй съесть,Эта вишня - цифра шесть.
6.Состав числа « 6 из» единиц.
-Посмотрите, какая у меня картинка. Вспомните героев этой сказки (это сказка «Репка»). Вот послушайте задачку такую.
В землю репка села крепко, Одному не справиться. А за старым дедом следом Хвост длиннющий тянется. Все пришли до одного. Сколько было их всего?
-Из какой сказки эти герои? (  Из русской народной сказки «Репка») -Кто тянул репку?(один дед, одна бабка, одна внучка, одна собака, одна кошка, одна мышка). -Сколько было их всего? (их было 6). -Сколько единиц составляет число 6?(число 6- это 1, 1, 1, 1, 1, и ещё 1)
6. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»( см.1, 1)
7. Рефлексия занятия
-Чем занимались на занятии?
-С какими линиями познакомились?
-Из скольких единиц можно составить число 6?
-Что вам понравилось на занятии?
Используемая литература: Волчкова В.Н. «Математика в старшей группе», Л.Н. Коротковских «Математика в старшей группе».